АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

«СОХРАНЕНИЕ КАЗАХСКОЙ САМОБЫТНОСТИ – МЕЧТА СЛАВНЫХ СЫНОВЕЙ АЛАША»

Туркестан №47

Деятели Алашорды боролись за сохранение национальной самобытности казахов, обретение свободы, избавление от колониальных пут, стремясь быть образованной и грамотной нацией. Сложившие головы на плахе палачей за свои убеждения, они проделали огромную работу для нынешнего поколения. А ценим ли мы их?
Основатели движения Алаш мечтали о независимости. Хотели, чтобы будущие поколения не испытывали колониальный гнет. Желали, чтобы казахи стали образованной, грамотной нацией. Объединив нацию, они боролись, чтобы не стать жертвой колониальной политики великодержавной империи. В одном из своих выступлений Президент РК Н.Назарбаев сказал: ««Главной целью «Алаша» было постепенное изменение казахского общества. Это соответствует  нашему курсу форсированного развития, то есть, модернизации… Славные сыны Алаша завещали нам идею государственности… Бесценное завещание Алаша обязывает нас сохранить нашу историко-культурную уникальность, говоря простым языком, оставаться казахами, призывает усилить наше единство». Назарбаев, накануне 95-летия движения Алаш, дал задание казахскому Правительству о проведении ряда мероприятий, связанных с этой датой. Нам необходимо, чтобы наше подрастающее поколение училось на примере великих сынов Алаша.  Один из предметов, пропагандирующих славные дела движения Алаш – недавно изданный фотоальбом «Алашорда». На презентации книги нам удалось побеседовать с Ерланом Кариным и Айдосом Сарымом.

 

Ерлан ?АРИН, “серетарь НДП Н?р Отан”:
«Алашевцы были верны и нации, и своим друзьям!»


– Ерлан, в этом году исполняется 95 лет со дня образования движения Алашорда, а через пять лет мы будем отмечать и 100-летний юбилей. На ваш взгляд, какова подготовка казахского общества?
– Бог даст, через пять лет Алашорде исполнится  100 лет. В 2007 году в последний день мая мы кое-как утвердили план мероприятий, приуроченных к 90-летнему юбилею, и в оставшие полгода едва успели организовать в библиотеках встречи, круглые столы и другие мероприятия. И то, благодаря инициативной группе Беріка ?бді?али. Не было больших затрат и с финансовой точки зрения. Члены инициативной группы сами нашли деньги. Мы помогли выпустить книгу Дины Аманжоловой.

Время летит быстро. Поэтому мы выступили с инициативой уже сегодня начинать подготовку к 100-летнему юбилею движения. Не успеешь оглянуться, эти пять лет пролетят, как одно мгновение. Надо продумать  организацию  мероприятий к «100-летие Алаша» и утвердить их в  Правительстве.

Несомненно, Правительство примет и утвердит планы и предложения, касательно движения «Алаш». Однако инициативная группа не должна сидеть, сложа руки, поручив проведение всех мероприятий властям. Иначе, история повторится, и мы вновь ограничимся проведением догматических конференций. Мы собираемся в узком составе вокруг круглого стола, и обмениваемся мнениями с такими историками, как  М?мбет ?ойгелді, беседуем об Алаше. В этом нет необходимости. Все, что касается движения «Алаш» должно получить широкую пропаганду среди населения страны, об этих людях должен знать простой народ. В учреждениях образования должны пройти классные часы, организованы открытые уроки. Необходимо издавать учебники новейшей истории, рассказывающие о героическом подвиге и последующей трагедии героев Алаша. Нельзя оставлять без внимания выпуск документальных фильмов и фотоальбомов. Только так можно пробудить в подрастающем поколении патриотический дух. Молодежь должна гордиться личностями, которые в составе Алаша боролись за будущее нации и страны.

