АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Такие деньги на железной дороге не валяются

  казахстан   После подписания в конце мая соглашения о Евразийском экономическом союзе (ЕЭС) , железнодорожные тарифы  в нашей стране по-прежнему останутся в исключительной компетенции АО «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ).  Нам удалось отстоять рыночные завоевания в этой важной сфере.

    Как известно, завтра, 29 апреля в Минске состоится заседание Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС), где главы трех государств рассмотрят проект Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕЭС). Сейчас идет интенсивная работа по согласованию позиций сторон.

Казахстанские представители в исполнительных органах ТС и ЕЭП всех уровней ведут согласованную  работу, чтобы в ходе создания альянса не пострадали наши национальные интересы .

Так, в пятницу на брифинге в СЦК управляющий директор по корпоративному развитию КТЖ Еркин Жусанбаев сообщил, что и после создания ЕЭС, железнодорожные тарифы Казахстане останутся в исключительной компетенции АО «Казакстан Темир Жолы».

Он пояснил, что предоставление исключительных тарифов —  скидок, осталось на национальном уровне. Этот механизм сохранится и в будущем. «Наши тарифы будут формироваться с учетом той экономики, которая складывается в КТЖ. Тарифы у нас ниже, и в этом преимущество для казахстанских товаропроизводителей определенное есть», — заявил Е.Жусанбаев.

Директор департамента экономической интеграции АО «НК «КТЖ» Алия Джумабаева дополнила, что на заседании совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в Москве принято решение о том, что при перевозках внутри стран союза будет применяться унифицированный тариф. То есть, тариф, который у нас на сегодняшний день действует при перевозках внутри страны. Та же схема будет применяться и при экспортных перевозках через морские порты.

Госпожа Жусанбаева в своем выступлении детально пояснила перипетии принятия такого решения. Соль проблемы в том, что на нашей железной дороге

рыночные реформы проведены гораздо глубже чем у партнеров, большинство вещей отданы в конкурентную среду. Отсюда и более низкие издержки и цена услуг для потребителей железнодорожного транспорта Казахстана. Так, по отношению  к Российской Федерации наши цены ниже примерно в  2 раза, а по отдельным услугам — в 2,5 .

По словам представителей КТЖ, казахстанская сторона не согласилась на выравнивание тарифов несмотря на обоснованность данного подхода. В процессе работы над договором также выяснилось невозможность реализации механизма предоставления скидок на наднациональном уровне.

Такое принципиальное решение по ж.д. тарифам соответствует фундаментальной позиции Казахстана в отношении унификации тарифов и техрегламентов — мы за то, чтобы партнеры по союзу всегда двигались в сторону облегчения условий для бизнеса, но не наоборот. Иначе это понизит конкурентоспособность наших экономик на внешних рынках. Особенно важно это на пороге вступления Казахстана в ВТО.

Не секрет, что по легкости ведения бизнеса Казахстан серьезно опережает Россию и Беларусь.   Следовательно, в этой сфере ориентиром для унификации, в основном,  должны служить отечественные критерии. Например, Казахстан не пошел на  введение единых ставок налогообложения. Как известно, у нас самые низкие налоги в ТС — 28.6% и это большое конкурентное преимущество. Если партнеры захотят облегчить жизнь своему бизнесу, они  также должны снизить свои налоги.

Аида Темирова