Все флаги в гости к нам. Казахи намерены развивать туризм…

В настоящее время Казахстан прилагает максимум усилий в развитие такого перспективного направления, как туризм. Повышение конкурентоспособности отечественной туристической отрасли и привлекательности наших туристических направлений – одна из основных стратегических задач Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны.

Кому-то может показаться маловероятным, но на мировом рынке туристический продукт является таким же лидером, как и нефть. Доля туризма составляет 30% от всей мировой торговли услугами. Ежегодный рост инвестиций в эту отрасль около 35%. В развитых странах, в том числе и обладающих богатыми природными ресурсами, туризм является одним из самых прибыльных направлений бизнеса. Доказательством тому служит тот факт, что на его долю приходится 7% мирового капитала.

Доходы от туризма выросли и в Казахстане. В прошлом году они превысили 82 миллиарда тенге. Тем самым доля туризма в ВВП составила около 3%. Но этого, конечно же, далеко не достаточно. Для сравнения: в странах с развитой туристической инфраструктурой доля туризма в ВВП может составлять до 30%. Именно поэтому в программе форсированного индустриально-инновационного развития страны развитию туризма придается особое значение.

В 2011 году Казахстан посетили 5,6 миллиона иностранных туристов. На казахстанских туристических объектах отдохнуло почти столько же казахстанцев. Таким образом объем услуг в туристической отрасли составил порядка 500 миллионов долларов США. В ближайшие годы планируется увеличение этой цифры в разы. Туризм теперь будет рассматриваться, как перспективная отрасль экономики, способная дать толчок развитию регионов, малого бизнеса и занятости населения.

Об особенностях развития туризма в Казахстане нам рассказал член правления Ассоциации туроператоров Центральной Азии Родион Пак.

— Туризм – это не просто отрасль. В последнее время он превратился в индустрию. Во многих странах это направление стабильно пополняет казну и создает рабочие места. К счастью, в нашей стране, обладающей огромным нереализованным потенциалом в этом плане, обратили на это внимание, включив туризм в ПФИИР. Если все пойдет по плану, то к 2020 году ежегодные доходы от этой отрасли должны составить порядка 20 миллиардов долларов. Насколько мне известно, при разработке концепции развития туризма применяется индустриальный подход. Такой же, что используется, к примеру, в машиностроении или металлургии. Если говорить о цифрах, то в течение пяти лет совокупный доход отечественных туристических компаний должен вырасти не менее чем на 12%.

— Получается, на два с половиной процента в год. Это не так уж и много.

Увы, но по-другому пока быть не может. Туризм у нас ведь только формируется, как индустриальная отрасль. И он, безусловно, требует больших капиталовложений, которые окупятся не сразу. Так что первые пять лет мы будем не доходы получать, а создавать прочную основу отечественного туристического бизнеса.

— Как бы то ни было, туризм, как отдельная отрасль экономики у нас в стране существует давно. Неужели за все это время мы не создали эту основу?

— Дело в том, что существует два направления туристической отрасли: выезд и въезд. Что касается выездного туризма, то он развивается достаточно бурно. И общая благоприятная картина возникает как раз благодаря этому. Это вид бизнеса приносит немало доходов в виде налогов. Но в большей степени он инвестирует экономики других государств. Поэтому гвоздем программы является развитие въездного туризма, который будет привлекать средства в казахстанскую экономику и создавать рабочие места для казахстанцев. А здесь есть, над чем поработать. Иностранные туристы итак нас не баловали своим посещением. А после мирового финансового кризиса и вовсе практически перестали к нам приезжать. Соответственно туристическая инфраструктура практически не развивалась. То, что количество новых гостиниц и кемпингов у нас постоянно растет – факт. Но все они находятся преимущественно в крупных городах или вблизи их. А в тех местах, где непосредственно находятся туристические объекты и маршруты, их почти нет. А это является тормозом развития въездного и внутреннего туризма.

— Между казахстанскими городами большие расстояния. На мой взгляд, это может помешать созданию комфортных условий в отелях, если таковые появятся где-нибудь в местах девственной природы.

— Поэтому важно располагать такие объекты неподалеку от автомобильных дорого на определенных участках. В противном случае туристы, отправившиеся, скажем, в какой-нибудь однодневный маршрут, большую часть времени будут тратить на дорогу.

