АЛТЫНОРДА
Интервью

Национальное единство: От Чингисхана до наших дней…

Эксперт – аналитик общественного фонда «Бис» Нина Савицкая: «Иго» – переводится с казахского, как «добро», «благо»…

Вопросы задавал Серик МАЛЕЕВ:

— Казахстан  в период становления своей государственности ввел в обиход идеологическую установку на создание единой нации. И этот процесс  происходит постепенно. Мы видели, как многие постсоветские страны приходили к раздраю в межнациональных отношениях. Видели войны, столкновения на этом фоне.  Но,  Казахстан всегда отличался в этом вопросе.  У нас нет противников национальной идеи единства народа.  Нина Григорьевна, как вы думаете, с чем это связано?

— Ну, данная идея не нова. По сути, ей уже 1000 лет.  Национальная идея возникла намного раньше. В момент возникновения самой ранней Казахии, а не Казахстана.   В этой связи стоит вспомнить противоречивую личность Чингисхана. Для  одних он был безусловный герой, для других антигерой. В свое время он обратился к учению Билик. Оно было разработано до его правления. Но он его возродил, и сделал нормой жизни в степи.  Мы привыкли к слову «иго». Оно часто используется в нашем  лексиконе. А кто из нас знает, что в переводе со старотюркского, или скифского «игi» означает «добро», «благо». Смысл слова был утрачен из-за неправильного его употребления.  «Игi» — это просвещённые потомки ариев.  А уже мы — их потомки, чего нельзя забывать.

Иго потеряло прежнюю смысловую нагрузку. В свое время оно расшифровывалось следующим изречением «Бирлик бар жерде, тирлик бар. Тирлик бар жерде игi бар». («Где есть единство, там есть существование. Где есть существование, там есть благо»). И это не нами придумано.

С момента возникновения суверенного  Казахстана,  так же была принята установка на единство. За что стоит отдать должное нашему президенту.  Именно Назарбаев в девяностые годы предостерегал руководителей постсоветских стран о возможности межнациональных конфликтов, вплоть до военных столкновений. Что мы, в итоге, видели на примере Грузии, и  Армении.   Он говорил, что межнациональные войны могут откинуть назад духовное, интеллектуальное развитие государств.   К сожалению, Нурсултан Абишевич оказался прав.  Единство — это не только национальная адекватность, это еще и социально-правовая ответственность. Социальная адекватность, в нашем случае, это право народа на власть. А правовая адекватность — это наличие гражданских прав.

При этом не стоит забывать. Единство складывается  тогда, когда соблюдаются социально-правовые аспекты. Человек должен иметь право на нормальные жизненные условия, на получение   работы, на образование, на защиту его интересов.  Все эти моменты не должны находиться в  размытом состоянии. Выходит, та демократия, которую мы хотим развить у себя, она больше степного толка.

— Во времена Чингисхана, народы объединялись под общим именем «монголы». Потом имя менялось. Появлялись союзы племен «узбеки», «ногаи», «казахи». Турки, к примеру, до сих пор говорят: «Настоящий тюрк – это казах». Почему бы и нам сегодня не объединиться под  именем «казах».

— Я никогда не выступала противником этой идеи. Но давайте вспомним и другой аспект. Древний Туран всегда входил в арианскую вольницу, противопоставляя себя идее единства. Поэтому Чингисхан  поручил старшему сыну  Джучи  политическую задачу — объединить  кипчаков, башкиров, булгар, мадьяр, и многие другие народы.  А поскольку данное объединение происходило физически, то старая элита была против.   Именно по этой причине Чингисхан лишил ее власти, набрав новую элиту  «Ар ic» -аристократов духа.  Эта та интеллигенция, о которой сейчас много говорится, и которой нам не хватает.  В каждом племени, которое он покорял, появлялось новое административное звено. Его называли «тактка». По сути, это были, выражаясь современным языком, политработники.  Возглавлял же такую администрацию первый руководитель – «Тат Ар»- достойный тат.    Вот, отсюда и пошли Татары.  Не монголы, а именно татары.

— А как идея единства работает сегодня?

-Сегодня она работает не удовлетворительно.  Дает о себе знать раздробление общества по стратам.  Одни совсем нищие, другие невероятно богатые. Это очень мешает единству. Тут даже вопрос не национальности. Ведь даже у людей одного племени происходят  личностные стычки, войны между собой, когда брат идет на брата.

