АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

В Казахстане предлагается ввести ограничения на обналичивание денег

В Казахстане предлагается ввести ограничения на обналичивание денегПо официальным статистическим данным, масштабы теневой экономики в Казахстане составляют не менее 20 процентов внутреннего валового продукта, а по оценкам отдельных экспертов, этот показатель доходит до 50 процентов. При этом главным критерием при оценке выступает объем наличного оборота денежных средств. Специалисты убеждены, что именно неуклонное увеличение неконтролируемой массы наличности приводит к прогрессирующему росту нелегальных денежных операций. В этой связи со стороны финансовой полиции, как главного борца с коррупцией и теневой экономикой, предлагаются меры противодействия этому явлению. Одно из них недавно было озвучено заместителем председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Айваром Бодановым в ходе тематического «круглого стола».

— Мы предлагаем рассмотреть вопрос законодательного ограничения сумм наличных денег, которые разрешается снимать с расчетного счета для физических и юридических лиц, — сказал зампред финансовой полиции. — Изучение мировой практики в данном вопросе показало, что в последнее время в условиях экономического кризиса европейские страны принимают активные меры по резкому ограничению оборота наличных средств.

Если говорить конкретно, то речь идет о запрете физическим лицам ежемесячно обналичивать суммы свыше трех тысяч минимального месячного расчетного показателя (МРП), юридическим лицам — свыше 10 тысяч МРП. На текущий момент 1 МРП составляет 1731 тенге. Следовательно, потолок для физлиц будет достигнут при снятии чуть более 5 млн тенге, для юрлиц — около 17,3 млн тенге.

Причина этого нововведения — борьба с обнальными фирмами, которые посредством различных схем выводят деньги из официального оборота, уводя их в теневую экономику. Также снизить оборот нелегальных денежных средств в Казахстане планируют путем повышения ставки банковских комиссионных за обналичивание в 10-15 раз от ныне существующей до пяти процентов. Об этом также говорил в одном из своих выступлений в прошлом году Айвар Боданов.

Господин Боданов тогда уточнил, что повышение банковской комиссии до пяти процентов от обналичиваемых денежных средств будет применяться лишь в случае, если сумма выплаты окажется выше определенного порогового значения — 1000 МРП (сегодня сумма, не подлежащая обналичиванию, вчетверо выше). Кроме того, для юридических лиц эта мера будет временной. Ее основная задача — стимулирование безналичных платежей.

Впрочем, все эти меры откладываются на неопределенный срок. До настоящего времени они пока не нашли отражения в разрабатываемых проектах законодательных актов.

Помимо этого, в Казахстане уже ввели инновационный во всех отношениях метод вывода «грязных» денег на чистую воду. Речь идет о массовом переходе на безналичные платежи, как в Европе и Америке. Как известно, в розничном секторе большинство платежей совершается наличными. По экспертным оценкам, их слишком много с самых разных точек зрения — и с налоговой, и с точки зрения контроля за доходами, и борьбы с финансированием терроризма. Оплата по безналу позволяет финансовым властям более точно определять реальный оборот и прибыль торговых точек. Поэтому владельцев крупных сервисных точек буквой закона обязали с января текущего года устанавливать POS-терминалы, чтобы клиенты имели возможность оплатить их услуги безналичным путем, по банковской карточке. Отказ от электронных денег карается штрафами 20 МРП (32000 тенге) для индивидуальных предпринимателей и 50 МРП (80000 тенге) для юридических лиц.

— Для простых граждан это будет выгодно и удобно, — уверен мажилисмен Серик Оспанов. — Ведь при оплате покупок с помощью карточек в магазинах и сфере услуг не снимается банковский процент, как при обналичивании средств через банкомат. И сумма платежа не ограничена.

К тому же меры по популяризации пластиковых карточек, расширению сферы безналичных расчетов позволят решить целый ряд проблемных вопросов. Не секрет, что многие предприниматели заработную плату выдают как по официальным документам, так и «черным налом», притом, что социальные и пенсионные отчисления осуществляются только с официальной заработной платы.

Более того, сотрудники, которым выплачивается минимальная зарплата, не приняты в организацию официально. Отсюда переход на выплаты зарплат через карточки, помимо решения вопросов по снижению «черного нала», будет способствовать обеспечению социальной справедливости и защищенности работающих.

Впрочем, этому нововведению дали тайм-аут на полгода. Как выяснилось уже после ввода закона в действие, в стране нет физической возможности его соблюдать. Количество POS-терминалов на продажу по стране на начало февраля едва ли покрывало потребности одного только города — Алматы. Сейчас банки спешно восполняют этот пробел.

И все же, как бы ни хотелось нашим властям переломить теневую экономику, хотя бы даже на треть, удастся им это вряд ли. Вариант с оснащением всех точек торговли POS-терминалами, как видим, провалился, даже не начавшись, причем по причинам, которым очень трудно найти правдоподобное объяснение. Соответствующий закон был заявлен еще в июле прошлого года, в мажилис он поступил в конце ноября. Ввели в действие его с 1 января уже нынешнего года. Неужели полгода было недостаточно для подготовки? Ведь POS-терминалы в новых условиях стали бы товаром повышенного спроса, это как минимум очень выгодно. Но никто даже ухом не повел. Получается, что  закон фактически саботировали. Разговоры об ограничениях обналичивания ведутся в нашей стране уже два года кряду. Но никаких мер к реализации этих инициатив предпринято так и не было ни разу. Увеличение комиссионных за обналичку крупных сумм до 5 процентов как минимум попахивает лоббированием интересов пробанковских структур, как максимум — не даст никакого результата. Любой менеджер торговой либо рекламной фирмы знает, сколько положено за обналичку — от 10 до 15 процентов. Ну подумаешь, с халявных денег возьмут не 15, а 20 процентов. Кто от этого проиграет?

И все же хочется надеяться, что все вышеперечисленные тенденции несистемные, а тормоза на пути прогрессивных законопроектов имеют объективную «смазку». Надежда в данной ситуация — это все, что остается.