АЛТЫНОРДА
Интервью

Угоден ли Аллаху Дед Мороз?

demorozneugoden1«В состоянии радости человек тоже приближается к Богу»

В предновогодний период имамы казахстанских мечетей призывали своих прихожан отказаться от празднования нового года, ссылаясь на то, что этот праздник не является мусульманским. О том, как это соотносится с принципами существования полиэтнического, многоконфессионального и светского государства, мы побеседовали с главным научным сотрудником Института философии, политологии и религиоведения Академии наук РК, доктором философских наук, профессором Анатолием Косиченко.

мечеть новый год казахстанцы праздник
Интернет-фото

– Начну с того, что цель любой религии – восстановление утраченного единства Бога и человека. Религия в целом является сферой духовного развития. И все, что полезно для души, есть в религиях, которые актуализируют свои ценности и ведут образовательную и воспитательную работу. Вполне возможно, какие-то светские праздники вступают в противоречие с основной догматикой и целями религии. Но хочу сказать, что это не первый случай, когда имамы на достаточно широкой аудитории заявляют о ложности праздника Нового года и ненужности празднования его мусульманами. Но это и не христианский праздник. В православии новолетие, то есть новый год, начинается 14 сентября. Нет такого праздника и в католицизме. В иудаизме новый год тоже наступает в другое время. Это вообще не религиозный праздник в современных реалиях, хотя в язычестве некоторые его элементы имели религиозное содержание. Этот праздник носит исключительно светский, социальный характер. Поэтому я советовал бы священнослужителям разных конфессий не противопоставлять Новый год религиям.

Согласен, 1 января нельзя напиваться, нельзя обманывать детей и т.д. А разве можно это делать в другой день? Истинная духовная интенция на нормальное нравственное поведение, на то, чтобы взрослый верующий человек был примером для формирующегося молодого характера, – сама по себе правильна. Поэтому ни обманывать, ни пьянствовать, ни наносить вред экологии не нужно. И тут имам прав. Но неправ он в том, что связывает это с конкретным днем. Человеку духовно развиваться и выполнять догматы своей религии необходимо круглый год.

Легче всего выбрать какой-то конкретный феномен и бороться с ним. На самом деле намного сложнее в религиозном отношении постоянно соответствовать тем ожиданиям, которые предъявляет человеку Всевышний. А с точки зрения социальной толерантности критика светских праздников вносит определенное напряжение и вызовы в общество. В приведенном вами случае с критикой празднования Нового года выступили имамы. Но в своих проповедях и православные священники тоже предостерегают от пьянства в Новый год. Тем более что это время приходится на православный пост. Более того, в этом году в Русской православной церкви Казахстана был введен новый обычай. Как раз в ночь с 31 декабря на 1 января шла служба, посвященная святому мученику Вонифатию, которому молятся для избавления от алкоголизма и наркомании.

Таким образом, вопросы, связанные с функционированием религии в обществе, надо рассматривать в контексте ее основного содержания. Ведь цель всех религий – спасение души человека для вечной жизни. Священнослужители чаще всего говорят правильно, но в какой-то момент начинают привносить что-то от себя. Будучи не всегда достаточно культурно развитыми, они преподносят проблему несколько некорректно.

 

Анатолий Косиченко. Фото Андрея Халина

– Благодаря таким проповедям могут возникать противоречия между государством и мечетью. Имамы проповедуют, что в исламе два праздника, а все остальное праздновать не следует. Как же тогда быть с государственными праздниками?

– Каждая религия имеет абсолютные ценности, но при этом существует в государстве. Дело даже не в компромиссе, который религии должны выстраивать с государством. Он, безусловно, необходим. Абсолютная и буквальная реализации идеалов любой религии в современном обществе невозможна, даже в арабских странах. Известно, что радикальные исламские течения, связанные с салафизмом, исходят из Саудовской Аравии. Но и там он сталкивается с государством, которое в последнее время достаточно жестко ограничивает реализацию предельных идеалов ислама в салафитском понимании.

В халифате имамы имеют право так говорить, потому что государственной идеологией халифата является ислам. А у нас светское государство, в котором существует не только ислам. И наряду с религиозными праздниками государство для консолидации общества, сохранения национального суверенитета поддерживает празднование государственных праздников. И граждане государства должны относиться к этим праздникам соответствующим образом.

Тут может присутствовать ложная мысль, что, сосредотачиваясь на государственных праздниках, верующие упускают содержание религиозных. Я предложил бы рассматривать ситуацию с другой стороны. Можно государственные праздники и выходные дни использовать для духовного развития более адекватно. Ведь государство тоже заботится о людях, но в земной проекции. А религия делает это в духовной проекции. И вместо того чтобы противопоставлять светские и религиозные праздники, их нужно воспринимать позитивно. Потому что праздничное настроение угодно Богу, как и печаль, и грусть, и терпение, и покорность. Потому что в состоянии радости человек тоже приближается к Богу.