Во-вторых, мы планируем открыть сайт www.alashorda.kz, где будет размещена разносторонняя информация о движении «Алашорда», и его деятелях. На сайте, который будет издаваться на казахском, русском и английском языках, планируем под разными рубриками размещать книги, статьи, документы, фотографии и другую полезную информацию. Это будет полезно и ученикам и их преподавателям.
– Судьба каждой личности, которая имела отношение к движению Алаш, трагична. Было бы хорошо, в ходе съемок документальных фильмов, создать о каждом из них отдельное творение.
– Это – самая большая моя мечта. Если была бы возможность, я бы занялся производством документальных картин. До каких пор, мы, не слезая с коней, будем сражаться с джунгарами? Надо же освещать и другие, более поздние страницы нашей истории.

Так почему бы творческим союзам и отдельным гражданам не объединиться вокруг 100-летнего юбилея движения «Алашорда»? Довести до народа его историю без прикрас, рассказать о ней общественности. Можно снимать целые сериалы про этих прекрасных людей. Сейчас в России снимаются сериалы об императоре Александаре, о Николае, об эсерах, даже про вешателя — Колчака снимают сериал.
–  Да. К тому же, это идеология, которая воздействет на умы миллионов?!
– Конечно! Все свои проекты мы должны реализовать, и показать народу. К 145-летию ?лихана Б?кейхан?лы мы организовали конференцию, выпустили книгу, сняли документальный фильм. Поместили его в интернете, чтобы смотрел народ. Также нужно снять отдельные документальные фильмы о каждом из алашордынцев. У нас почти нет фильмов о национальных лидерах. Меня удивляет, с каким самоотречением активисты Алаша брались за любую работу,  полезную для народа. Есть множество занимательных и поучительных фактов из жизни и судеб таких деятелей, как М?стафа Шо?ай, ?лихан Б?кейхан?лы. Почему наши писатели не опираются на них при написании своих творений? Такие произведения усилили бы любовь и уважение подрастающего поколения к своей нации, усилили бы их стремление к борьбе за ее будущее. Сейчас ?ажы?али а?а выпускает  роман  «Тар кезе?» о Сырыме Дат?лы. Необходимые для произведения материалы он в течение 20 лет искал во всех уголках земного шара. А сведений о деятелях Алашорды более, чем достаточно. Есть их фотографии, потомки некоторых из них еще живы. Почему наши литераторы не используют эти возможности? И здесь необходимо отметить, что Т?рсын Ж?ртбай опубликовал материалы судебных процессов, устроенных над деятелями Алаша. Статьи – отдельный разговор, мы говорим о допросах алашордынцев следователями. Жа?анша и ?лихан до конца 1937 года, то есть, до вынесения приговора об их расстреле, не прерывали связи. Некоторые высказывают мнение, что деятели движения делились «на Восточную и Западную Алашорду». Это неверное мнение. Среди алашордынцев не было никакого деления. Когда было введено военное положение, чтобы ввести оптимальный метод управления деятели Алаша пришли к такому соглашению. На одном из допросов следователи спросили Жа?анша: «До 1935-37 года вы поддерживали связь с ?лиханом. О чем говорили?». На что он, не задумываясь, ответил: «Так, обменивались анекдотами, шутили». ?лихан и Жа?