— Глобальный экономический кризис внес свои коррективы во все сферы экономики, в том числе и в туризм. Насколько мне известно, инвесторы не торопятся вкладывать средства в строительство туристических объектов. За счет каких средств оно будет происходить?

— Вот для этого нам требуется развитие механизма преференций и долгосрочного кредитования туристических организаций для развития инфраструктуры. Об этом четко сказано в Программе. В странах, уделяющих большое значение развитию туризма, издаются законы, стимулирующие развитие туристической инфраструктуры. Вес положительный опыт авторами программы, думаю, полностью изучен.

— Неужели мы сможем когда-нибудь конкурировать с признанными туристическими державами?

— У нас есть свои преимущества, за счет которых можно не только занять свою нишу, но и стать одной из наиболее привлекательных туристических стран. В частности, в последнее время набирает популярность экологический туризм. В этом плане у нас огромный потенциал. Принцип экологического туризма отличается от традиционного. Основные международные экотуристические потоки направлены из развитых стран в развивающиеся.

Мы можем обустроить, что называется, по последнему слову горнолыжные курорты в близи Алиматы, в курортной зоне Боровое. Думаю, в перспективе сможем предложить и морской отдых в Кендерли на побережье Каспийского моря. Для любителей экстремального вождения есть возможность организовать ралли по пустыням и полупустыням. Все это у нас есть. Согласно Программе при обустройстве туристических объектов у нас будет использован опыт Турции и Малайзии, которые сделали туризм доходной частью своих бюджетов. В этих странах туризм из отрасли перерос в целую индустрию за довольно короткий срок. И теперь обеспечивает устойчивый прирост ВВП и стимулирует развитие смежных отраслей. К примеру, Малайзию ежегодно посещают около 25 миллионов туристов. Доход туристической отрасли в этой стране порядка 20 миллиардов долларов в год. Это 12% ВВП. В малазийском туризме работает 20% населения страны.

— Прежде чем замахиваться на такой проект, наверняка были проведены научные исследования. Что говорят эксперты?

— Эксперты прогнозируют, что к 2020 году Китай, Россия, Индия и страны Ближнего Востока ежегодно будут присылать к нам 200 миллионов туристов.

— На чем основаны столь оптимистические прогнозы?

— На том, что Казахстан находится в центре растущего мирового рынка въездного туризма и намерен использовать этот потенциал. Скажу больше. На сегодняшний день уже определены основные проекты, которые должны привлечь массовый поток туристов. Инфраструктуру к новым туристическим объектам проведут за счет государства.  А для инвесторов будут созданы стимулы в виде государственной поддержки. А еще больше внимания будет уделяться подготовке кадров. Ведь нам будут нужны управляющие отелями, туроператоры, гиды, переводчики и т.д.

— Идея строительства горнолыжного курорта близ Алматы вызвала немало споров. Как будут решаться этим вопросы?

— Все эти с поры основаны на том, что строительство, якобы, нанесет ущерб природе, экологии и т.д. Но давайте взглянем на вещи трезво. Турист, приезжающий из какой-нибудь развитой страны, предпочитает максимум природы и минимум урбанизированности. Поэтому при строительстве всех этих объектов окружающая среда будет сохранена по максимуму. Пострадает лишь ничтожно малая часть. Но это все окупится с лихвой. Вокруг горнолыжных курортов близ Алматы будет создан мощный туристический кластер. Это новая дорога Алматы — Капшагай, ипподром, соответствующий всем мировым стандартам. Все курортные зоны Алматинской области – Капшагайское побережье, Кольсайские озера, Чарынский каньон, Иссыкские курганыв – все это будет связано одной нитью.

— Планируется ли упрощение визового режима?

— Этим вопросом МИД занимается вплотную. Это необходимое условие для привлечения туристов, и данный вопрос сегодня решается с 34 странами – членами Организации экономического сотрудничества и развития. Предусмотрено создание пунктов регистрации паспортов иностранных граждан при гостиницах по всей территории страны. Такой опыт, кстати, уже есть в Алматы. Министерство транспорта и коммуникаций сегодня изучает возможность строительства нового крупного международного аэропорта вблизи Алматы.

Эдуард СОН

Алматы