АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Асель ТУРЛАНОВА. Два плюс один. Специально для «Алтынорды».

НАНОдним из запоминающихся событий прошлого месяца стал ответный визит казахстанского лидера Нурсултана Назарбаева в соседний Узбекистан. В ходе него стороны подписали ключевой документ – Договор о стратегическом партнерстве, который должен открыть новую главу во взаимоотношениях двух братских народов. Встреча двух лидеров государств запомнилось не только подписанными документами, но и обсуждением «проблемы 2014». Суть ее заключается в обеспечении мира и стабильности в регионе после вывода военных США из Афганистана.

По обыкновению, проблемы региональной безопасности интересуют в первую очередь Узбекистан. Поэтому президент этой страны Ислам Каримов, подчеркнул, что наши страны являются самыми крупными в Центральной Азии, и судьба региона во многом будет зависеть от позиции Астаны и Ташкента. Вывод напрашивается простой – если точки зрения совпадают, то и упрощается движение к общей цели.

«Мы еще раз четко подтвердили нашу общую ответственность за сегодняшнее будущее наших народов и наших стран, если принять во внимание, в какое непростое время мы живем. Мы реально воспринимаем складывающуюся ситуацию в мире, с учетом продолжающегося глобального финансового кризиса, трудно предсказуемых его последствий в регионе и прилегающих к нему территориях, роста напряженности экстремизма и противостояния в связи с предстоящим выводом миротворческих сил ISAF из Афганистана», – заявил Каримов.

Какие именно вопросы обсуждали президенты по поводу Афганистана, и к каким они пришли общим выводам, осталось за закрытой дверью. Но по большому счету, позиция двух стран известна экспертным кругам. Поскольку ее Астана и Ташкент озвучивали ранее, до исторической встречи глав государств в резиденции узбекского президента.

 афган

Когда в товарищах доверья нет…

         Больше всего опасение, по поводу предстоящего сокращения американских военных в Афганистане, разделяет Узбекистан. Как отметил Ислам Каримов, этот процесс может привести «к усилению и появлению новых противостояний, дальнейшему усугублению межэтнических конфликтов в Афганистане».

«Становится очевидным, что такая ситуация может вызвать напряженность и большие проблемы также на территории сопредельных с Афганистаном стран», – отметил он в начале мая.

Каримов не раз обращал внимание партнеров по региону на ситуацию в Кабуле. А в этом году он предложил сформировать временное правительство Афганистана. По его словам, «участвующие в этой войне (конфликтующие силы, – ред.), все более убеждаются в невозможности решить эту затянувшуюся на долгие годы проблему с помощью военной силы».

«Единственный путь выхода из афганского кризиса – политический, и, как бы ни было сложно, – достижение взаимного согласия путем переговоров противоборствующих сил», – отметил Каримов.

Беспокойства Ташкента понятны. Страна имеет общую границу с Афганистаном, и нестабильность может охватить Узбекистан. Отметим, что прежде Каримову было проще. Северные районы Афганистана контролировал этнический узбек – генерал Рашид Дустум. Ташкент в свою очередь оказывал ему поддержку, как говорят эксперты, продовольствием и оружием. Но острая политическая борьба в Афганистане привела к тому, что Дустум был вынужден покинуть страну и укрыться в Турции. Об афганском генерале ничего не слышно, что говорит о том, что он не собирается возвращаться на родину. Следовательно, у Ташкента нет буферной зоны, которая отделяла бы боевиков от узбекской границы.

Но что даст правительство национального согласия Афганистана?

Формально можно говорить о том, что такой институт снизит эскалацию насилия в стране. Ведь кроме конфликтующих сторон, воевать некому! Но фактически, как заметил один из представителей американской администрации, «уровень доверия между ними чрезвычайно низок». В Европе и США, где есть дееспособные институты, слабый уровень доверия может спровоцировать политический кризис, а в Афганистане отсутствие доверия между партнерами приведет к новому витку гражданской войны.

Странам Центральной Азии, если говорить честно, все равно кто окажется у власти в Кабуле. Но для нас важно, чтобы новое афганское правительство признавало светские режимы, и было готово к диалогу с ними. Особенно в вопросах региональной безопасности. В данный момент Кабул проводит такую политику, но не факт, что она сохраниться после 2014 года, т.к. в стране может прийти новое радикальное руководство. И здесь следует говорить не о намерениях, а о ценностях, которых оно будет придерживаться в своей деятельности. По крайней мере, известно, что попытка «легализовать» правительство «Талибан», которую предпринял Ислам Каримов в 90-х годах, не оправдала себя.

Правительство национального единства в Афганистане – это самая приемлемая модель развития страны. Она позволит вывести страну из «пропасти кризиса», в которой находиться Афганистан более 30 лет. Но в условиях низкого доверия, между политиками временное правительство не сможет поддерживать мир и стабильность в стране. В таком случае как бы ни пришлось столкнуться со старой марксисткой притчей о том, что история повторяется дважды: в первый раз в виде трагедии, второй – в форме фарса.

