АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Уроки выживания: как частные школы удерживают учеников в коронакризис[:]

[:ru]

Родители, потерявшие доход за время карантина, вынуждены забирать детей из частных учебных заведений и переводить в государственные. Некоторые выбирают другой путь — с прицелом на будущее: устраивают своих отпрысков на онлайн-учебу в зарубежные школы

С какими трудностями столкнулись частные средние школы в Казахстане и как планируют их преодолевать, Forbes.kz рассказали руководители трех алматинских учебных заведений из разных ценовых сегментов.

В последней четверти прошлого учебного года все три школы, по мнению их представителей, справились с переходом на дистанционное обучение и готовы к такому формату в 2020/2021 году.

— Наша гимназия к дистанционному обучению готова. Первый опыт такой работы мы получили в апреле, мае прошлого учебного года, — сказала Елена Николаенко, директор гимназии «Лика». — Для общения с учениками мы использовали Zoom, для контроля знаний, проверки письменных работ — Google Classroom. Все ученики школы обеспечены ноутбуками или планшетами. Учителей, у которых проблемы с техникой, обеспечила гимназия.

В Bilimkana-Almaty School выбрали другой формат обучения — все уроки проходили «вживую» по системе видеосвязи. Вот как это было организовано.

 

— Мы открыли учетные записи Google всем ученикам и учителям, зарегистрировали их в сервисах Google Calendar и Google Meet; провели обучение по работе в сервисах Google для родителей, учеников и учителей; открыли классы по всем предметам в Google Classroom; разработали структуру онлайн-урока, — перечислила директор школы Наталья Ворожбаева.

В школе High Tech Academy (HTA) уже три года, с момента открытия, используют все инструменты платформы Google for Education и множество других вспомогательных онлайн-программ и подписок.

— Например: Eduten — финская платформа для выполнения домашних заданий по математике для 1-5 классов, GoFormative — инструмент для непрерывного формативного оценивания по всем предметам, Lexia Learning — программа для изучения английского языка. Школа обеспечивает планшетами и ноутбуками преподавателей и учеников, — отметила лидер проекта НТА Татьяна Магамбетова.

Как считают в НТА, именно эти инновационные навыки, а также «уникальный подход школы к образованию, основанный на финской методике и проектном методе обучения» позволили школе не только удержать контингент учащихся, но и, в планах, увеличить его на 60%.

— Штат школы на 2020-2021 учебный год увеличился почти на 55%, создано 35 новых рабочих мест, из них 25 — местные кадры, — сообщила руководитель.

В Bilimkana тоже сохранили всех учеников, за что благодарны прежде всего их родителям.

— Мы увеличили штат учителей приняв новых учителей английского языка и учителей начальных классов, — добавила Ворожбаева.

 

В гимназии «Лика», одной из самых недорогих в городе, учеников стало немногим меньше.

— Ситуация в школе по сравнению с 25 мая немного изменилась: 24 выпускника покинули стены нашей гимназии, желающих поступить к нам в этом году оказалось меньше, чем в прошлые годы. Три-четыре человека могут еще уйти до 1 сентября. Основная причина — невозможность платить за обучение, — объяснила Елена Николаенко. — Оплата в нашей школе и так невысокая, но в период карантина (апрель, май), учитывая падение доходов родителей, а также в связи со скидкой на аренду помещения, любезно предоставленной нам арендодателем, администрацией алматинского филиала Санкт-Петербургского университета профсоюзов, мы снизили оплату за обучение на 17%.

Две другие школы также понизили цены в четвертой четверти: Bilimkana — до 40%, НТА — в размере стоимости развозки и питания, от которых школа вынужденно отказалась в связи с карантином.

— Некоторые родители отказались от скидки в пользу помощи школе, и мы им очень признательны за эту поддержку, — подчеркнула лидер проекта НТА.

В новом учебном году «Лика» не планирует менять размер оплаты, Bilimkana оставит скидку до 40% в случае дистанционного обучения.

— Школа НТА приложила большие усилия, чтобы обеспечить приезд в Казахстан зарубежных преподавателей, несмотря на всеобщие ограничения по передвижению между странами. Использует качественные платные онлайн-ресурсы, а также планирует усилить санитарные меры предосторожности для очного формата обучения. Все это влечет увеличение расходов школы на обучение. Тем не менее школа не планирует повышение оплаты за обучение, — отметила Татьяна Магамбетова.

