АЛТЫНОРДА
Рецензия

Вера Ляховская. Атака под названием «Цугцванг»

Цугцванг отныне – это не только ситуация в шахматной партии, когда каждый последующий ход лишь ухудшает собственное положение, но и боевик казахстанского производства, в котором во всей красе предстают воспитанники Школы сценического боя «Кун-До». Фильм стал дебютной работой ее основателя Игоря Цая.
23-летний Игорь Цай – мастер спорта международного класса по таэквондо. Когда ему было всего 17 лет, он разработал и поставил боевые сцены в нашумевшей картине Тимура Бекмамбетова «Дневной дозор». После «Дозора» Тимур Бекмамбетов привлек Игоря к разработкам боев для его первого голливудского блокбастера «Особо опасен» который с успехом прошел во всем мире. Позднее сотрудничество продолжилось в кинокартине Лео Габриадзе «Выкрутасы» где Игорь и студенты Школы сценического боя ставили футбольные трюки. Тимур Бекмамбетов в данном проекте выступает в качестве продюсера, и через месяц фильм должен выйти на экраны. Но не только постановкой трюков жив Игорь Цай. Четыре года назад он написал сценарий картины «Цугцванг» – боевика с элементами комедии.
– В режиссуру меня занесло от сценария. Я сначала написал его, потом стал искать, кто бы мог воплотить мою задумку в жизнь, – рассказывает молодой человек. – Однако по прошествии времени понял, что мою идею до людей может донести только мое второе «я». Я долго искал финансирование для проекта, кризис тогда спутал мне все карты. И вот сейчас все удалось.
– Вы сняли фильм, чтобы покрасоваться своими умениями или людей повеселить?
– Я снял коммерческое кино, честно скажу. Я нанят продюсером, чтобы отбить кассу. (Смеется.) Если искусство никому не нужно, то это плохое искусство. И еще: этот фильм выражает мою позицию на какие-то сложные жизненные ситуации.
Такого количества симпатичных, мастерски владеющих боевыми искусствами молодых людей, как в фильме «Цугцванг», казахстанский кинематограф не видел давно. Главную роль в картине исполнил Нурлан Турашев. Его герой Бек готов бороться за свои чувства любой ценой. По стечению обстоятельств вовлеченный в потасовку и вставший на защиту друга, он оказывается в водовороте событий, которые в корне меняют его жизнь. Помогая друзьям в решении проблем, связанных с продажей земли, герой понимает, что это его шанс сыграть свою игру. В свои игры играют все: Олег Ли – Стан, Илья Мячин – Жим, Роберт Кун – Алмас, Данил Волковинский – Пьер, Азиз Нурмухамедов – Муслим, причем забавнее всех выглядит Жим, все мечтающий о красотках с Малибу. Эти молодые ребята по сюжету ворочают огромными деньгами, но никого не убивают, а так только, как будто балуются, нанося телесные повреждения различной степени тяжести. Но делают они это настолько легко и красиво, что на протяжении фильма ни разу не возникает желания протянуть: «Фи, опять боевик, как они надоели». Обошлись создатели и без непристойных сцен, которыми в последнее время грешит львиная доля кинематографических проектов, доказав тем самым, что внимание зрителя можно удержать и другими способами. В картине постоянно ощущается очарование молодости и местами наивности, и, по сути, так и нужно. Заматереть ребята еще успеют. «Цугцванг» динамичен, затянута только пара диалогов, но должна же молодежь на чем-то набивать себе шишки.
Без спецэффектов, разумеется, обойтись было нельзя, но, по словам Игоря Цая, денег на них и компьютерную графику было не так уж и много, поэтому ребята играли со скоростью и экспериментировали с частотой кадров. Самый сложный технический трюк – полный переворот на мотоцикле над человеком, который исполнил Алексей Духнов, а самые сложные падения – с 20-футового контейнера спиной на землю и с крыши автомобиля на землю, ударившись спиной о рядом стоящий автомобиль. Их выполнили Илья Мячин и Роберт Кун.
– Травмы, конечно, бывают, но в основном из-за невнимательности, – говорит Игорь Цай. – Когда накапливается усталость, мы совершаем ошибки. Слава богу, пока ничего серьезного.
Тяжелых последствий для здоровья не было, а вот перлы – были. «Мне на Водозаборную надо!» – несколько раз за фильм эмоционально восклицает один из героев, и с каждым разом смех в зале звучит все громче. Игорь Цай, сам того не желая, прославил эту ничем не примечательную улочку. «Надо было что-то такое запоминающееся…» – смеется он. А вот Нурлана Турашева больше всего позабавил эпизод в кафе, когда героя Азиза Нурмухамедова обливают колой:
– Мы делали несколько дублей и каждый раз буквально покатывались со смеху. По сюжету в этом эпизоде ничего смешного нет, он опасен. Но реакция получилась именно такой.
Не смешно было только овчарке, играющей роль пса Вулкана. В съемках пригласили принять участие двух собак – добрую и злую. Злая снималась в «агрессивных» сценах, где надо было громко и злобно лаять, а добрая – во всех остальных, в том числе и в той, где один из плохих мальчиков изо всех сил пнул ее в бок. Конечно, животное не пострадало, но в последующем эпизоде «лечения» у него были такие грустные глаза, что сразу захотелось получить разъяснения:
– Мы псину не обижали! Просто рабочая смена длилась 21 час, и даже собака настолько устала, что ей уже в этой жизни ничего не надо было, – рассмеялся Игорь Цай.
Нурлан Турашев сейчас активно участвует в разработке и постановке боевых сцен нового голливудского блокбастера Тимура Бек¬мамбетова «Авраам Линкольн – охотник на вампиров». Кстати, в качестве постановщика боевых сцен на проект приглашен Игорь Цай. Так что вслед за прославленным соотечественником Голливудом востребовано и молодое поколение казахстанских кинематографистов.

Мы псину не обижали! Просто рабочая смена длилась 21 час, и даже собака настолько устала, что ей уже в этой жизни ничего не надо было

14 янв 2011

Источник: izvestia.kz