Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок качества работы акиматов областей и городов за прошедший 2013 год.
Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 40 экспертов, представляющих сферу бизнеса, неправительственные организации и аналитическое сообщество.
В ходе исследования была учтена значимость 11 основных критериев, которые были взяты для оценки качества работы акиматов.
Ключевым критерием при оценке качества работы акиматов эксперты признали способность властей поддерживать политическую стабильность, минимизировать социальную и трудовую конфликтность.
Также определяющее значение имеют такие критерии как успешность экономического развития региона, развитие малого бизнеса, реализация региональных социальных программ, а также способность акиматов к системному развитию потенциала регионов.
Незначительно отстают по степени значимости такие критерии как способность к взаимодействию с центральными органами власти, проявляющаяся, в том числе, в способности акимов лоббировать необходимые трансферты из республиканского бюджета, а также поддержание «обратной связи» с населением региона. Несколько повышается значимость такого критерия как взаимодействие с институтами общественного контроля – это обусловлено в первую очередь некоторой исчерпанностью прежних форм общественного контроля (отчетов акимов перед населением и созданием сайтов акиматов).
И наконец, наименьшая значимость придана экспертами таким критериям как личные и профессиональные качества акима, фигурирование региона в коррупционных скандалах, а также перспективам карьерного роста акимов.
Таким образом, согласно оценкам экспертов, сформировалась следующая пятерка лидеров: Восточно-Казахстанская область (Бердибек Сапарбаев) – 4,25 балла, Астана (Имангали Тасмагамбетов) – 4,24 балла, Кызылординская область (Крымбек Кушербаев) – 4,07 балла, Мангистауская область (Алик Айдарбаев) – 3,61 балла, Жамбылская область (Канат Бозумбаев, Карим Кокрекбаев) – 3,46 балла.
По совокупности выбранных критериев лидером стала Восточно-Казахстанская область.
В числе наиболее резонансных событий прошедшего года, связанных с развитием области – дискуссии о создании Банка ядерного топлива, а также развернувшееся обсуждение возможной площадки для строительства новой АЭС. Кроме того регион обеспечил запуск нескольких новых высокотехнологичных производств.
Особой заслугой акима Бердибека Сапарбаева может считаться более оперативное решение социальных проблем, возникающих в многочисленных моногородах области. В результате уровень социальной напряженности удается смягчать более качественно, нежели в других традиционных индустриальных зонах страны.
Акимат Восточно-Казахстанской области стал лидирующим по такому важнейшему критерию как «развитие региональных социальных программ».
Взаимодействуя с ведущими корпорациями региона Сапарбаев смог убедить их в нецелесообразности сокращения программ корпоративной социальной ответственности в 2013 году (в отличие от соседних Карагандинской и Павлодарской областей).
Второе место в рейтинге занял акимат города Астаны.
Имангали Тасмагамбетов запомнился в прошедшем году как один из ключевых региональных госменеджеров, лидирующий в большинстве «личных» номинаций.
Однако итоговый результат делает все-таки команда акимата в целом. И второе место региона – это сигнал Тасмагамбетову, что команду необходимо усилить, мотивировать на более слаженную работу.
В прошедшем году к работе акимата было приковано пристальное внимание – страна отмечала 15-летие Астаны. А потому все недоработки рассматривались как сквозь увеличительное стекло. Астана сегодня стала городом контрастов: с одной стороны многочисленная бюрократия, с другой – тысячи внутренних и внешних мигрантов, занятых на сезонных работах, не имеющих постоянных источников дохода.
Особое внимание эксперты обратили на Совещание по вопросам развития Астаны.
Перед командой акима стоит задача превратить Астану в город среднего достатка, город среднего класса. За счет проведения в городе крупных международных мероприятий возможно повышать занятость населения и окупаемость малого и среднего бизнеса. Так, например, во многих странах столицы одновременно выступают центрами формирования туристических кластеров. Астане уже сейчас необходимо вступать в борьбу за туристические потоки, максимально используя шанс, предоставляемый проведением выставки ЭКСПО-2017.
Неплохие результаты в 2013 году показала Кызылординская область.
Назначение Крымбека Кушербаева существенно повысило динамику работы региональных властей. В короткие сроки принята стратегия развития региона до 2020 года.
В рамках стратегии проведена оценка потенциала региона, намечены направления по диверсификации отраслей. В тоже время в ходе рабочей поездки по области Нурсултан Назарбаев обратил внимание на недостаточный уровень развития малого бизнеса, ориентированного на обслуживание транспортных потоков на территории области.
Создание транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» позволяет дать толчок многочисленным малым и средним предприятиям: от ремонта дорог и гостиничного бизнеса, до формирования регионального туристического кластера.
Достаточно успешным оказался 2013 год для акима Мангистауской области Алика Айдарбаева.
В условиях накаленной социальной обстановки команда акимата взяла курс на обеспечение максимальной транспарентности принимаемых и реализуемых решений. В тоже время социальные проблемы Жанаозена, накапливавшиеся годами, не могут быть решены в сжатые сроки. В связи с чем угроза возобновления социальных и трудовых конфликтов сохраняется.
Замыкает группу лидеров акимат Жамбылской области.
Несмотря на позитивные оценки темпов развития области Президентом, она продолжает оставаться регионом с трудной социальной обстановкой. А потому новому акиму Кариму Кокрекбаеву придется приложить существенные усилия по сохранению достигнутых темпов социально-экономического развития. Команде акимата необходимо в сжатые сроки решить проблему большой доли самозанятого населения. Пока выбрана тактика поддержки малого бизнеса в границах основных транспортных коридоров области.
Среднюю группу региональных акиматов сформировали: Карагандинская область (Бауржан Абдишев) – 3,45 балла, Атырауская область (Бактыкожа Измухамбетов) – 3,34 балла, г. Алматы (Ахметжан Есимов) – 3,33 балла, Алматинская область (Ансар Мусаханов) – 3,30 балла, Южно-Казахстанская область (Аскар Мырзахметов) – 3,20 балла, Акмолинская область (Косман Айтмухаметов) – 3,13.
И, наконец, аутсайдеры рейтинга акиматов: Костанайская область (Нуралы Садуакасов) – 3,09 балла, Павлодарская область (Ерлан Арын, Канат Бозумбаев) – 3,08 балла, Западно-Казахстанская область (Нурлан Ногаев) – 3,05 балла, Актюбинская область (Архимед Мухамбетов) – 3,04 балла, Северо-Казахстанская область (Самат Ескендиров) – 3,03 балла.
Главный вывод из оценок экспертов – власти в регионах весьма однобоко понимают цели развития, рассматривая в качестве главного критерия рост объемов строительства. Акимы увлеклись строительством и подчас генерируют заведомо неэффективные и затратные проекты. При этом текущее администрирование региональных программ остается на низком уровне. И главное тому свидетельство – ставшая хронической проблема недоосвоения бюджетных средств.
Источник: Рейтинг.kz