АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

В 2013 году будет действовать унифицированные в рамках ЕЭП транспортные тарифы

Каждый год чиновники всех уровней трех государств Таможенного союза не без гордости говорят об увеличении товарооборота между его участниками. Но мало кто задумывается, что за всем этим стоит слаженная работа представителей транспортной отрасли Казахстана, России и Белоруссии.

ТС: рост делового сотрудничества

С созданием Таможенного союза трех государств уровень товарооборота между странами-участницами диалога заметно возрос, ведь традиционно для наших стран самой большой популярностью пользуется железнодорожный транспорт.

По информации старшего вице-президента по корпоративному управлению и стратегическому развитию ОАО «РЖД» Валерия Решетникова, за период работы в условиях Единого экономического пространства (ЕЭП) объемы международных железнодорожных грузовых перевозок между странами «тройки» возросли на 5,2 млн тонн, или на 9 процентов. Так, если за 9 месяцев 2004 года он составил в общей сложности 45,6 млн тонн, то за аналогичный период 2011 года вырос до 57,6 млн, увеличившись на 12 млн тонн. Далее рост продолжился, и за 9 месяцев 2012 года он достиг 62,8 миллиона тонн.

Статистика государств в этом вопросе расходится, но тем не менее везде показывает тенденцию роста.

Управляющий директор по эксплуатационной работе АО «НК «?аза?стан темір жолы» Бауржан Урынбасаров проследил ситуацию по объему перевозок отдельно между Казахстаном и Россией. По данным КТЖ, за 9 месяцев текущего года он составил почти 77 млн тонн, это на 2 процента больше аналогичного периода прошлого года, а с Беларусью объем перевозок вырос к уровню прошлого года на 7 процентов.

Кроме того, объем взаимной торговли товарами между Казахстаном и Россией за 8 месяцев текущего года составил более 45 млрд долларов. Это на 11 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Это еще не предел…

Для дальнейшего наращивания объемов перевозок и повышения качества услуг нужно развивать национальную транспортную инфраструктуру трех государств.

По мнению президента АО «НК «КТЖ» Аскара Мамина, в этой части в Казахстане делается немало. «Казахстанская железная дорога в настоящее время проводит масштабную модернизацию отрасли по всем видам активов. Большое внимание уделяется расширению национальной сети железных дорог. Следует отметить, что со времени обретения независимости до 2015 года общая протяженность вновь построенных железных дорог на территории Казахстана составит порядка 2,5 тыс километров. Казахстанские новые линии расширят возможности экспортных, импортных и транзитных перевозок, оптимизируют конфигурацию международных транспортных коридоров в направлениях Восток-Запад и Север-Юг», — отметил глава КТЖ в ходе III международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520: Центральная Азия — «1520 в авангарде евроазиатской торговли».

Единая транспортная политика «тройки»

Не менее важная роль в вопросах товарооборота отводится к выстраиванию единой транспортной политики всех трех государств, которые со времени распада Союза сильно отошли друг от друга в этом направлении. И здесь есть несколько ключевых дат, которые определили руководители транспортных ведомств Казахстана, России и Белоруссии.

В соответствии с нормами отраслевого соглашения о создании ЕЭП, 1 января 2013 года должна быть завершена унификация транспортных тарифов, а с начала 2015 года все страны «тройки» должны предоставлять равный доступ к инфраструктуре перевозчиков государств ЕЭП.

Сегодня участники перевозочного процесса уже ощутили, что введение единой процедуры таможенного транзита значительно упростило систему перемещения товаров при участии внешнеэкономической деятельности и снизило нагрузку на наши таможенные органы. Все это дает возможности для роста конкурентоспособности транзитных перевозок, особенно в самом перспективном в настоящее время направлении «Китай и Европа». «Примерное сокращение времени на доставку грузов только из-за упрощения времени процедур оценивается в 1-2 дня. Кроме того, у нас имеется потенциал ускорения таможенного оформления даже на границах ТС. И еще 1-2 дня мы доберем с точки зрения сокращения времени доставки», — подсчитал Валерий Решетников.

Процедура создания единого правового поля между Казахстаном, Россией и Белоруссией ведется не так просто, как кажется на первый взгляд. Эти вопросы нередко становятся объектом жарких дискуссий сторон на различных экспертных группах и при подготовке документов соглашений. «Мы обнаружили ряд проблем. Прежде всего, имеется большое различие в нормативно-правовой базе государств-участников Единого экономического пространства, которая регулирует транспортную деятельность. Кроме того, оказался оценочно низкий уровень экспортных транспортных услуг», — сообщил в ходе форума Валерий Решетников.

Но как бы ни было сложно реализовывать идеи интеграции на практике, 9 декабря 2010 года главами трех государств было подписано Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, в соответствии с которым между странами-участницами Таможенного союза будет вестись взаимодействие на условиях формирования общего рынка транспортных услуг.

Стороны «тройки» намерены обеспечить недискриминационный доступ потребителей к услугам железнодорожного транспорта, создать условия для получения возможности железнодорожными перевозчиками пользоваться услугами инфраструктуры их коллег из других стран ТС и установить общие принципы тарификации услуг железнодорожного транспорта.

Как отметила в ходе форума в Астане советник руководителя Федеральной службы по тарифам России Алевтина Кириллова, работа по унификации транспортных тарифов идет по плану, она близка к своему завершению и до конца текущего года будет завершена.

Кроме того, завершена работа над едиными правилами установления исключительных тарифов на услуги железнодорожного транспорта. Данный документ был одобрен экспертами всех трех сторон и внесен в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК, высший административный орган Таможенного союза – прим. Агентства). «При этом исключительные тарифы, в соответствии с новыми едиными правилами, будут предоставляться товаропроизводителям в случае отсутствия поддержки в иной форме и по согласованию с ЕЭК», — проинформировала Кириллова.

Она добавила, что в настоящее время подходит к завершению работа над проектами правил доступа к услугам инфраструктуры и правилами оказания услуг инфраструктуры. В настоящее время практически все разногласия по данным документам экспертами сторон сняты. «14 ноября в Москве прошла встреча министров транспорта сторон ЕЭП, на которой были уже концептуально подтверждены редакции проекта этих правил, и в ближайшее время они будут внесены для рассмотрения коллегии ЕЭК. То есть сроки разработки нормативно-правовых актов для сторон ЕЭП федеральными органами исполнительной власти сторон ЕЭП выполняются. И 31 декабря 2012 года данные документы будут согласованы и утверждены», — резюмировала советник руководителя Федеральной службы по тарифам России.

Айжан БЕКТАСОВА
«www.bnews.kz».