А между тем, наша страна одна из самых богатейших в плане ресурсов и недр.  При этом мы еще не утратили основы духовности,  генное начало, которое передавалось из поколения в поколение.  Сохранилась взаимопомощь, взаимовыручка, гостеприимство.  У нас никогда не обращали внимание на национальность человека.  Всегда делили людей по принципу: плохой, хороший.

В разных республиках СНГ социальная напряженность проявляется в наши дни по-разному. Где-то это более обострено, где-то менее.  За последние  годы  у нас была меньшая обостренность. Здесь роль сыграли не хорошие пенсии, или зарплаты, а наше духовное начало.  Не стоит забывать, что Казахстан  был самой читающей республикой во времена Советского Союза.  Духовно-интеллектуальное развитие нации было на высоком уровне.

— Но вроде бы мы и по уровню зарплат смотримся неплохо на фоне наших соседей? Разве этот фактор вы исключаете?

— Я бы не стала выделять Казахстан. Потому что, примерно у всех республик СНГ одинаковые пенсии и оклады.  Материальное состояние всех стран постсоветского пространства у всех примерно одинаковое.  И говорить, что Казахстан смотрится неплохо, неправильно. Он смотрится неплохо на фоне самых нищих. Но почему мы должны равняться на нищих? Если стремимся к лучшему, нужно и равняться на лучших.   Даже Европа в условиях сегодняшнего страшного кризиса живет гораздо лучше нас.

Но то, что происходит в Европе,  я бы не отнесла к защите интересов населения. Все эти митинги, забастовки идут от эгоистического начала. От эгоцентризма. В Европе каждый борется сам за себя.

На том же рабочем классе держится вся западная экономика. То есть, на мигрантах. И почему  те, на ком весь самый тяжкий, черный труд, на ком, по сути, держится европейская экономика, должны жить в гетто? И быть в статусе рабов?   Почему они не должны иметь какие-то привилегии, социальные льготы?  У европейцев выработался эгоцентрический комплекс защиты только себя.  Самая главная причина   финансового кризиса,  и корни его – в отсутствии духовности, в эгоистичности, в потребительском отношении к жизни. Кто-то захотел получить больше, путем обмана,  без труда, и сделал все возможное для этого. И мы следуем их примеру.

— Тогда следует упомянуть и о странах в целом. Какая-то страна набирала кредиты,  не работая, не  отдавая долги.  Набрала огромный долг, жила на него, не думая о последствиях.   И скорее всего, этот кризис  справедлив.

— Это возмездие. Но давай вернемся к Чингисхану. Какая у него была цель, когда он шел завоевывать Русь?  Почему он не поставил во главе княжеств своих наместников, а выдавал ярлыки на княженье русской знати?  Почему подавлял недовольных, сопротивляющихся политике русских владений?  Почему ввел церковную десятину?

— При этом он поддерживал русскую православную церковь.

-Да, так и есть. Он не позволял отбирать у людей землю.  Если кто-то переезжал, то ему на новом месте выдавали равнозначный надел.  Безземельных в период правления Чингисханом не было.  Он считал, что для нормальной жизни человеку необходима своя земля, дом, и возможность себя прокормить.

При этом я не считаю, что мы от сегодняшней России в чем-то сильно отстаём. Мы — зеркальное ее отражение почти по всем позициям.  Если мы сегодня передадим власть от президента парламенту, то у нас будет много хозяев.  То же самое, что было в восьмидесятые, девяностые годы в СССР.  Когда собственность общая, а хозяина нет.

Поэтому, я считаю, в преддверье нового кризиса,  президент, как никто другой, должен проявить  политическую волю.  Если даже считать его диктатором,   нельзя отрицать, что диктатор он цивилизованный, болеющий всем сердцем за свой народ. Диктатор современный.

— А в чем должна выразиться политическая воля президента?

-В первую очередь необходимо  поставить заслон коррупции.  Мы говорим, что борьба идет. Но никакой борьбы нет.  У нас прокуратура до сих пор поддерживает коррупцию, в открытую, в наглую.  Примеров этому через край.   Недавно была проведена государственная комиссия по аттестации служащих.  Из   75 прокуроров 55 не прошли аттестацию. Это говорит о том, что три  четверти судов были необъективными.  Никаких протестов не последовало. Выходит, три четверти людей находящихся в колониях, сидят  безвинно. И такие доказательства есть.