анша деятели, которые самоотверженно боролись за будущее нации, и вряд ли они встречались, чтобы обмениваться просто анекдотами? В трудный час для страны, нации, они не думали о личном благе, они не предавали своих соратников! Жа?анша – большой ученый, но очень простой, скромный человек, умеющий ценить друзей. Он не предал ?лихана. Если бы писатели взялись за написание художественного произведения, то только дружба между деятелями Алаша была бы отдельной темой. Очень много сведений о Магжане, чей талант и чье личное поведение были образцом для подражания. Когда назначали М?стафу Шо?ая премьер-министром Правительства Туркестана, ?лихан сказал: «Сейчас важна не власть, а время. Безусловно, необходимо единение всех тюркских братьев. Однако мы должны защищать интересы казахов». И тогда М?стафа, несмотря на свой статус премьер-министра республики Туркестан, согласился стать одним из пятнадцати членов Национального совета Алашорды. Ради своей нации, он добровольно отказался от карьеры.
– На мой взгляд, достойно подражания стремление деятелей Алаша к знаниям. Кажется, именно это их качество остается за чертой нашего внимания?
– Да, у них было огромное стремление к знаниям. Отец М?нш?к М?метовой Ахмет М?метов – деятель Алашорды, был известным журналистом,  квалифицированным врачом. Все национальные деятели были такими, каждый из них был талантлив в какой-либо отрасли, оставаясь одновременно  разносторонне развитым человеком. У них у всех была одна цель – служить нации, приносит ей пользу, быть готовыми к самопожертвованию ради родной нации. Их жизнь – это пример нынешнему подрастающему поколению.  К сожалению, наши нынешние писатели отличаются бесхарактерностью, поэты не проявляют качеств борцов, а ученым недостает просветительских талантов… В общем, всем чего-то недостает.
– Возможно, это следствие мирной, сытой жизни?
– Хотя мы и живем в мирное время, но не должны прекращать борьбу за свободу. Мы должны  усилить борьбу за будущее нации. Проблемы, поднятые пятнадцать лет назад, сегодня звучать совсем по-иному. Появляются новые вызовы. Предотвратить их, отстоять интересы нации – обязанность нынешнего поколения. В следующем году 100-летие газеты «?аза?». Что нужно сделать, чтобы достойно отметить эту знаменательную дату? Чтобы показать какую интеллектуальную роль сыграла газета «?аза?», каким просветительским авторитетом обладала газета в тот трудный период. Сегодня наши политические деятели любят в своих выступлениях цитировать Джефферсона, и других зарубежных деятелей. На мой личный взгляд, высказывания представителей Алашорды иногда превосходят их по остроте и актуальности. Недавно ко мне за советом обратился один из молодых деятелей либерального направления: «Как можно организовать нашу работу?» — спросил он. И я ему ответил: «Ничего не надо придумывать. Изучите историю деятелей Алаша, каждый из них — отдельная личность, все образованные. А как они умели находить компромисс. Как они, устраивая горячую дискуссию, приходили к единому решению? Как служили нации? Готовая схема, готовое направление. Прошло более 60-70 лет, как деятели Алаша отошли в иной мир. Однако они до сих пор служат нации, когда дело касается национальных проблем, духи славных сынов Алаша всегда с нами. Они положили свою жизнь за казахскую нацию.
– Спасибо за беседу!

