АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Серик МАЛЕЕВ. О том, как казахи русским шапку Мономаха подарили[:]

[:ru]

Любопытные факты о царском головном уборе приводит журналистка Маржан Абсалыкова в номере 161 газеты «Айкын-апта». Она утверждает, что шапка Мономаха имеет самое непосредственное, прямое отношение к казахам. Статья Маржан Абсалыковой озаглавлена:

Тайна шапки Мономаха.
О военном союзе мертвеца с младенцем

– Нет, наверное, такого человека, кто бы не знал о шапке Мономаха. Российские культурологи уверяют, что она украшала голову всех российских императоров, восходивших на престол. Можно даже услышать о том, что когда на царство возводили двух сыновей царя Федора, царевичей Петра и Ивана, то был сшит дополнительный головной убор.

Но откуда взялось само название – шапка Мономаха? Легенда гласит: в ХI столетии византийский император Константин Мономах, опасаясь потерпеть от врагов очередное поражение, отправил послов русскому князю Владимиру Всеволодовичу с предложением о военном союзе и богатыми дарами, среди которых находилась и эта шапка. Так родилась красивая сказка, согласно которой великий русский князь Владимир Всеволодович является правопреемником некогда могущественной Византии. Москва получит имя Третьего Рима, тогда как Четвертому Риму не бывать.

Понятны и истоки этого сказания: московским правителям, в средние века занимавшимся собирательством русских земель, крайне важно было утвердить свое право на царствование.

И все могло выглядеть великолепно. Но вот незадача. Дело в том, что византийский император Константин Мономах умер, как явствует из исторических хроник, в 1055 году. А в это время князю Владимиру Всеволодовичу исполнилось всего два годика. Согласитесь, в свете новых открывшихся обстоятельств выглядит весьма странно и мистически легенда о военном союзе почившего на смертном одре старика с двухлетним младенцем. Таких прецедентов в истории мы еще не знаем. Да и вряд ли младенец в силу своего раннего возраста решился бы выступить в военный поход, чтобы оказать помощь покойнику Мономаху. Просто потому, что в те младенческие годы у него в голове были совершенно другие игрушки. К тому же и сам фасон головного убора, скажем прямо, отнюдь не византийский.

Бухара

Российский ученый с мировым именем А. Спицин в конце прошлого века провел тщательнейшее исследование шапки Мономаха и пришел к неутешительному выводу, что ни к Владимиру Всеволодовичу, ни к ХI веку, ни к Византии данный головной убор никакого отношения не имеет. Шапка была сшита в Бухаре в первой четверти ХIV века спустя два столетия после кончины князя Владимира Всеволодовича.

Другой российский исследователь К. Болевич в своей научной работе отмечает, что впервые упоминание об этом царском головном уборе в российских источниках датируется 1325 – 1341 годом во времена правления Ивана Калиты. После Калиты шапка достается в наследство его старшему сыну Симеону. Следом головной убор попадает в руки второго сына Калиты – Ивана II, от которого она переходит к Дмитрию Донскому. Причем везде в завещаниях русских князей вплоть до ХVI века она упоминается как просто золотая шапка. И лишь в XVI столетии мы с изумлением узнаем, что это был, оказывается, головной убор византийского императора Мономаха?!

Реликвия российских императоров – девичья «шляпа»?

И теперь остается только сказать, какое отношение к казахам имеет шапка Мономаха. Если опираться на работу российского ученого Г. Федорова – Давыдова «Искусство кочевников Золотой Орды», то приходишь к выводу, что перед нами девичий головной убор кочевников так называемая борке, сшитая в традиционной манере из восьми золотых пластин. По краям пластин сделаны специальные отверстия для закрепления с внутренней стороны материи. Сами пластины украшены драгоценными изделиями.

По словам исследователей, драгоценный крест и золотой купол наверху шапки, на который он опирается, были изготовлены позже, все в том же ХVI веке. Чему косвенным доказательством служит описание головного убора послом немецкого императора Максимилиана І бароном Сигизмундом Герберштейном, пребывавшим с дипломатической миссией при дворе царя Василия III. Посол в своих мемуарах пишет: «Колпаки они (русские) называют шапками. Причем царская шапка, говорят они, досталась им в наследство от князя Владимира Мономаха. Это великолепный золотой колпак, украшенный драгоценными камнями, издающими мелодичный звон при каждом шаге». То есть ни о каком кресте пока речи нет. И в данном контексте любопытной может показаться статья кандидата исторических наук, российской ученой Г. Валеевой – Сулейменовой «Короны русских царей – памятники татарской культуры», опубликованная в 1996 году в журнале «Итиль». Историк доказывает, что шапка Мономаха, до того, как она попала в руки московских правителей, служила головным убором знатной тюркской женщины.

Также следует сказать, что в Московском историческом музее, в экспозиции древних раритетов города Симферополя находятся во множестве полные аналоги шапки Мономаха – золотые девичьи борки, которые сами российские ученые без всяких затей относят к головным уборам степных красавиц.

Война, яд и любовь

Это еще одна красивая легенда прошлого. На этот раз о большой любви и преданности друг другу. История хранит множество свидетельств родства русских князей с золотоордынскими ханами. Одно из них рассказывает, как московский князь Юрий Данилович, долгое время находившийся в Золотой Орде, сумел завоевать дружеское расположение золотоордынского хана Узбека. И тот выдал за приезжего гостя свою родную сестру Куншеке, принявшую мужнину веру и известную больше на Руси как княгиня Агафья. Молодые страстно любили друг друга. Но случилось несчастье, Куншеке стала жертвой княжеских междоусобных войн. Княгиня попала во вражеский полон и встретила свою кончину в неволе, в городе Твери. Никто не знает, что стало доподлинной причиной ее смерти. По одной из существующих версий – она была отравлена недоброжелателями князя. Таким был трагический финал этой любовной истории.

Остается добавить, что у безутешного Юрия Даниловича, тяжело перенесшего кончину супруги, не оставалось прямых наследников, поэтому власть после него унаследовал Иван Калита. Так золотая шапка – борке, девичье приданное княгини Агафьи, попало к нему в руки, полагают историки.

И если теперь принять в расчет, что хан Узбек был далеким правнуком Чингисхана и его жены – конратки Борте, то впору говорить, что шапка Мономаха имеет самое прямое отношение к казахам. Профессор Закирьянов пишет: «Во времена Чингисхана не было такого народа, как казахи, но Чингисхан объединил вокруг себя племена, которые позже составили основу казахского народа. Он разговаривал на древнем казахском языке. Притом что никто из современных ученых не может отрицать, что его сыновья, внуки и правнуки: Джучи, Батый, Тутуккан, Менке-Темир, Тогырыл, Узбек как и племена, ими управляемые, имеют самое прямое отношение к казахскому этносу».

То есть можно с большой долей уверенности утверждать, что хранящаяся сегодня на самом почетном месте в московской Оружейной палате Кремля шапка Мономаха на самом деле является девичьим головным убором казахской красавицы, жившей в далеком от нас ХІV веке.

Алтынорда

[:]