[:ru]
Известная азербайджанская журналистка Хадиджа Исмаил написала в «Фейсбуке»о том, что недавней выпускнице ВУЗа, искавшей работу по интернету, пришел ответ из автосервиса Mayson Car Club. В письме указывалось, что в качестве дресс-кода принимаются только короткие юбки и обувь на высоких каблуках, а также содержалась просьба к претендентке прислать фото.
Требования дресс-кода компании возмутили пользователей интернета. Однако в компании говорят, что СМИ вырвали тему из контекста. Юбка и каблуки — стандартный дресс-код, говорят в компании, и помимо требований к одежде были и другие условия для желающих получить работу.
Журналистка рассказала Би-би-си, что девушка, которой прислали эти требования, хочет сохранить анонимность.
Представитель Mayson Car Club в интервью местному сайту 1news.az назвал произошедшее «дезинформацией» и «клеветой». «Распространенная информация (я говорю об иллюстрации) была вырвана из контекста условий вакансий нашей компании и представлена под совершенно другим углом», — сказал представитель фирмы.
Собственные стандарты компания назвала европейскими и отметила, что требований было множество, но «люди решили сделать рейтинг именно на этой картинке, исказив ее смысл». В упомянутой вакансии, по словам представителя, одним из условий была стандартная униформа.
«Соискателю предлагается ознакомиться с тем, какую форму ему придется носить, если он будет у нас работать, — заявил представитель автосервиса. — Возможно, он или она не захотят одеваться подобным образом. В униформу входит еще и головной убор, и специальная обувь. Все это делается, в том числе, для соблюдения техники безопасности».
Условия дресс-кода автосервиса у многих в азербайджанских соцсетях вызвали возмущение и недоумение.
«Какая роль у женской обуви в автосервисе?» — спрашивает Орхан.
С ним не согласен Азар. «На некоторых рабочих местах внешний вид имеет значение. В местах, где клиенты — преимущественно мужчины, желательны продавцы-девушки, а в обратных ситуациях — сексуальные мужчины, — пишет Азар. — Это не проблема. Потому что в продажах важны ощущения. И хорошо, что они предупреждают заранее. Это примитивный маркетинг».
«Некоторые полуподвальные кафе и столовые размещают на рекламе полуголых девушек, чтобы инстинкты мужчин влекли их вниз сначала за алкоголем, а потом, если захотят, и за проституткой, — отвечает Азару Джаваншир. — Я и не знал, что это называется маркетингом».
Другие отмечают, что компания предлагает ежемесячную зарплату в 400 манат (235 долларов) за работу 6 дней в неделю по 11 часов в день [среднемесячная зарплата в Азербайджане, по данным на начало 2019 года, составляла 540 манат, или 318 долларов]. «Может, сразу переехать жить в этот автосервис? Да они охренели совсем», — негодует юзер Хаджи.
Не дресс-код, а объективация
«Это объективация женского тела», — говорит Би-би-си специалист по гендерным вопросам Ниса Гаджиева. «Это овеществление женского тела, то есть, чтобы нравиться другим, женщина непременно должна показать свои ноги. Неправильно воспринимать это как «дресс-код», — считает она.
Ниса Гаджиева говорит, что в Азербайджане существует дискриминация по отношению к женщинам, и это не ограничивается длиной юбки: «Для чего на эту работу требуется именно работник-женщина? Почему, чтобы выполнять эту работу, она непременно должна носить короткую юбку? Выделять женщин при приеме на работу, даже если ее обязанности не обусловлены гендером, или, например, расспрашивать ее о семейном положении — это дискриминация».
Активистка Фидан Назар говорит, что в Азербайджане на рабочих местах к женщинам в отношении одежды предъявляется гораздо больше требований и запретов, чем к мужчинам.
«Вмешиваются в длину юбки, высоту каблука, макияж и прическу женщины. Я ещё не говорю о проблемах пирсинга и тату», — говорит она.
Проблема в законодательстве
Председатель Лиги защиты трудовых прав Сахиб Мамедов считает, что ситуация драматизируется: «В мировой практике, как в государственных органах, так и на коммерческих предприятиях, есть определенные требования относительно одежды, именуемые дресс-кодом. Азербайджанское законодательство этот вопрос не регулирует. Если это не регулируется законом, проблему надо искать не в компании, предъявляющей требования к одежде, а в нашем законодательстве».
Мамедов говорит, что если бы в законодательстве были прописаны общие требования к одежде, то названная компания считалась бы нарушившей их.
https://www.bbc.com/russian/news-48745533
[:]