Правительство Казахстан добровольно передаст несвойственные государству а также избыточные функции в конкурентную среду и саморегулируемым организациям (СРО). Практика ведущих государств планеты показывает, что в ряде сфер жизни они работают более эффективней чем госорганы. Практически весь малый и средний бизнес в странах Европы и Северной Америки регулируется СРО.
В национальном плане «100 конкретных шагов» ставится задача расширения участие граждан через развитие саморегулирования и местного самоуправления.
На западном фронт-офисе без перемен
Так, распространенной в мире формой СРО являются бизнес-ассоциации — добровольные объединения представителей какой-либо отрасли экономики. Хорошо известен опыт Великобритании по сотрудничеству СРО и местных властей в сфере бесплатного консультирования граждан по широкому кругу вопросов. В этой стране сеть бюро консультаций впоследствии трансформировалась в национальное агентство.
Наиболее яркий пример современного зарубежного саморегулирования — это система регулирования рекламы в США. По данным сайта www.volga-zkh.ru, в 1906-1912 годах в США были созданы общественные “комитеты бдительности”. Таким образом, бизнес сам совместно со СМИ включился в борьбу с неэтичной и неправдивой рекламной информацией. Комитеты проводили регулярный мониторинг рекламных сообщений. Разрабатывали кодексы честной рекламы, вели переговоры с рекламодателями с целью изменения рекламы, которая вызывали нарекания со стороны потребителей.
В результате кропотливой работы сегодня в США функционирует эффективная система контроля за соблюдением этических принципов в рекламе. О результативности работы комитетов, которые сегодня называются “БББ” (Better Business Bureau), говорит хотя бы тот факт, что в США так и не было принято федеральное законодательство, регулирующее рекламу. За исключением рекламы продуктов питания, медикаментов, алкоголя и табака.
Эксперты считают полезным для Казахстана создание профильных республиканских СРО, с делегированием им некоторых функций госорганов. В частности, отмечаются значительные успехи ряда СРО в мониторинге экологических проблем. Поэтому можно ставить вопрос о передаче им части функций государства в охране окружающей среды. Но для этого необходимо создать вначале экологическую ассоциацию. Предлагается дать им право рекомендации при назначении на посты руководителей региональных подразделений по охране окружающей среды.
Также поучителен опыт германских СРО, которые участвуют в разработке местных бюджетов. В целом, мировой опыт показывает, что сеть эффективно работающих СРО на местах является ступенью к более высокому уровню самоорганизации – органам местного самоуправления.
Закон
В феврале 2015 года Министерство национальной экономики (МНЭ) презентовало на уровне профильного комитета Мажилиса РК проект Закона «О саморегулировании» с сопутствующими поправками. Напомним, законопроект разработан во исполнение Указа Президента РК «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» и поручений главы государства.
По мнению разработчика, поэтапное введение института саморегулирования позволит создать условия для развития предпринимательства и выстраивания партнерских взаимоотношений государства и бизнеса.
Как известно, под саморегулированием понимается комплекс мер, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами своей предпринимательской или профессиональной деятельности, основанной на добровольном или обязательном членстве в саморегулируемой организации — СРО. При этом, базовыми элементами СРО являются наличие специальных правил и стандартов, функции контроля за их соблюдением членами СРО, а также обеспечение имущественной ответственности перед потребителями товаров. СРО предлагается выбрать наиболее приемлемый способ – страхование гражданско-правовой ответственности (ГПО); создание компенсационного фонда; компенсация вреда равными долями всех членов определенного СРО; иные способы ГПО.
Важный момент — введение добровольного саморегулирования не влечет существенных рисков — субъекты рынка объединяются добровольно и принимают на себя дополнительные обязательства. Добровольными СРО (ДСРО) будут субъекты предпринимательства, которые действуют сейчас как объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в форме ассоциации (союзов). Развитие ДСРО должно стимулироваться государством. Поэтому в отраслевых законах могут быть предусмотрены стимулы к их созданию.
А вот обязательное саморегулирование несет риски монополизации рынка и ограничения конкуренции. Обязательными СРО будут субъекты регулируемой профессиональной деятельности, а именно палаты нотариусов, аудиторов, коллегия адвокатов и т.д. ОСРО будут осуществлять доступ своих членов на рынок и контролировать их деятельность в части соблюдения законодательства и правил (стандартов) объединений. Поэтому такой вид саморегулирования требует строгого соблюдения рамок будущего Закона.
Сопутствующим законопроектом вносятся поправки в Гражданский кодекс и законы: «О некоммерческих организациях», «О борьбе с коррупцией», «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», «О разрешениях и уведомлениях», «Об аудиторской деятельности», «О частном предпринимательстве» и «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан».
Таким образом, ценность СРО состоит в том, что они фактически берут на себя государственное регулирование. И в то же время их деятельность абсолютно не противоречит нормативам государства. Первыми саморегулируемыми профессионалами в истории стали врачи. А вот как они соблюдают «Клятву Гиппократа» — первый кодекс поведения и качества оказания медицинских услуг — это вопрос дискуссионный.
Алия Темирова