 

Айдос САРЫМ, политолог:
Они пробудили стремление к свободе


– Айдос, какую лепту в национальные интересы вносит фотоальбом  «Алашорда»?
– Есть понятие «научный корпус». Оно состоит из крупных монографий, историко-литературных, научно-познавательных трудов. Однако фотоальбом – другой жанр. В нынешней аудиовизуальной жизни, в эпоху современных технологий, необходимо представить перед глазами любую вещь. Рассматривая фотоальбом «Алашорда», видишь фотографии молодых  алашордынцев 17-19-ти лет. Они похожи на некоторых молодых людей, которые ходят рядом с нами. Значит, и внешнее сходство будет играть большую роль в просветительской работе.
– К сожалению, даже наша молодежь до сих пор не может избавиться от рабской психологии, навязанной нам советской империей. Что нужно делать, чтобы избавиться от этого проклятого наследия?
– До настоящего времени мы критиковали качество учебников, говорили о слабых сторонах государственной идеологии. В действительности, деятели Алаша были истинной интеллигенцией казахов. Они, борясь за нацию, подготовили учебники казахского языка, литературы, математики, психологии. Когда началось преследование деятелей Алаша, перед ними было две пути. Один путь, как М?стафа Шо?ай, перебраться за границу, и оттуда продолжить дело. Второй путь — остаться на родине, и не прекращать самоотверженную национально-освободительную борьбу. М?стафа, находясь за границей, выпускал газету, и, несмотря на гонения, не прекращал пропагандистскую работу. В принципе, это качество свойственно всем алашордынцам. Образованный человек, с широким кругозором, он свободно владел четырьмя языками. Если бы каждый из них заботился бы только о себе, то вероятно, добился бы определенных успехов в какой-нибудь отрасли. Однако они были верны национальной идеологии, не отказываясь от своих убеждений даже под угрозой расстрела. В тот период народ переживал трудные времена. Национально-освободительное восстание 1916 года, два искусственно созданных голодомора, унесли жизни миллионов наших братьев и сестер, разрушили мирную жизнь степи. Активисты движения Алашорда, основанного именно в этот трудный для страны период, не покладая рук трудились во имя светлого будущего нации. Мечтали освободить казахов от зверского  колониального ига, мечтали построить  независимое государство, чтобы подрастающее поколение было образованным и грамотным. Ради достижения своих целей 70-80 процентов деятелей Алаша сознательно сгруппировались в литературе, печати, в науке и образовании. Не имея в тридцатые годы доступа во власть, они нашли такой путь влияния на умы своих соотечественников. Придя к взаимному компромиссу, они внесли огромную лепту в науку. Например, ?лихан Б?кейханов разарботал учебники  астрономии и географии, Ма?жан Ж?мабаев – педагогики, Халел Досм?хамедов – анатомии и зоологии, Ж?сіпбек Аймауытов — психологии, Ахмет Байт?рсынов, Елдес Омаров, Н?зір Т?ре??лов — языкознания, М?хтар ?уезов трудился в области литературы, а Міржа?ып Дулатов, С?лтанбек ?ожанов, ?лімхан Ермеков преподавали математику. Деятели Алаша разработали и заложили основу открывающихся казахских школ.
– Как вы оцениваете труды Алашевцев по развитию казахского языка?
– На мой взгляд, благодаря лидерам движения, сегодня казахи, населяющие огромный регионы, от Синьзяня до Астрахани, имеют возможность свободно общаться. Читая журнал «Ай?ап», газету «?аза?» того времени, замечаешь языковые особенности. Деятели нации, устранив эти различия, повлияли на формирование общего литературного языка. К примеру, возьмите тюрков с едиными корнями. Каждый из тюркских народов имеют свои особенности. У кыргызов, например, есть 3-4 диалекта. Также и у татар. Между носителями диалектов часто возникают споры «настоящий язык наш, а ваш не чистый». Зато у казахов таких споров нет. Это – результат самоотверженного труда деятелей Алаша.
– В СССР было запрещено изучение творчества национальных деятелей, обвиненных в «буржуазном национализме». Стал ли этот запрет преградой для людей, желающих знать больше об Алашорде?
– Нет, не стал. Если заглянуть в историю, то до 1940-50 годов не прекращались обвинения: «пропагандировал движение Алаш», «выступал за Алашорду», «осуществляет контрабанду произведений Алаша». С сороковых по семидесятые годы поколение, выросшее на произведениях деятелей движения Алаш, создали классическую версию современной казахской литературы. Наши старшие братья нелегально читали произведения Ма?жана, Міржа?ыпа и других, передавая их друг другу, скрытно пропагандировали их. Даже, в самый пик коммунистической идеологии, идеи Алаша оказывали огромное позитивное влияние на казахов.