 

Руководители частных учебных заведений понимают, что многие родители потеряли доходы из-за эпидемии и, возможно, захотят перевести детей в государственные учебные заведения. Но надеются, что их усилия по повышению качества обучения и созданию доброжелательной атмосферы будут оценены по достоинству.

— Проводя уроки в четвертой четверти 2019/2020 учебного года, учителя чувствовали присутствие родителей рядом с детьми, то есть многие родители имели возможность увидеть и услышать уроки по всем предметам и сделать выводы. В конце учебного года родители искренне благодарили весь учительский коллектив нашей гимназии, так как смогли оценить качество проведенных уроков и ответственное отношение учителей к своей работе, — отметила директор «Лики».

В Bilimkana «царит атмосфера любви и уважения, мы заинтересованы в успехе каждого ребенка», делятся рецептом основатели школы.

— Нет формального отношения к детям. Учителя и ученики общаются на равных, поэтому и атмосфера в нашей школе особая – доверительная. Мы очень ценим доверие учеников, стремимся понять детские проблемы, огорчения и разделить радость побед, — объяснила Наталья Ворожбаева.

Школа НТА всегда готова рассмотреть индивидуальные случаи в вопросе сложностей с оплатой, заверила лидер проекта.

— Кроме того, НТА – это школа, где могут обучаться дети из различных социальных слоев. Для этого в школе предусмотрены места для грантников (10% от общего количества учеников) и льготные условия оплаты для детей сотрудников школы, — добавила она.

В своем недавнем выступлении министр образования Асхат Аймагамбетов заявил, что все средние школы в Казахстане, кроме отдаленных малокомплектных, начнут учебу дистанционно. Для учеников начальной школы по заявлению родителей будут работать дежурные классы — до 15 человек в одном классе, с одним педагогом, со строгим соблюдением санитарных требований.

Во всех трех школах, как заверили руководители, готовы проводить занятия и дистанционно, и очно, и комбинируя эти способы, но склоняются к возвращению привычного режима.

— Новый учебный год планируется начать в смешанном режиме: в очном для 1-5 классов по заявлению родителей в дежурных классах, и дистанционном для 6-10 классов до принятия уполномоченными органами иного решения, — отметила лидер НТА. — Для детей начальной школы, чьи родители опасаются отдавать детей на очное обучение, школа планирует организацию видеотрансляции уроков в реальном времени с созданием «эффекта присутствия» в классе.

 

Стремление частных школ начать учебный год в обычном режиме поддержала вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова на совещании предпринимателей с участием заместителя премьер-министра Ералы Тугжанова 5 августа. Запуск частных школ, считает вице-министр, снизит тенденцию закрытия школ и станет пилотом для общеобразовательных госучреждений по дальнейшему открытию. «Многие частные организации были готовы еще в четвертой четверти продолжить работу с соблюдением всех требований санбезопасности. Кроме того, есть организации образования, которые занимаются с особенными детьми, коррекционные классы. Их необходимо открывать, так как дети не могут обучаться онлайн и нужно непосредственное общение с педагогом для дальнейшего развития», — сказала Бибигуль Асылова.

Во время карантина стала явной ещё одна тенденция в среднем образовании. Как оказалось, некоторые школьники учатся онлайн в зарубежных школах, в том числе российских.

— С переходом на дистанционное обучение в российские школы мы столкнулись в конце 2019 года, когда ушли 3 ученика. Двое объяснили это переездом в Россию, а один — состоянием здоровья, — поделилась Елена Николаенко, причем неизвестно, уехали ли на самом деле семьи этих учащихся.

Знают о ситуации с онлайн-обучением в российских школах и в Bilimkana.

— Мы столкнулись с такой ситуацией до карантина. Связано это было с тем, что ученику нужно было сосредоточиться на определенных учебных программах, которые, на его взгляд, помогут ему поступить в вуз, — объяснила Наталья Ворожбаева.

В школе HTA не было случаев перевода детей на дистанционное обучение в России или других странах.

https://forbes.kz/process/education/uroki_vyijivaniya_kak_chastnyie_shkolyi_budut_uderjivat_uchenikov_v_koronakrizis/

[:]