[:ru]
Это сегодня предатель ищет выгоду, практически избегая ответственности. Не знаю, как у других народов, но у казахов предательство всегда каралось смертью.
Казахскому хану Тауке принадлежит авторство известного свода законов Жети жаргы. В нем Тауке использовал идеи Касым хана и Есим хана. Что известно о Жети жаргы? Что говорят факты?
- Свод соответствовал своему времени
В ХҮІІ веке казахское ханство столкнулось с многочисленными вызовами. Именно в эту пору, хан Тауке, заботясь о будущем казахской нации, решил сделать все возможное, чтоб укрепить институт ханской власти. Для ее укрепления, нужна была всенародная поддержка, и законы, работающие на народ и власть.
Тауке хан заимствовал важнейшие постулаты у Касым хана и Есим хана, и с учетом особенностей казахских традиций и ментальности, создал свой легендарный проект Жети жаргы. В работе над ним приняли участие так же Толе би, Казыбек би, Айтеке би.
2) Жети жаргы был уникален
Полное содержание Жети жаргы не сохранилось. Частично о законе говорится в исследованиях Шукиралиева (1804 год), Гавердовского (1806), Левшина (1832). Смысл сводов законов передал в своей работе А. Кайнарбайулы, на основе трудов Н.Гродекова, Л.А. Словохотова, А.П. Чулошникова. В его работе сделан вывод о том, к каким семи изменениям привел закон Жети жаргы. Мы четко видим, что закон давал множество привилегий чингизидам и частным собственникам.
- На выборы требовалось приходить с оружием.
Согласно своду законов, главы родов, и племен собирались раз в год. На этих мероприятиях принимались решения по вопросам внешней и внутренней политики. Только пришедшие с оружием, имели право голоса. Кроме того, каждый пришедший с оружием, обязан был выплачивать двадцатую часть своих доходов государству. У каждого представителя того или иного рода был свой знак. Эти знаки относились к государственным символам.
- Долг оплачивался скотом.
Распространенным наказанием была выплата куна. Стоимость куна была разной. И менялась, в зависимости от того, какое социальное положение было у преступника, или и умершего человека. А так же в зависимости от характера преступления. К примеру, за умершего мужчину выплачивали 1000 баранов, за женщину 500 баранов. Так же большую значимость играл социальный статус убитого. Если это был представитель благородного рода, или султан и ходжа, то преступника обязывали выплатить кун за семерых человек. Если ты оскорбил султана или ходжу, то тебя обязывали выплатить 9 видов скота, за рукоприкладство 27. Стоимость куна за раба была на уровне стоимости куна за птицу или собаку. Если преступник нанес кому-то телесные повреждения, он так же выплачивал кун. За поврежденный указательный палец-100 баранов, за мизинец-20. Если человек украл что-то, то возвращал в три раза больше ворованного. К примеру, за 100 сворованных верблюдов, выплачивалось 300 лошадей, или 1000 баранов. Жети жаргы был направлен на то, чтобы обезопасить разных людей из разных социальных слоев населения.
5) Применялась и смертная казнь
В Жети жаргы четко прописаны криминальные нормы. К преступлениям относились: убийство, причинение вреда здоровью, изнасилования, рукоприкладство, воровство. Наказания за преступления зависели от степени тяжести и их характера. Работал принцип кровь за кровь. Особо тяжкие преступления карались смертной казнью. К смертной казни приговаривались предатели, и нарушители государственного порядка.
6) Дела рассматривали бии
На суде биев, согласно двустороннему соглашению, смертная казнь заменялась на выплату куна. Кун выплачивался в четырех случаях. К примеру, если жена убила своего мужа, а родственники мужа простили ее. Если женщина убила своего внебрачного ребенка. Если была доказана измена одного из супругов. Если человек совершил акт богохульства. За рукоприкладство по отношению к престарелым родителям, виновного сажали задом наперед на черную корову и стыдили. Если девочка повышала голос на родителей, кун выплачивала ее мать.
7) Жети жаргы действовал на нашей территории до ХІХ века
Жети жары сохранялся в казахской среде до середины ХІХ века. А некоторые законы работали вплоть до октябрьского переворота 1917 года. Как отмечено выше, до наших времен не дошло полное содержание Жети жаргы. Впервые о своде законов писал Г.Спасский на основе сведений от Кубека Шукиралиева. Его статья называлась 11 частей Жети жаргы.
Она была опубликована в 1820 в издательстве «Сибирский вестник». Следующие 34 вырезки из свода законов были опубликованы в работах А.Левшина. Именно эти вырезки и стали широко известными, и фигурируют до сих пор в казахской литературе.
Гүлжанат Әбдімомынова
Abai.kz
Перевод с казахского Алтын орда
[:]