АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

В республике 1 декабря будут отмечать День первого президента РК

Принципиальная модель президентской власти в Казахстане демонстрирует достаточно высокую степень эффективности. Она во многом способствовала выводу страны из тяжелого кризиса 90-х годов, позволяет справляться с нынешней мировой финансовой турбулентностью.

Как отмечает заместитель генерального директора РГП «Ѕылым ордасы» КН МОН РК кандидат исторических наук Нурлан Сейдин, в политологии обычно выделяют три классических типа современной республики: президентская (США), полупрезидентская (Франция) и парламентская (ФРГ, Италия и др.). Анализ совокупности параметров президентской модели Казахстана позволяет утверждать, что по своим основным чертам она может быть отнесена к французскому типу президентства, однако с более выраженными полномочиями главы государства.

– Сходство с Францией выражается в том, что в Казахстане, так же как и в Пятой республике, глава государства стоит над всеми ветвями власти, выполняя арбитражную функцию и функцию организации их взаимодействия. Правительство подотчетно и парламенту, и президенту. В обеих странах президент наделен обширными полномочиями во всех сферах государственной жизни, он имеет право распускать нижнюю палату парламента и назначать новые выборы. Несмотря на общность типологических характеристик президентской власти, каждая страна приходила к той или иной модели ее реализации собственным путем, – говорит Нурлан Сейдин.

В Казахстане должность президента республики была введена по решению Верховного Совета Казахской ССР 24 апреля 1990 года после учреждения 14 марта того же года должности президента СССР.

– Следует отметить, что на начальном этапе президентская власть была ограниченной, и это являлось закономерным результатом ее существования (фактически механического встраивания) в условиях сохраняющейся советской государственной системы. По сути, созданная форма государственного устройства была парламентской республикой, где президент является номинальным главой государства, но не обладает реальной властью. Тем не менее учреждение поста президента сыграло определенную роль в последующей трансформации всей политической системы Казахстана, – подчеркивает эксперт.

Дальнейшее становление института президентской власти в Казахстане было обусловлено принятием закона КазССР от 20 ноября 1990 года «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР» и изменений и дополнений к нему от 25 июня 1991 года. Согласно этому документу, президент был объявлен Главой государства, наделенным высшей исполнительно-распорядительной властью. Кроме того, был учрежден пост вице-президента страны, упразднен Совет министров и образован Кабинет министров Казахстана, подотчетный как Парламенту, так и президенту.

При этом право формирования правительства (с согласия Парламента) передавалось президенту. Произошло объединение аппаратов Главы государства и Совета министров страны в единый аппарат президента и Кабинета министров Казахской ССР. С принятием этого закона государственная система РК, формально оставаясь парламентской, по существу перешла к полупрезидентской модели.

– Окончательная легитимизация института президентства произошла после проведения республиканских выборов президента 1 декабря 1991 года. Под влиянием целого ряда факторов в течение 1991–1993 годов в Казахстане объективно сформировалась потребность в сильной власти, способной вывести страну из кризиса и задать ей параметры устойчивого развития. В силу определенных причин в наибольшей степени отвечающей данной потребности являлась только президентская ветвь власти. Существовавшая на тот период парламентская форма правления, отягощенная элементами советской архаики и рецидивами социалистической идеологии, не могла обеспечить быстрого и решительного перехода к новым политико-экономическим отношениям. Поэтому она стала только переходной формой государственного управления, отражавшей особенности транзита от тоталитарного к либерально-демократическому обществу. Это достаточно ярко проявилось в положениях Конституции 1993 года, не сумевшей ни закрепить «советскую» парламентскую форму правления, ни предоставить полноту прав президентской ветви власти, – отмечает Нурлан Сейдин.

Юридическое оформление президентской формы правления произошло в ходе принятия Конституции 1995 года, а политической реальностью она стала после самороспуска Верховного Совета в конце 1993 года и делегирования им перед этим законодательных прав президенту. С этого момента президент сосредоточил в своих руках практически всю полноту власти в стране. Он получил возможность диктовать свою волю парламенту, а через систему личного назначения судейского корпуса – и судебной власти. Конституционный суд, имевший по Конституции 1993 года право контролировать высшую исполнительную власть, был преобразован в соответствии с Основным законом 1995 года в Конституционный совет, обладавший только консультативно-совещательными правами.

Поправки в Основной закон, внесенные в 1998 году, предусмотрели дальнейшее расширение прерогатив президента (увеличение срока до 7 лет). Созданная в тот период принципиальная модель президентской власти действует до настоящего времени. Следует отметить, что она продемонстрировала достаточно высокую степень эффективности и во многом способствовала выводу страны из тяжелого кризиса 90-х годов, подчеркивает эксперт.

Президентская власть в Казахстане начала своевременно реагировать на признаки мировой финансовой турбулентности. Нашей республике удалось преодолеть кризисные волны благодаря четко выстроенному механизму социально-экономической политики. Глава государства написал статьи «Ключи от кризиса» и «Пятый путь», в которых предложил выход из кризиса.

В феврале 2010 года по поручению Главы государства правительством была принята государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010–2014 годы, явившаяся стратегическим документом в экономической сфере на указанный период. Для эффективного запуска ГПФИИР были приняты все необходимые документы: отраслевые программы по развитию приоритетных секторов экономики, функциональные программы, программы поддержки бизнеса, схема рационального размещения производственных мощностей, Карта индустриализации, программы развития территорий. В Казахстане успешно развивается программа «Дорожная карта бизнеса- 2020». Она способствует обеспечению устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранению действующих и созданию новых постоянных рабочих мест.

О том, что наша республика создала в стране благоприятный социально-экономический климат, говорит статистика. Так, по данным министра экономического развития и торговли РК Ерболата Досаева, которые он недавно озвучил в ходе заседания правительства, за минувший год и с начала текущего года в республике произведено продукции на сумму 1,1 триллиона тенге. Всего в 2012 году планируется ввести 174 проекта на сумму 450 миллиардов тенге с созданием 33 тысяч рабочих мест. По программе занятости-2020 в настоящее время трудоустроено более 70 тысяч человек.

«Новый этап казахстанского пути – это новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа. Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире это коренной вопрос социально-экономической модернизации. Это главный вектор развития Казахстана в ближайшем десятилетии», – подчеркивает Глава государства в нынешнем послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».

Куляш ТУРГАЗИЕВА,  Алматы

Источник: Сайт газеты «Литер»