[:ru]
В социальных сетях вспыхнул скандал вокруг картины Николая Хлудова с обнажёнными казашками. Что в ней правда, а что – художественный вымысел?
Классические работы художника Николая Хлудова, который творил в конце XIX – начале XX века, неожиданно стали причиной очередного «уят-скандала». Картина «Женщины-казашки бьют шерсть» возмутила казахстанских мужчин. Пост об этом появился в Facebook.
На картине Хлудова – бытовая зарисовка: казахские женщины в кимешеках отбивают палками овчину, чтобы изготовить войлок. Часть женщин делает это с обнажёнными грудями.
Такого быть не могло
Картина находится в Центральном государственном музее РК, там есть целый зал, посвящённый Хлудову. И там эта полуэротическая работа никого не смущает. Но стоило ей появиться в социальных сетях, как разгорелся скандал. Комментаторы, которые явно не знакомы с творчеством Хлудова и давно не были в музее, объявили работу чуть ли не фейком.
«Это фантазия художника. Они не могли нарисовать наших женщин в таком виде», – пишет Диас Батырбекұлы.
Кто-то решил, что Хлудов как художник оказался совсем не правдив и пририсовал благовоспитанным казахским матронам молочные железы, кои они никогда не являли свету.
«Попробуйте раздеть наших женщин! Картины Хлудова искажают действительность», – написал Руслан Шынтас.
Были отзывы и откровенно оскорбляющие память художника-этнографа, произведения которого стали культурным достоянием Казахстана.
«Художник – урод без мозгов! Пусть горит в аду», – написал Дамир Асильев.
Вы хотите сказать, казахи не раздевались?
Мы решили разобраться, почему же всё-таки Николай Хлудов изобразил наших прабабушек в столь откровенном виде? Была ли это вольная фантазия живописца или бесстрастная фиксация реальности? Informburo.kz опросил художников, культурологов и специалистов по казахским традициям: могли наши женщины в XIX веке выступить натурщицами в стиле ню или нет?
Известный искусствовед Валерия Ибраева считает, что вызвавшая скандал картина в высшей степени реалистична.
«Хлудов рисовал фотографически, он ничего из головы не выдумывал, – прокомментировала Валерия Ибраева. – Что видел, то и пел, он был художник-этнограф. Ещё более скандальная картина его, на которой обнажённые женщины зубами развязывают поводья верблюда. У Хлудова стиль был довольно примитивный, его кредо – это рисование с этнографической точностью. Он допускал небольшую поэтизацию, конечно – одна наш искусствовед даже связала его с Алексеем Венециановым (русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни. – Авт.)»
То, что женщины могли бить шерсть топлес, по мнению искусствоведа, объясняется просто: им было жарко. «Понятно, что женщины бьют шерсть в юрте, чтобы она не разлетелась. Им жарко – естественно, что они обнажились. Почему нет?»
«У Хлудова есть картина с девушкой, которая моется в реке, тоже полуобнажённая. То есть, что хотят сказать, что казахи не раздевались? Говорят, что в Европе жили грязно в прежние времена, а в Казахстане чисто. Но, извините, быт кочевников вряд ли был стерильным», – говорит Валерия Ибраева.
На современных, полных патриотического умиления картинах, конечно, такого натурализма, как у Хлудова, не увидишь. Степные жительницы на них со скромно опущенными долу глазами с поволокой, белоснежные складки их платьев целомудренно прикрывают всё, что можно прикрыть. Этих лубочных красавиц – гламурных кочевниц трудно представить отбивающими шерсть. Валерия Ибраева думает, что такие образы – это попытка идеализации.
«Я родилась и долгое время жила в Ташкенте, там было много греков, которые говорили: греческая девушка так себя не ведёт, а вот другие девушки… Это одна из форм идеализации: мол, женщины других стран могут себе такое позволить, а наши нет, они скромные. Это из той же серии, что вопрос: «Ходил ли Ленин в туалет». Если вы помните фильм «Асса», то он начинался с того, что Сталин ходил в туалет, то есть надо было разбить величие», – прокомментировала искусствовед.
Степное БДСМ
Культуролог Зира Наурзбаева также изучала творчество Хлудова и рассказала нам, что нынешний скандал – повторение того, что был ещё в 1934 году, когда ещё не было Facebook.
В начале ХХ века в краеведческом музее сняли несколько работ Хлудова, посчитав их аморальными. Среди них была ещё более фривольная работа «Праздник с призами». На полотне при первом взгляде происходит некая вакханалия. Полуголые дамы с завязанными за спиной руками зубами пытаются развязать поводья верблюда. За этим с радостными лицами наблюдают мужчины.
Непристойную картину сняли со стены. Но тут за Хлудова вступился Ахмет Байтурсынов, только что вернувшийся из ссылки. Он высоко оценил работы художника и сообщил, то на картине изображена никакая не порнография, а действительно распространённый в степи ритуал.
Зира Наурзбаева заверила нас, что Хлудов не соврал: женщины действительно на глазах у публики проделывали подобные номера, причём художник даже поскромничал: на самом деле женщины должны были быть полностью обнажёнными. Ритуальное действо производилось на поминках. Голая женщина воплощала энергию жизни, ее близость к природе, и должна была как бы противостоять энергии смерти. Ведь мы на свет появляемся голым. Это был языческий, домусульманский обряд,связанный с тенгрианством.