– Когда представители других религий празднуют мусульманские праздники, имамы это приветствуют. Чего не скажешь об обратной ситуации. На мой взгляд, это не способствует толерантности общества. Может быть, это недоработка Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК)?

– Я не мусульманин, и мне не совсем корректно оценивать эту ситуацию. Но могу сказать, что каждая религия считает истинной только себя. Поэтому в искренней заботе о том, чтобы сделать человека верующим своей, то есть правильной, религии, что дает ему надежду на спасение и вечную жизнь, священнослужители и говорят о том, что именно их религия единственно верная. А посему праздновать праздники этой религии – правильно, а чужие – неправильно. Священнослужители достаточно ревностно охраняют своих прихожан. Религиозная толерантность должна состоять в том, чтобы религии, внутренне считая себя абсолютно верными, адекватно относились к сосуществованию наряду с ними других религий. Иначе вполне может возникнуть межрелигиозный конфликт. Это не означает, что религии должны каким-то образом признавать догматические основы друг друга.

Религиозный синкретизм невозможен. В последнее время можно часто слышать высказывания об интеграции религий. Поскольку, мол, у них одни и те же установки (при разных догматических основаниях нравственные требования к верующим в традиционных религиях очень похожи). Но объединение религий невозможно. Религии не могут объединиться именно потому, что у них принципиально разные догматические основания.

Что касается ДУМК, то в последние пять-шесть лет оно делает заметные шаги по таким направлениям, как консолидация исламской уммы Казахстана, противодействие радикальному исламу и повышение уровня образованности имамов. Ведь важно священнослужителям давать не только знания своей религии, но и общие знания культуры народов. Это очень важно, потому что в проповедях, говоря исключительно о ценностях своей религии, без учета культурного и исторического генезиса живущих рядом этносов, исповедующих иные культурные и религиозные ценности, священнослужитель может сделать заявления очень оскорбительные для других и по существу неверные.

Такие случаи есть и в исламе, и в христианстве, и в иудаизме. Многовековое сосуществование разных религий показывает, что ни одна из них не является для всех настолько лучше других, чтобы все искренне пришли только к ней. Необходимо понимать: хотя ислам в Казахстане является доминирующей религией, нужно корректно относиться и к представителям других конфессий, существующих в стране. ДУМК в этом плане делает заметные шаги и улучшает ситуацию. Но что-то пока остается недоработанным.

– В этом плане, как мне кажется, показателен пример Российской Федерации, где верховный муфтий официально поздравляет православных с христианскими, а патриарх – мусульман с исламскими праздниками.

– У нас это тоже есть.

– Но у нас это не освещается так широко.

– Вот поэтому СМИ должны усиливать освещение позитивной роли религии, а не гнаться за кровавыми сенсациями. Ведь если где-то происходит случай проявления радикального экстремизма – все тут как тут. А когда доминирует религиозный позитив, это для них скучно. Подобные поздравления должны публиковаться в СМИ максимально широко. Я бы еще посоветовал переводить на русский язык издаваемые ДУМК фетвы. Ведь русскоязычное население тоже должно знать позитивность ислама и заботу ДУМК о сохранении мира в Казахстане.

– Не секрет, что дестабилизация ситуации во многих государствах сегодня происходит под влиянием внешних заинтересованных сил. И Казахстан здесь не исключение. Как нам этому противостоять?

– Да, определенные политические силы пытаются подорвать стабильность Казахстана, как и многих других стран. И религия, один из факторов геополитики, является эффективным средством воздействия на общество. Она взята на вооружение деструктивными силами, как мы это видим на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Верующий человек считает религиозные ценности самыми значимыми и глубокими для себя. И преднамеренно негативное воздействие на систему этих ценностей делает безграмотного в религиозном отношении человека невольным участником разрушительных политических событий. Чтобы не быть втянутым в негативные политические процессы, нужно быть грамотным в религиозном отношении.

Заинтересованным в дестабилизации силам нужны активисты и проводники их идей. И если эти активисты будут от имени какой бы то ни было религии говорить что-то радикальное, деструктивное, религиозно грамотный человек этого не примет. А безграмотный будет втянут. Поэтому казахстанскому обществу нужно быть очень чутким и ценить существующую стабильность. Влияние салафизма в Казахстане в последнее время заметно усилилось. И это влияние проникает в социум и политику, играя негативную роль, искажая истинные ценности и склоняя общественность не признавать государство. А это прямой путь к дестабилизации и потере независимости. Все традиционные религии призывают подчиняться власти. Нет власти не от Бога, говорится в христианстве. Схожая норма есть и в исламе.

материал: Айдар Ермеков, Алматы

Источник: http://mk-kz.kz