АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Туркестанский дневник

Казахстан сегодня стоит на первом месте по количеству изобретений на душу населения среди республик СНГ, заверяют специалисты
Национального института интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК.

При этом мысль казахстанских кулибиных и эдиссонов явно следует в общемировом фарватере научно-исследовательских поисков, направленных на разработку новых, экологически чистых энергоносителей, будь это ветрогенераторы или дома и автомобили на солнечных батареях. Неслучайно девизом проводимой в 2017 году в Астане выставки «ЭКСПО» заявлено: «Энергия будущего – в развитии альтернативной энергетики». Разработана целая программа – «Инновационный Казахстан», цель которой – помочь ученым и изобретателям в запуске их разработок в промышленное производство. Притом что некоторые казахстанские изобретения могут уже сегодня дать стопроцентную фору тем же зарубежным аналогам.

Еду, еду алыстан…

И вот она, моя первая поездка на отечественном солнцемобиле, собранном студентами и преподавателями Казахстанско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Яссауи, что в городе Туркестане. Инструктор поясняет – главное не перепутать рычажки. Реверс назад, реверс вперед, газ, тормоз, все элементарно просто. А между тем авто на солнечных батареях разгоняется довольно резво. Жму на газ, скорость все увеличивается. Отличие от бензинового аналога только в том, что не слышно шума работы двигателя и нет выхлопа дыма за кормой. Интересная техника. Бесшумность в данном случае можно рассматривать скорей как недостаток. Прохожие тебя не слышат и, следовательно, не замечают. Поэтому нужно давить на клаксон, чтобы пешеходы освободили проезжую часть, или давить на тормоз, если не хочешь неприятностей. В плохую погоду, когда солнце не светит, такой электромобиль может за счет зарядки литиево-ионных батарей проехать до восьмидесяти километров. В солнечную же погоду километраж неограничен. Будет ехать, пока солнце светит. И главное – ехать «на халяву». Нет нужды тратиться на закупку горючего, не надо стоять на автозаправке. Словом, великолепно.
Правда, тут нужно учесть, что автомобиль собирался студентами и преподавателями университета в своей студенческой мастерской и шедевром автомобильного зодчества назван быть не может. Это вам не «мерседес» с его классическими обводами и не красавец БМВ, но главное-то не в этом. А в том, что этот автомобиль запатентован как исключительно казахстанское ноу-хау и при дальнейшей доводке кузова может уже поступить в продажу.
А вот и другое чудо техники, и тоже на солнечных батареях. Мотоцикл, по виду напоминающий велорикшу. На крыше трехколесного транспорта также установлена солнечная батарея, дающая заряд на аккумуляторы и электродвигатель. Такой трехколесный друг – вещь просто незаменимая в хозяйстве. Особенно на дальних чабанских отгонах, где есть проблема с доставкой бензина, а проблемы с наличием солнечной погоды нет.
И вот что рассказывает о своем детище Ферхад Сатамуш Чаир – преподаватель сварки и сантехники кафедры механики Казахско-турецкого университета: «Руководство университета, – говорит он, – пошло нам навстречу и помогло с закупом соответствующих запчастей. Это наш первый опыт. Следующий автомобиль мы попытаемся сделать побольше, в соответствии с нормами, принятыми в автомобилестроении. Если выпускать такие солнечные мобили сериями в сто, двести и больше машин, то себестоимость производства значительно удешевится. И себестоимость солнцемобиля составит порядка полутора тысяч долларов. Что позволяет рассчитывать на хорошие перспективы при его продаже населению. Главное – это экологически чистый вид транспорта, освобождающий его владельца от затрат на горючее. Поэтому, – заканчивает свою мысль Ферхад Сатамуш, – мы надеемся, что соответствующие ведомства в Казахстане проявят интерес к нашим студенческим разработкам».
Остается только добавить к сказанному, что силами самих студентов Казахско-турецкого университета сегодня переведены на альтернативные виды энергии уличное освещение возле университетской медицинской клиники и коттеджи профессорско-преподавательского состава, освещение и работа электроприборов в которых осуществляется за счет все тех же солнечных батарей. То есть за потребление электроэнергии университетские педагоги никому не платят. Что, безусловно, положительно сказывается на семейном бюджете преподавателей.

Как капиталистический постулат спас монумент Сталина…

Возвращались мы из Туркестана на автобусе, по строящейся дороге Западная Европа – Западный Китай. И вот какая тут напрашивается аналогия. Это дорога чем-то напоминает нашу страну, когда временами ты мчишься по идеальному автобану, со скоростью не меньше ста пятидесяти километров в час, а участками, где еще не завершено строительство, плетешься по убитой, старой асфальтке. Словом, все как всегда. Где-то мы видим явные прорывы и достижения, а где-то все еще скатываемся в старую колею. Успокаивает лишь одно. Стройка продолжается. А значит, совсем скоро наши автомобили помчат нас по этой сверхскоростной магистрали далеко-далеко, хоть до самой Атлантики, где и заканчивается эта суперсовременная дорога.
И еще о контрастах прошлого и дня нынешнего. По дороге в Шымкент мы заглянули в поселок Икан, где все еще стоит сохранившийся памятник вождю народов Сталину. Интересна история этого монумента. В начале двадцатых годов прошлого столетия в этих краях было сильное басмаческое движение. Затем, где-то в начале тридцатых, главари басмаческих отрядов обратились с письмом к Сталину, в котором они просили амнистию для себя и землю для своих вчерашних соратников. Им дали и то и другое. Так, в Икане в начале тридцатых годов образовался первый колхоз из басмачей. А следом появился и памятник Сталину как знак благодарности бывших «врагов народа» вождю большевиков.
Потом наступили годы хрущевской оттепели. После двадцатого съезда КПСС памятники Сталину стали убирать по всей стране. Докатилась эта волна и до Икана, где местная власть решила снести скульптуру.
Но не тут-то было. Произошло неожиданное. Вчерашние басмачи выкопали свои винтовки и пулеметы и заняли круговую оборону вокруг здания конторы, где и был установлен монумент. Не помогли никакие увещевания и уговоры. Бывшие «враги народа» не позволили коммунистам снести с постамента своего же коммунистического идола.
И вот пришли годы независимости. Памятник палачу Сталину  оказался неактуален и для нового руководства независимого Казахстана. А между тем местному акимату не хочется ссориться ни с центром в Астане, ни с собственными аксакалами. И тогда местная власть принимает воистину соломоново решение: она передает старое здание конторы, рядом с которым и был установлен монумент, в частные руки, а новое здание акимата строит рядом с трассой, подальше от опального вождя. Получается, и волки сыты, и овцы целы. За рядами одноэтажных строений вождя уже не видно, а с другой стороны, какие могут быть претензии к сельскому акимату, если скульптура находится в частной собственности? Частная собственность ведь у нас неприкосновенна?! Такой вот получился хитрый ход конем. Так самый главный постулат капитализма о частной собственности, против которого всю жизнь боролся Сталин, обернулся в конечном итоге спасеньем для его собственной скульптуры, установленной в одном из отдаленных сел Южного Казахстана…

Серик МАЛЕЕВ, фото Айтжана МУРЗАНОВА, Алматы – Шымкент – Туркестан – Алматы