АЛТЫНОРДА
Блог Керимсала ЖубаткановаГлавные новости

Великий Абай

Правительство Казахстана постановлением от 27 июля 2023 года в новой редакции утвердило «Перечень праздничных дат», сообщает Zakon.kz. Новый перечень содержит 19 праздничных дат, среди которых есть и дата 10 августа – День Абая Кунанбаева. /https://www.zakon.kz/pravo/6401975-perechen-prazdnichnykh-dat-utverdili-v-kazakhstane.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop/

 

Абая Кунанбаева называют сыном казахской степи. В своих стихах он отражал грани казахской души: лиризм, сомнения и отчаянные искания, горький сарказм и веру в силу созидания.

Абай Кунанбаев оказал большое влияние на зарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX — начала XX веков, на его счету множество стихов, песен, всего около 170 стихотворений и  56 переводов. Он ввел в казахское стихосложение новые размеры, рифмы и стихотворные формы: восьмистишия и шестистишия.

Объявление 10 августа Днем Абая неслучайно. Казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года.

Всем известно, что большое значение следует придавать личности Великого Абая, его значимости для современного казахского общества, для текущих процессов, происходящих в нашей стране.

Нет сомнений, что Великий Абай является большой исторической личностью и ценностью для казахского народа. Семипалатинск, родина Великого Абая, является одним из самых ярких духовных центров, славящихся не только Абаем, но и Шакаримом, и Мухтаром Ауэзовым.

Наша задача — показать величие великого Абая и использовать его бесценное наследие на благо будущих поколений. Какова мудрость великого Абая?

Великий Абай призвал казахский народ — людей, живущих во времена кочевого скотоводства, — перейти, как и другие развитые народы и нации, к новому этапу жизни, привлечь казахский народ в пространство мировой цивилизации и реформировать страну. Великий Абай обучил своих учеников и отправил своих детей в школу-интернат, чтобы они получили достойное образование в то время.

Великий Абай был самым прогрессивным представителем своего времени. Это можно прочитать в трудах Абая: «У нас была возможность проверить кандидатуры для выборов двух судей в каждом избирательном округе. Не каждый может совершать правосудие. Как говорится, чтобы провести «ежедневную встречу на Культобе», нужно знать свод законов, унаследованных от наших предков — «путь Касым хана», «старый путь Есим хана», «Семь установлений» Тауке хана. Но со временем они устаревают и требуют современных корректировок. Отсутствие верховного судьи и ряда судей затрудняет разрешение споров.

Сам Абай смог учиться одновременно в начальной мусульманской и светской русской школе в Семипалатинске. Книги окружали его с детства, его отец подписывался на газеты и журналы, а позже будущий поэт продолжил эту практику. Абай был знаком с арабо-персидской, древнетюркской и западноевропейской литературой. После встречи с Абаем известный американский писатель Джордж Кеннан похвалил его: «Я знаю старого кыргыза (т. е. казаха) — Ибрагима Кунанбаева, который не только ходит в библиотеку, но даже читает таких авторов, как Милль, Бокль и Дрепер. И они величайшие философы в мире».

Великий Абай призывал спасти казахскую молодежь от зла ​​и грубости через образование и воспитание, за что он активно поддерживал открытие светских школ для казахских детей. В частности, он писал: «Нам нужно забрать детей у родителей, отправить их в школу и обучать их какой-либо профессии. Нам нужно создавать школы, где девочки должны учиться». Великий Абай был основателем казахской национальной письменной литературы, а его поэзия, оказала и оказывает огромное влияние не только на его современников, но и на будущие поколения казахского народа.

Он призвал казахский народ — людей, живущих во времена кочевого скотоводства, — перейти, как и другие развитые народы и нации, к новому этапу жизни, привлечь казахский народ в пространство мировой цивилизации и реформировать страну. Абай обучил своих учеников и отправил своих детей в школу-интернат, чтобы они получили достойное образование в то время.

Великий Абай был самым прогрессивным представителем своего времени. Это можно прочитать в трудах Абая: «У нас была возможность проверить кандидатуры для выборов двух судей в каждом избирательном округе.

Не каждый может совершать правосудие. Как говорится, чтобы провести «ежедневную встречу на Культобе», нужно знать свод законов, унаследованных от наших предков — «путь Касым хана», «старый путь Есим хана», «Семь установлений» Тауке хана. Но со временем они устаревают и требуют современных корректировок. Отсутствие верховного судьи и ряда судей затрудняет разрешение споров.

Сам Абай смог учиться одновременно в начальной мусульманской и светской русской школе в Семипалатинске. Книги окружали его с детства, его отец подписывался на газеты и журналы, а позже будущий поэт продолжил эту практику. Абай был знаком с арабо-персидской, древнетюркской и западноевропейской литературой.

После встречи с Абаем известный американский писатель Джордж Кеннан похвалил его: «Я знаю старого кыргыза (т. е. казаха) — Ибрагима Кунанбаева, который не только ходит в библиотеку, но даже читает таких авторов, как Милль, Бокль и Дрепер. И они величайшие философы в мире».

Великий Абай призывал спасти казахскую молодежь от зла ​​и грубости через образование и воспитание, за что он активно поддерживал открытие светских школ для казахских детей. В частности, он писал: «Нам нужно забрать детей у родителей, отправить их в школу и обучать их какой-либо профессии. Нам нужно создавать школы, где девочки должны учиться». Великий Абай был основателем казахской национальной письменной литературы, а его поэзия, оказала и оказывает огромное влияние не только на его современников, но и на будущие поколения казахского народа.

Керимсал Жубатканов.

Altyn-Orda.kz