Нужно провести очень жесткую аттестацию судов. Повторно провести аттестацию силовых структур.  Несмотря на то, что в прокуратуре три четверти прокуроров обновилось, уверенности, что все будет хорошо с приходом новых сотрудников, нет никакой. Поскольку беспредел,  идущий в судах продолжается.  Сегодня главный враг  народа — это прокуратура, которая не  исполняет своих конституционных обязанностей, не ведет надзора, дает дорогу беспределу и коррупции.

Дальше…Необходима  информационная безопасность, чтобы огородить наших детей от  вредной информации. Дети — наше будущее, и необходимо к их воспитанию подходить со всей ответственностью.  Культура у нас сирота, при множестве мачех. Посмотрите, что получается. У нас Министерство культуры и Агентство по делам религии существуют раздельно. А ведь любая религия – это производное культуры. Поэтому, необходимо усиливать Министерство культуры и информации, передав в его ведение Агентство по делам религий. Культура, информация и религия должны находиться в одном сжатом кулаке.  Это главный кит, на котором держится наше единство.

Еще один, болезненный вопрос. Наш закон «О  СМИ»  пустой.  Есть гражданский кодекс, есть уголовный, есть Конституция-основа основ.   А все остальное – это должны быть ведомственные, внутренние документы.  Без законопослушания мы к единству не придем.

Немаловажна  и финансовая сторона, банковская. У нас доходит   до того, что банки просто наглым образом обкрадывают население, накручивая бешеные проценты по кредитам. Населению нужно просвещаться в юридическом плане. Нужен ликбез. Люди не знают своих прав, не могут  толком проконсультироваться. Разжиревшие адвокаты не готовы им помогать, ибо никогда не пойдут на скандал с судом из-за нищего клиента.  Очень остра проблема сноса домов. Наши акиматы   начали действовать в пользу тех компаний, которые они же и выбирают себе застройщиками. Получается, что рука руку моет. Хотя закон должен быть для всех един.   Граждане должны получить ту юридическую грамотность, которую они не получали в советское время.  Сегодня равенства во владении законами нет. Как нет и законодательного равноправия.

Думаю, необходимо со всей серьезностью и ответственностью подойти и к вопросу чиновничества. И разобраться строго с теми, кто поручения президента не выполняет. Народу  необходимо участвовать в жизни страны. Административная ответственность должна быть очень высокой.  У нас почему-то считается, что судья не отвечает за дело, которое он ведет.   Каждый судья обязан отвечать за законность своих действий,  чтобы не было тех чудовищных, страшных ошибок, которые допускаются в суде.

— Мы требуем исполнения   работы от чиновников и прокуроров. Но необходимо прорабатывать тщательно и государственные реформы, чтобы потом от них не отказываться.  У нас ведь как получается?! Разработали государственную программу, громко отрапортовали, а потом хоть трава не расти. До следующей программы. Подобная расхлябанность расхолаживает. Государству перестают верить. Такое ощущение, что программы у нас создаются исключительно ради рапортов. Думаю, и здесь есть над чем работать?  Если мы выработали генеральную стратегию, то давайте ее строго придерживаться.

—  Наш народ далеко неординарный. И может выступить с очень интересными предложениями, которые могут усилить государственную программу.  Для этого власть и народ должны быть едины.  А у нас получается так, что одни жируют на Олимпе, а другие стоят у подножья с протянутой рукой.  Недавно я видела, как на рынке продавала женщина, заслуженный учитель- историк. На рынке она зарабатывает  чуть больше, чем в школе.

—  Здесь тоже все упирается в вопрос социальной защиты, элементарной справедливости…

— Я бы сказала в вопрос  социальной адекватности. Стартовые условия должны быть для всех одинаковыми. Законы защищают население, но они сегодня не исполняются.

— Жизнь ставит, как мы видим, непростые задачи перед нашим обществом. И нам еще нужно много работать, в том числе и над собой, чтобы выйти на уровень развитых стран. И все-таки, какой вам видется дальнейшая перспектива?

— Я верю в ум и мужество нашего президента.  Для того, чтобы сохранить страну и поднять ее социально-правовой уровень, укрепить единство народа, выйти на новый уровень сплоченности, я полагаю, должны быть приняты волевые решения, исходящие именно от президента. А не от всей верхушки власти.  И эти решения и поручения должны находиться под его жёстким контролем.   Из существенного личного права должны вытекать все остальные конституционные права. Тогда и придет уверенность в завтрашнем дне.  Мы движемся вперед, но движемся пока не уверено.