И примеров этого более, чем достаточно. Во времена Советского Союза наши ученые — историки, посещая архивы, скрытно изучали наследие деятелей Алаша. Это усилило стремление казахов к свободе, независимости, которое переросло в Декабрьское восстание 1986 года, завершившееся  обретением Независимости Республикой Казахстан.
– В связи с приближающимся 100-летием движения Алаш, вы предложили создать специальную организацию. Каковы ее цели?
– У нас сформирован негативный процесс. Когда дело касается значительных дат в жизни государства и нации, мы скупы на проведение мероприятий. Это пережитки компанейщины, унаследованной от советского периода.   Правительство принимает Постановление, добавляет в него 4-5 статей, проводит конференцию, затем литераторы и ученые едут на место, где происходили события, устанавливают там памятник, и все! Но во время празднования 100-летия движения Алаш нельзя допускать такой компанейщины. Мы должны мобилизовать всех соотечественников на празднование святого для нации юбилея. Если 2017 год объявить годом движения Алаш, то предстоящие пять лет необходимо посвятить широкой пропаганде Алашорды.
– В увековечании славных сыновей народа, боровшихся за будущее своей нации, важно присвоение их имен улицам городов, школам и другим государственным объектам. На ваш взгляд, у нас решена проблема ономастики?
– Пока не решается. Поэтому надо объезжать города в разных уголках страны, и оказывать влияние на то, чтобы присвоить улицам этих городов имена деятелей Алаша. Даже в Астане имена Міржа?ыпа Дулат?лы, Ж?сіпбек Аймауыт?лы присвоены небольшим улочкам на окраине столицы. На улицах некоторых городов нет даже табличек с именами личностей, в честь которых они названы. Мы должны приложить усилия для устранения этих недостатков.
– Айдос, по большому счету, все это связано с идеологией. А мы вот уже более 20 лет ломаем голову над вопросом: «Какая идеология нужна Казахстану: национальная или государственная?»…
– Нация и государство – родственные понятия. Их нельзя разделять, рассматривать отдельно. К сожалению, еще с советских времен мы пытаемся избегать слова «национальный». Это – наша ошибка, с научной точки зрения. Необходимо делать упор на идеологии, давая улицам наших городов имена национальных деятелей, как можно более широко пропагандируя их труды и идеи. Только тогда увеличиться число тех, кто действительно гордится, признося «Я – казах!».
– Почему для решения важных проблем будущего Казахстана и казахской нации, мы ломаем голову и ищем «другие, окольные пути»? В чем тут главная помеха?
– Тому несколько причин. Главная из них — путь Алаша так и не стал для нас столбовой дорогой. «Путь Алаша»– национальная идея, устремленная к свободе и независимости, воле и суверенитету. Этот путь до сих пор извилистый, мы опасаемся выйти на столбовую дорогу. Это – испытание для нынешнего поколения казахов. Например, когда смотришь на фотографии национальных деятелей в фотоальбоме «Алашорда», до ареста в их глазах виден огонек. А на тюремных фотографиях они выглядят усталыми. Однако политика советской империи не смогла сломить волю никого из них. Не смогла заставить их отказаться от главной задачи. Рискуя головой, они оставили будущим поколениям много добрых дел, которые служат примером для будущих поколений. Каждый из них знал, что рано или поздно будет казнен. Однако они, ради блага нации, сознательно шли на смерть. Такая самоотверженность нужна была для будущего казахской нации,  оказавшейся в какой-то момент на грани исчезновения из-за насилия и гнета, геноцида и гонений.

Когда  деятелей Алаша, обвиных в «национализме», в арестантских вагонах пересылали по этапу, стоявший на перроне ?лихан, придавая им дух, крикнул вслед уходящему поезду: «Ей, парни! Вы стали жертвой во имя страны! Не падайте духом, будьте сильными! Наступит и наш черед!». Это написано в рассказах самого Б?кейхан?лы.

Если посмотреть, это была эпоха, когда всех образованных и грамотных казахов подвергали гонениям, закрывали в тюрьмах, казнили по решениям «троек». Будто наступил коней света. Однако славные сыны Алаша решили ради родной нации пойти на самопожертвование. Когда Мартина Лютера Кинга, который защищал интересы чернокожих в Америке, спросили: «Что будете делать, если наступит конец света?», он ответил, что будет сажать деревья. Сейчас мы стоим в музее имени М.?уезова. Свой трудовой путь я начинал в этом учреждении. Здесь два ореховых дерева, посаженных руками М?хтар а?а сегодня дают плоды. Также сегодня в независимом Казахстане дают плоды и идеи Алаша.
– Спасибо за беседу!

 

Н?зия ЖОЯМЕРГЕН?ЫЗЫ,

Первод Кайрата Матрекова