АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Склонность искажать и оптимизировать собственную историю является проявлением ложного патриотизма, формирующим ущербное личностное и общенациональное сознание…

history020813Особенностью летнего информационного сезона в отечественной прессе стала тотальная озабоченность историческим вопросом.

В день попадается до дюжины статей и интервью о необходимости улучшения, углубления, новых изысканий, повышении качества исследований, разработке новых концепций и методологий. Можно было бы сказать «как по команде», но понятно, что «как» тут немного лишнее. Историкам – радость, они востребованы. Публицистам и мифотворцам от истории – тоже весьма недурно: при таком шквале можно говорить практически что угодно, слегка актуализировав и приправив соответствующим идеологическим или квазипатриотическим соусом. Труднее всего археологам – мало того, что приходится срочно раскапывать (или, возможно, перераскапывать) древние городища, так еще и тут же их датировать и концептуально преподносить стране и миру.

Тут можно и припомнить подзабытую историю 70-х про находку древнего артефакта с не менее древними письменами, который наши блистательные археологи, историки и лингвисты торжественно привезли в столицу, расшифровали, документировали и собирались уже было получать государственные премии и награды, когда выяснилось, что артефакт оказался декорацией из фильма, брошенной съемочной группой в степи. Камень за ночь был вывезен с территории академии, а история стала городской легендой, хотя слава о научном «подвиге» прогремела на весь Союз.
К сожалению, не издана в полном объеме бурная история аппаратно-идеологических баталий 40-х годов, когда языковеды, писатели и историки развернули полномасштабную гражданскую войну, которая привела к падению двух главных партийных идеологов республики, да и в немалой степени способствовала смене всего руководства, оказавшегося бессильным угомонить ретивую научно-творческую интеллигенцию. Кстати, нельзя не отметить, что многие инициаторы и активные участники тогдашних разборок оказались сметены поднятой ими же самими волной и постфактум были признаны «жертвами политических репрессий».
Покопаться в архивных документах или хотя бы просмотреть газеты того периода, думаю, многим было бы очень полезно. Ибо стилистика взаимных обвинений (причем не кулуарных, а публичных) благополучно дожила до наших дней.
Про талант вымарывать целые пласты исторических фактов из научного оборота также много говорить бессмысленно. Любители идеализации той или иной старины ухитряются не просто не видеть свидетельства, оставленные современниками, или многолетние исторические изыскания (даже с учетом их тогдашней идеологической составляющей), но и изо всех сил предавать их анафеме. Просто потому что они «неправильные».
Забавно, но порой возникает ощущение, что идеалом государства для подобных типажей является феодально-клерикальное государство с монархическим правлением и элементами рабовладельческого строя, густо приправленное примитивно-бытовым авторским национализмом и соответствующей геополитической ориентацией.
Парадоксально, но «монголо-татарское иго» легко сменилось на «славянско-тюркский симбиоз», а пребывание Казахстана в составе Российской империи и даже Советского Союза (!) упорно именуется «колонизацией».
Наша традиция формировать собственное восприятие истории с подгонкой фактов под искомые вводные, вполне резонирующая с аналогичной государственной идеологической практикой, по мере роста коммуникативных возможностей возведенная почти в религиозный статус, утратила одну, не самую значительную, казалось бы, но крайне важную деталь. А именно – умение извлекать исторические уроки, учиться на них и двигаться вперед.
Когда «героями» становятся политические неудачники и аутсайдеры, авантюристы, предатели-эмигранты, жертвы аппаратных разборок и прочие страдальцы, то соответствующая матрица поведения во многом накладывается на нацию в целом (я не говорю сейчас о личностном восприятии и человеческой трагедии, а о том образе, который навязывается инфантильно мыслящими публицистами).
В то же самое время из национального исторического наследия словно пропадают такие имена, как, например, Сакен Сейфуллин, Нигмет Нурмаков и Турар Рыскулов, Алия Молдагулова, Маншук Маметова и Бауыржан Момышулы. Все меньше принято вспоминать славные имена и деяния металлургов, педагогов, геологов, нефтяников, врачей, агрономов, энергетиков, военных, летчиков, ученых, строителей, государственных и партийных деятелей – всех тех, кто возвел фундамент современного Казахстана.
Склонность искажать и оптимизировать собственную историю является проявлением ложного патриотизма, формирующим ущербное личностное и общенациональное сознание…
В одной вполне серьезной монографии по истории одной европейской страны попался ответ на вопрос, почему некоторые ее провинции находятся в состоянии перманентной экономической депрессии, а власти подвержены высокому уровню коррупции, причем и то, и другое – в течение многих десятилетий. Так вот, ответ был весьма «аргументированный»: в конце кажется XVII века эти земли в ходе краткосрочной военной кампании «были разорены» армией соседнего государства. Враг давно ушел, прошли два с лишним века, а депрессия, видите ли, осталась.
Нельзя побеждать, будучи настроенным на поражение. Невозможно двигаться вперед, когда глаза оказались расположены на затылке. Никакие «кровные братства» и древние культы не смогут проложить дорогу в будущее. Особенно если не видеть (или забыть) собственный позитивный исторический опыт…

Источник: еженедельник «ПАНОРАМА» (Алматы)