«Этот ритуал называется «Туйешешу», – прокомментировала Зира Наурзбаева. – Он был и в фильме «Кунанбай» изображён. На самом деле женщины выходили полностью обнажённые. В фольклоре можно встретить описание, как выходит пожилая обнажённая женщина, она указывает на свои половые органы и говорит, что дети это видели, когда рождались, поэтому ничего постыдного в этом нет. Да, это своего рода признак феминизма даже. Потом мы приняли ислам, и все эти ритуалы стали забываться. Очень редко это применялось. На поминках отца Кунанбая – Ускенбая – этот обряд был применён. Это не было порнографией или стриптизом, это имело большое символическое значение, стремление стать ближе к природе, порождающей нас голыми. Нам сейчас трудно воспринимать в истинном смысле те обряды, которые были приняты в те времена. Но, зачем оскорбляться? «.
Что касается картины «Женщины-казашки бьют шерсть», то на ней Хлудов, по мнению Зиры Наурзбаевой, всё-таки исказил действительность.
«Разумеется, никто войлок в обнажённом виде не бил, – уверена Зира Наурзбаева. – Другой пример – его же картина, где женщины одеты, но мужчина до пояса раздет. Есть архивная видеосъёмка 1918-го или 1919 года, она была сделана в Семипалатинске: там группа молодых мужчин только в штанах и с обнажёнными торсами, они бежали около поезда. Это архивная съёмка, скорее всего, это военная часть «Алаш Орды», и мужчины проходили учения. Так как женщин рядом не было, мужчины позволили себе раздеться. Но в целом же это не было принято. Тогда у импрессионистов были популярны всяческие таитянки, гаитянки. Я думаю, Хлудов, возможно, вдохновлялся ими».
Это ханжество
А вот хранитель исконных казахских традиций и историк Арман Нурмухамбетов нисколько не смущён картинами Хлудова.
«Картины Хлудова отражают действительность, – прокомментировал Арман Нурмухамбетов. – В старину представления о стыде у казахов были несколько иными, чем при усилении ислама в середине XIX века и позже при Союзе. На что-то смотрели намного проще, чем даже сейчас. А что-то из того, что сейчас в порядке вещей, тогда считалось зазорным»
Арман считает, что нельзя смотреть на эту картину глазами современного человека.
«Одна из картин Хлудова, не помню, как называется, где девушки с обнаженной грудью на глазах у всего аула зубами развязывают узлы аркана, на который привязаны верблюды, – это реальный казахский ритуал плодородия, – говорит Арман. – Ритуал известен ещё с сарматских времен. Тот, кто возмущается при виде этих картин, проявляет элементарное невежество в культуре собственного народа и вбитое в их головы странное сочетание советско-исламского ханжества».
Это фантазия
За правдой о картине Хлудова, на которой казашки уже второй век бьют шерсть, мы обратились к директору Центрального государственного музея РК Нурсану Алимбаю. Он заверил нас, что да, женщины действительно были, но они позировали одетыми, а обнажённые груди им пририсовал сам художник.
«Да, действительно на его картинах голые казахские женщины, – прокомментировал Нурсан Алимбай. – Разумеется, это было совершенно недопустимо. Хлудова подвергли критике по этому поводу. На что он ответил, что это была художественная фантазия, это был способ интерпретации реальности. Он просто хотел показать красоту женского тела. На самом деле такого не было. У нас в архивах музея хранятся письма самого Хлудова с объяснениями по этому поводу».
Мы попросили письмо, в котором Николай Хлудов раскрывает тайну казашек с полотна, для ознакомления. Однако в музее нам сообщили, что доступа к этому историческому документу в данный момент нет.
Кто такой Хлудов
Николай Хлудов – художник-портретист, иконописец, пейзажист. Он родился 25 ноября 1850 года в Орловской губернии, а умер 23 июня 1935 года в Алматы.
Хлудов с 1877 года жил в городе Верный, работал чертёжником, а позже – межевиком Семиреченского областного правления, участвовал в качестве топографа и художника в экспедициях геолога И. В. Игнатьева и ботаника А.Н. Краснова по исследованию горной группы Хан-Тенгри и профессора И. В. Мушкетова по изучению Верненского землетрясения (1887 г.). Хлудов являлся членом Туркестанского кружка любителей археологии, учредителем Семиреченского отдела Русского географического общества.
С 1904 по 1907 год Хлудов расписывал первый иконостас Алматинского Вознесенского кафедрального собора.
В 2013 году была выпущена марка с картиной Хлудова.
В советское время Николай Гаврилович сыграл важную роль в профессиональной подготовке первых казахских и кыргызских художников. Его учениками в разное время были Абылхан Кастеев и Семён Чуйков.
Работы Хлудова хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Бишкека, Алматы.
По данным Википедии, из художников Центральной Азии чаще всего подделывают Николая Хлудова и Сергея Калмыкова.
https://informburo.kz/stati/stepnaya-erotika-pochemu-hludov-risoval-kazashek-golymi.html?_utl_t=fb
[:]