[:ru]
1.Знаменитая казахская ясновидящая Бахыт Жуматова: дедушка был знаменитый ишан Габдулла, который имел под своим руководством 40 мечетей в Западном Казахстане, был известен как целитель, ясновидящий, его дар передался бабушке. Бахыт воспитывалась у бабушки (из биографии Б. Жуматовой, из материалов интернета).
- Ясновидящая, «шаманка» Кажетта Ахметжанова: «когда ей было 14 лет, мать отвезла девочку к суфийскому мастеру, который сказал, что у ребенка редкий дар, и провел обряд посвящения…в 1987 году Кажета отправилась в паломничество по святым местам в Туркестан… ей во всем помогает муж, верующий и духовный человек, суфий» (из публикаций в интернете)
3.Экстрасенс «из древнего рода казахских шаманов» Жан Алибек с сестрой Даной: «Алибековы исповедуют ислам…В паре с Даной они успешно прошли все отборочные испытания и попали в число сильнейших магов нового сезона.
…Во время испытания с «ширмой», брат и сестра, выросшие в мусульманской среде, сразу же почувствовали неприемлемую для них энергетику свиной головы, определив ее как нечто ужасное и противоречащее их культуре. Более того Жан даже расслышал крики этого животного» //http://znamenitosti.info/uchastniki-bitvy-ekstrasensov-zhan-i-dana-alibekovy-iz-drevnego-roda-kazahskih-shamanov/.
- Из личного наблюдения и анализа автора данной публикации, религиоведа Назиры Нуртазиной: В решающий момент испытаний на «Битве экстрасенсов» казах Жан Алибек начинал про себя, скороговоркой нашептывать или лихорадочно бормотать под нос короткие суры из Корана – конечно, незаметно для профанов и немусульман, но вполне различимо уху мусульманина, знающего как звучат знаменитые «магические» коранические суры «Фаляк», «Нас», «Ихлас».
_________________________________________
Сразу скажу, что мое отношение к магии и ворожбе, состязаниям между ясновидящими и колдунами, в том числе телевизионным «битвам экстрасенсов» – однозначно отрицательное, ибо считаю все это признаками Конца света и морального вырождения цивилизации. Однако как исследователь я стремлюсь наблюдать и изучать самые различные феномены сознания, в том числе и прежде всего религиозного сознания и опыта. Кроме того, мне интересно, как может деградировать «в потоке истории» та или иная традиция, разновидность религиозной практики, к чему приводят отрыв мистики от этики и т.д. Наконец, мне важно знать все про казахов: какими они были и стали в плане коллективного сознания и в какую сторону сейчас трансформируют.
И все же, чтобы не согрешить против истины замечу, что в распространении в современном мире оккультизма и различных тайноведческих учений и практик следует с определенными оговорками признать одну общую положительную тенденцию. Это – возрастание интереса человечества к альтернативному (иррациональному) способу познания мира, феноменам мистических прозрений, развития интуиции и овладения секретами исцеления.
На самом деле во все времена существовал мистицизм демонический и мистицизм от Бога (последний представлен признанными мировыми школами, как Суфизм, Каббала, Йога, Даосизм и др.). Не стоит слишком противопоставлять в этом плане шаманизм (древние верования) и мировые религии. Ибо в лоне мировых религий всегда сохраняются (часто как отдельное направление) и даже получают более глубокое обоснование и настоящую духовную силу мистические способности и знания человека. Все библейские пророки были носителями «паранормальных» способностей, ясновидения, яснослышания и т.д., а Иисус Христос был непревзойденным целителем немощей человеческих, как душевных, так и телесных.
Не приходится говорить о целительной мощи Священного Корана. При чтении целителями коранических заклинаний-«рукъя» (дуя и сплевывая на больное место) всегда творились чудеса. Не зря даже многие русские люди признают, что стихи Корана – это сплошные «заговоры», т.е. ритуально-магические заклинания (с этой точки зрения попытки горе-ученых и философов рационально «понять» тексты Корана и секрет его успеха, выглядят всегда глупыми и бессмысленными).
Хотя пророк Мухаммед говорил, что главное чудо – не он сам, а тексты Корана – прямой речи Бога, которые он передавал людям в особом измененном состоянии, транса, все же сам Мухаммед (с.а.с.) не раз самостоятельно демонстрировал «экстрасенсорные» способности (но как и все пророки и святые он был против выставления их напоказ, чрезмерного увлечения мистикой и магией). Так, однажды, стоя впереди на коллективной молитве, перед началом намаза Пророк сказал: «Выравнивайте ряды, я вижу вас спиной!».
Известны малопопулярные среди современных мусульман-рационалистов (имамов, ученых) предания (хадисы) о том, как Пророк лечил своих домашних, показывал сподвижникам методы исцеления и защиты от нечистой силы, прибегал к универсальным магическим ритуалам. К примеру, однажды Пророк начертил на земле магический круг и приказав ученикам(сподвижникам) оставаться сидеть строго внутри круга, не переходя магическую черту, сам отошел поодаль, чтобы пообщаться с «переговорщиками» из числа джиннов (духи, бестелесные существа в Исламе). Скорее это было время, когда Пророку ниспосылались аяты из знаменитой суры «Аль-Джинн».
В целом, в отношении современных целителей и ясновидящих можно сказать, что наиболее позитивные из них, так сказать, «белые ведьмы» или «добрые маги», целители и экстрасенситивы – это не что иное, как «слабые наследники великих королей», то есть носители деградированной, духовно выхолощенной, но некогда могущественной мистической традиции того или иного народа или целой конфессии.
У казахов таким неиссякаемым источником духовных прозрений, питающим Степное Знание-Даналык, обогащающим нашу когда-то богатую мистико-теологическую традицию, народные обряды врачевания, предсказаний и т.д., был не какой-то там непонятый, туманный «шаманизм», а был и остается таким фундаментом Суфизм – условно именуемый эзотерическим Исламом, основанный полностью на Коране, Сунне и медицине Пророка. В нашем регионе была центральноазиатская школа мусульманского мистицизма, связанная с именами святого Ходжи Ахмеда Ясауи, Бахауддина Накшбанда и др.
Современные казахи не то что на уровне «жеты ата» («семь предков»), а уже несколько десятков поколений, т.е. давным-давно имеют предков-мусульман. Так что непонятно, о каких «древних шаманских родах» ведут речь биографы современных экстрасенсов. Например, моего далекого предка из 17-ого (!) века, притом из региона Алтая и Восточного Казахстана, а вовсе не из Юга, звали Жолымбет, т.е. Жолмухамед. Таких фактов полно и в генеалогиях других казахских родов и племен. О каких предках-язычниках можно говорить с такими яркими мусульманскими именами? С таким духовными биографиями, от которых веет мудростью Корана, светом мухамедовой веры?!
К слову, мой прадед Баба Жолымбет был святой-аулие, выросший в лоне суфийско-накшбандийской религиозной традиции, хотя оставался во многом степным мудрецом-самородком. По шеджере (родословная), Жолымбет-аулие прожил 130 лет (информация, конечно, не для циников), и его трижды удостоил визитом святой Хизр (один из четырех бессмертных пророков в нашем традиционном исламе). Но в поздние времена, тем более колониализма, потомки святого Жол-Мухамеда измельчали и выродились, конечно. Как и все казахи. И это перерождение и деградацию будут называть как угодно: «шаманизмом», «космизмом», «казахскостью», «толерантностью» и пр.
(окончание следует)
Назира Нуртазина,
религиовед
[:]