[:ru]
Казахстан относится к числу стран, испытывающих водный стресс, и уровень водообеспеченности в республике снижается ежегодно. Поэтому проблемы водного хозяйства страны требуют системного решения
Так, если в 60-х годах суммарный сток воды составлял 120 кубокилометров, то сейчас он сократился до 101. К 2020 году речной сток уменьшится до 80, к 2030-му — до 72 кубокилометров. При этом в стране также нарастают потребности населения и отраслей экономики в водных ресурсах. По прогнозам Всемирного банка, к 2050 году годовой ВВП может снизиться на 6% из-за дефицита воды в регионах страны.
— С 2011 года на реализацию проектов водоснабжения и водоотведения из бюджета направлено почти 589 млрд тенге, — напомнил, выступая на парламентских слушаниях по вопросам водной безопасности, сенатор Кайрат Кожамжаров в среду, 27 ноября. — Программы «Ақ бұлақ», «Питьевая вода» с бюджетом 1,2 трлн тенге должны были обеспечить максимальный доступ населения к централизованному водоснабжению: в сельской местности до 80%, в городах — до 100%. Между тем 51% сельских населённых пунктов по-прежнему не имеют доступа к чистой питьевой воде. Это почти 2,5 млн человек, или 13% нашего населения. Из 87 городов только 58 имеют канализационные очистные сооружения, состояние многих из них — аварийное. В 29 городах они совсем отсутствуют, сточные воды сбрасываются в окружающую среду.
Не лучше состояние и 30 групповых водопроводов, чья фактическая производительность составляет более 86 тыс. кубометров в сутки, тогда как плановая должна быть более 455 тыс. кубометров. С 2011 года на них произошло 2 тыс. аварий. Износ действующих плотин в среднем составляет 40%, и 82% из них функционируют 40 и более лет.
Реализация программ по водообеспечению сопровождается многочисленными нарушениями со стороны исполнительных органов. Так, только за последние три года правоохранительными органами в сфере водных ресурсов выявлено 102 уголовных правонарушения с ущербом свыше 5 млрд тенге, осуждено 30 человек.
Многочисленные нарушения, допущенные в ходе строительства и ремонта гидротехнических сооружений, выявил и Счётный комитет. Как сообщила его председатель Наталья Годунова, по результатам госаудита 2018 года выявлено на 2,5 млрд тенге финансовых нарушений, на 26,3 млрд тенге неэффективного планирования и использования государственных ресурсов.
— К примеру, при строительстве Эскулинского водовода в Жезказгане техсовет комитета водных ресурсов заменил полиэтиленовые трубы на стеклопластиковые на 385 млн тенге. В результате чего, после завершения строительства при гидравлических испытаниях группового водовода произошло 69 порывов, на ликвидацию которых дополнительно потрачено 1,1 млрд тенге для замены труб на полиэтиленовые, — привела пример Годунова.
Кроме того, есть и факты завышения сметной стоимости. По данным Счетного комитета, только по 10 проверенным в 2018 году водохозяйственным объектам завышение сметной стоимости составило 5,5 млрд тенге.
— На эти средства можно построить пять школ на 600 мест, — возмутилась Годунова.
Отсутствие доступа к чистой питьевой воде в Казахстане с лихвой компенсируется «доступом» к паводковым водам. Ежегодные весенние паводки приносят немало бед. И, похоже, будут причинять ущерб и дальше: как признался вице-министр внутренних дел Юрий Ильин, несмотря на принятую дорожную карту по устранению противопаводковых угроз, риски по-прежнему остаются.
— Из 1055 населенных пунктов, в которых у нас существует угроза подтопления, у нас обеспечена безопасность только 692 населенных пункта, это 65%. (…) На финансирование в общей сложности у нас предусмотрено более 100 млрд на проведение мероприятий по обеспечению безопасности, из них порядка 60% за счет республиканского и 40% — за счет местного бюджетов. Деньги в соответствии с дорожной картой предусмотрены в плане финансирования на предстоящие годы. По Карагандинской области все мероприятия предусмотрены к финансированию. Тем не менее, сама Карагандинская область в текущем году заявленные мероприятия на 2019 год три мероприятия под угрозой срыва за счет того, что не выделено финансирование за счет местного бюджета, — рассказал Ильин.
Паводковых проблем не удается избежать даже в столице. Более того — затопленные улицы в Нур-Султане можно видеть после каждого продолжительного дождя. И проблема, судя по ответам чиновников, решится еще не скоро. Как сообщил председатель Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства министерства индустрии и инновационного развития Мархабат Жайымбетов, еще в 2012 была разработана необходимая документация, общая стоимость необходимых работ оценивалась в 184 млрд тенге.
— За 2011-2019 выделено 44 млрд тенге выделено. Что сделано? Сейчас охват водосбора занимает 13 тыс. гектар, это в 9 раз больше, чем в 2011 году, построено 380 км ливневой канализации, 14 новых очистных сооружений, 3 накопителя. В ближайшие 5 лет мы хотим, согласно комплексного развития столицы, выделить еще порядка 40 млрд тенге и охват повысить в два раза — до 26 тыс. гектар. До 2030 года, по мере выделения средств, это, конечно большой срок, если 184 млрд тенге выделены будут (согласно расчетов 2012 года), я думаю, вся территория города будет охвачена водосбором, — заверил он сенаторов.
По итогам парламентских слушаний сенат традиционно дает правительству рекомендации. Депутаты рекомендовали усилить ответственность чиновников, в том числе за расходование бюджетных средств, разработать государственную программу по водным ресурсам и создать отдельный уполномоченный госорган, ответственный за все водные вопросы. Прислушается ли правительство к ним — вопрос открытый.
https://forbes.kz/process/resources/v_polovine_sel_v_kazahstane_net_dostupa_k_chistoy_pitevoy_vode/
[:]