[:ru]Вся правда о декабрьских событиях 1986 года в Алма-Аты не раскрыта до сих пор[:]

[:ru]

9745462f-3542-4e04-902c-6e9ab11fecd3_cx0_cy7_cw0_w987_r1_s_r1Ровно 30 лет назад, 17 декабря 1986 года казахская молодежь вышла на центральную площадь столицы Алма-Аты, чтобы выразить свой протест против назначения чужака во главе республики, и хотя в этом был элемент стихийности, по большому счету, эти события имели глубокие корни и многолетние предпосылки, считает казахстанский эксперт Жандос Темиргали.

«Казахскому народу надоело, что его интересы не принимали во внимание, что союзный центр в целом не уважал положение коренного населения. Казахи оказались бесправными на своей же земле», — пишет эксперт на страницах своего сайта.

По его словам, в социальной иерархии советского Казахстана подавляющее большинство казахов занимали самое низшее положение.

 В то же время, существовала тонкая прослойка городских казахов, советской бюрократии и номенклатуры. Немалая доля казахов была  среди людей культуры, науки и искусства», — отмечает Темиргали.

Однако, по словам эксперта, эта интеллигенция, несомненно, составляла мизерное меньшинство, верхушку айсберга.

«В итоге, в середине декабря 1986 года казахская молодежь Алма-Аты, в основном студенты столичных вузов, приехавшие из глубинки, а также алматинцы, которые были небезразличны к судьбе Родины, вышли на площадь имени Брежнева. Вышли мирно и цивилизованно. Здесь важно отметить, что казахи по своей сути не являются радикальным, националистически настроенным народом. Однако у любого терпения есть предел», — пишет эксперт.

Этим пределом, разделительной чертой и стал декабрь 1986 года — события, после которых Казахстан уже не мог быть прежним.

Поначалу требования казахской молодежи в те дни не были чрезмерно националистическими. Многие протестующие были даже не против назначения русского или представителя другой национальности, но выросшего в республике. Вот лишь некоторые из транспарантов протестующих: «Требуем самоопределения!», «Каждому народу — свой лидер!», «Не быть 37-му!», «Положить конец великодержавному безумию!», «Хватит диктовать!» Во время демонстрации звучали речи лидеров-ораторов, громко звучала казахская музыка, собравшиеся скандировали патриотические лозунги», — отмечает эксперт.

Темиргали также указал причины народных выступлений в республике.

«Напомню, что поводом к народным выступлениям было назначение 16 декабря Геннадия Колбина, руководителя Ульяновского обкома партии, первым секретарем компартии Казахстана. Это было открытым пренебрежением мнения казахов», — отмечает Темиргали.

Массовое выступление казахской молодежи, продолжавшееся двое суток, было разогнано силами внутренних войск, ОМОНа и советской армии.

«Как вспоминает казахский писатель Абиш Кекильбаев, первыми в атаку на протестующих с щитами, дубинками, саперными лопатами пошли курсанты погранучилища КГБ СССР. Были применены водометы. В ходе репрессивных мер среди выступавших появились открытые антисоветские и казахские националистические настроения. Началось настоящее побоище с разгромом зданий, сожженными автомобилями», — пишет эксперт.

По его словам, молодых парней, а также и девушек избивали железными прутьями, саперными лопатами, дубинками. Некоторые были задержаны и вывезены за черту города, где их раздевали, избивали и выбрасывали прямо в мороз на снег.

«Пострадавшие девушки, если оставались живы, становились инвалидами, не могли иметь детей. После декабрьских событий участники восстания были осуждены по самым жестким статьям уголовного кодекса. Хотя восстание носило политический характер. 

 

Неудивительно, что официальные СМИ охарактеризовали массовые протесты как хулиганские националистические выступления.

 

Алтынорда-информ

 

[:kz]

[:en]

[:]