[:ru]
Традиция уважать других — главная ценность, которую казахи ставят наравне со знанием родного языка. Они понимали, что иначе народ может исчезнуть.
«Адам силағанның құлы» («Человек раб того, кто его уважает») — так гласит древняя пословица.
Взаимоуважение и особенно уважение к старшим прививается с детства. И проявляется в отношениях к родителям, родственникам и даже к незнакомым людям. В Казахстане можно очень часто наблюдать, с каким уважением люди относятся к друг другу. Например, в общественном транспорте молодые сразу же уступают место старшим. А уважение к родителям – это самое сокровенное. С особым почтением казахи относятся к предкам, аруахам. Одна из самых главных заповедей гласит:
«Өлі риза болмай тірі байымайды» («если не помнить ушедших в иной мир, и на этом свете жизнь не наладится»).
Родственники матери
В традициях, связанных с ритуалами проявления уважения, особое предпочтение отдается родственникам матери. Казахи всегда помнят и часто повторяют золотое правило: «Анаңның ақ сүті үшін нағашыңды сила» («за материнское молоко уважай ее родственников»). И по сей день на всех тоях после бата (благословения) старших поздравительное слово предоставляется нағашы (родственники по материнской линии).
Нағашы особенно любят детей дочери, их называют жиен. Внуки от дочери у родственников матери имеют большой преимущественный статус.
Жиен обычно имеет право забрать у своих нағашы все что пожелает, остановить его в этом никто не имеет права. Жиены, конечно, в свою очередь тоже знают меру.
Больше чем дружба — обычай «тамыр болу»
Акан Сери – знаменитый акын, владелец известного на всю казахскую степь скакуна Кулагера, всегда первым приходившего на скачках, в песне «Құлагер» поет:
Нағашым сұрағанда беріп еді –
(Нагашы не отказал мне в просьбе и подарил коня).
По особому проявляется уважение к жезде (муж старшей сестры), над ним можно и подшутить, но жезде к этому всегда относится с пониманием и улыбкой. Однако при удобном случае отвечает подобной шуткой.
Примеры традиции уважения из истории
Одним словом, уважение — это отдельный значимый пласт духовной культуры казахского народа. О нем можно говорить очень много.
Бауыржан Момышулы в своей повести «Наша семья» приводит немалое количество случаев проявления уважения у старшим:
«Соперником Текебая в то время был сын аристократа Кабылбек. Он осыпал Текебая клеветой, обвинял в конокрадстве, устраивал разные провокации, лишь бы скомпрометировать своего соперника.
Старший сын Текебая, 30-летний Серкебай, после очередной клеветы сторонников Кабылбека взял с собой десять джигитов и поехал в стан Кабылбека. Усевшись напротив него и сложив камчу вдвое – знак вызова – он оскорбил его самыми унизительными словами… Кабылбек молча выслушал Серкебая и в ответ на возмущение своих сторонников сделал рукой знак молчать и не трогаться с места…
Как казахи провожали своих близких в дальнюю дорогу
После отъезда Серкебая друзья Кабылбека с возмущением спрашивали: «Почему вы не позволили расправиться с ним?»
Кабылбек спокойно ответил:
– Ему уже, наверное, самому стало стыдно за свой поступок.
Когда Серкебай с гордостью доложил отцу о своей дерзости, хвастаясь, что «даже сам Кабылбек не посмел обмолвиться не единым словом», отец строго посмотрел на него и произнес:
– Дурак!
Серкебай вылетел из юрты отца, пошел к себе и пролежал два дня голодным…
Подготовка к выборам шла своим чередом.
На третий день Серкебай явился к отцу и сказал:
– Я недостойно оскорбил Кабылбека, он старше меня на двадцать лет, меня мучит стыд.
Текебай, собрав всех своих сторонников и взяв подарки, поехал к Кабылбеку. Сторонники Кабылбека подумали, что Текебай ведет своих джигитов в бой, и приготовились к встрече противника. Остановившись у стана Кабылбека на расстоянии рывка, Текебай и Кабылбек отделились от джигитов. Кабылбек, решив, что они едут для переговоров о начале боя, двинулся навстречу. Тогда Текебай слез с коня и подошел к Кабылбеку.
Самая приятная казахская традиция — сүйінші сұрау
– Мой щенок позавчера облаял тебя, Кабылбек! Я приехал просить прощения за него. Простишь ли ты?
Растроганный Кабылбек соскочил с коня и упал в ногам Текебая.
– О благородный Текебай, я перед вами более виноват, чем ваш сын передо мной. Вы старше меня, а я слушал вас в седле. Простите ли вы мне, аксакал, этот мой проступок, позорный для моего рода? Возьмите мой чапан…
Он снял с себя чапан, надел на Текебая и, обратившись к своим, громко сказал:
– На выборах голосуйте за Текебая. Я снимаю свое имя.
С тех пор враждующие роды стали дружны».
Бердалы Оспан
[:]