 

Экспортер стабильности

Своя точка зрения на происходящее в Афганистане есть и у Казахстана. В отличие от Ташкента, Астана традиционно не вмешивается во внутренние дела других государств. А вопросы будущего правительства суверенной страны, это как раз и есть внутренние дела Афганистана. Но это не означает, что Казахстан просто следит за соседями и ничего не предпринимает. Астана не в меньшей мере, чем другие страны региона заинтересована в мире и покое на афганской земле. В 2012 году в Казахстане прошла серия терактов, данный тренд обещает усилиться после сокращения военного присутствия американцев.

Как отмечали ранее эксперты, война в Афганистане, оттягивала на себя ресурсы террористического подполья Центральной Азии. В этой стране против западной коалиции воевали боевики из Центральной Азии. В 2008 году, к примеру, на афганско-пакистанской границе был убит лидер Исламского движения Узбекистана (ИДУ) Тахир Юлдашев. Поэтому есть опасения, что вывод военнослужащих США из Афганистана усилит террористические тренды для стран Центральной Азии. В том числе для Казахстана, который не понаслышке знаком с этим явлением.

Что делает Астана для нормализации обстановки в Афганистане и для укрепления стабильности в регионе? Хотя Казахстан не озвучивает политические мегапроекты, тем не менее, работа в этом направлении ведется. С 2007 года наша республика реализует специальный план помощи Афганистану.

«В его рамках для молодых афганских граждан реализуется программа по подготовке 1000 специалистов мирных профессий. Ежегодно Казахстан оказывает безвозмездную техническую и гуманитарную помощь Афганистану. На средства Казахстана реконструирована автодорога Талукан – Кундуз – Ширхан – Бандар. За счет помощи Казахстана построены школа и больница», – отметил президент Нурсултан Назарбаев в апреле этого года.

Гуманитарная помощь, это знак доверия и дружбы. Это необходимый инструмент превентивной дипломатии. Но при этом Казахстан делает нечто больше. Наша республика втягивает Афганистан в орбиту региональной экономики.

Так за 2012 год товарооборот с Афганистаном составил 321,5 миллиона долларов. Много это или мало? Конечно цифра не значительная, если брать во внимание ВВП Казахстана. Но на самом деле, это большая сумма, если учитывать нынешнее состояние Афганистана. Для сравнения, в прошлом году торговый оборот Казахстана с Азербайджаном достиг 390 млн. долларов. Хотя обе страны имеют огромную экономику, которая развивается в мирных и спокойных условиях. ВВП Азербайджана составляет 63,4 млрд. долларов, а Казахстана – свыше 160 млрд. долларов. Таким образом, Афганистан, имея худшие условия для развития бизнеса, смог, по сути, сравняться с Азербайджаном. Поэтому следует говорить об успехе! Но скорее всего речь идет о режиме наибольшего благоприятствования в торговле. Астана, таким способом, поддерживает усилия Кабула по переводу страны на рельсы мирного развития.

«Основополагающий элемент программ международного содействия – это экономическая реабилитация Афганистана. Необходимо форсировать расширение экономического сотрудничества в регионе и активно интегрировать Афганистан в эти процессы. Казахстан твердый сторонник такой региональной интеграции», – сказал в апреле текущего года глава государства Нурсултан Назарбаев.

Другое дело насколько эффективна проводимая Астаной политика? Прежде всего, не стоит рассчитывать на быстрый результат в данном случае. Однако принцип: «меньше воюй, больше торгуй» носит более фундаментальный характер. А значит, и стабильность в Афганистане и регионе будет покоиться на более крепкой основе.

Главные ожидания связаны появлением в Афганистане экономической основы для зарождения национального среднего класса, который станет «партий мира» в стране. Увы, в данный момент можно говорить только о зачатках этой социальной страты. Поскольку экономика Афганистана пока еще архаичная, являющаяся продуктом военного времени, затянувшейся гражданской войны. Для появления массового среднего класса требуется принципиально новая модель развития. Но она может появиться по мере развития и через путь реформ.

В этом смысле успех Афганистана предопределят ближайшие годы. Если в стране сохраниться «худой мир» и не будут падать темпы роста экономики, то можно оптимистично смотреть на будущее Афганистана. Если эскалация насилия и дальше будет продолжаться, то бизнес-класс, едва поднявшись колен, раствориться, а победит «партия войны».

 

P.S.  

Как отметил Ислам Каримов Казахстан и Узбекистан не соперники, а партнеры.

«Если говорить об Узбекистане и Казахстане, то здесь конкуренции нет и не будет в ближайшее время только потому, что у нас совершенно разные условия и абсолютно разные полезные ископаемые, и совершенно разные природные и прочие ресурсы», – сообщил он в ходе встречи с казахстанским лидером.

Сказанные слова, можно смело отнести и к афганскому вопросу. Хотя у каждого государства есть своя точка зрения, позиции не разъединяют нас, а возможно, дополняют друг друга. Ведь главная их цель – нормализация ситуации в Афганистане и снижение рисков нестабильности для Центральной Азии.

Но у каждой точки зрения есть свои преимущества и недостатки. Если в узбекском варианте «камнем преткновения» остается низкое доверие между воюющими в Афганистане сторонами, то в казахстанском – для результата требуется больше времени и терпения. Какой из этих двух проектов жизнеспособен, покажет время. И скорее всего, они будут находить свое отражение в рамках региональных структур безопасности.

 

Асель ТУРЛАНОВА, Алматы.