АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

ВЫГОДЫ МОСКВЫ ВЫХОДЯТ НАМ БОКОМ?

Туркестан №41

Вступление России в ВТО может привести к застою рынок Казахстана.

В августе текущего года Россия стала членом ВТО. Какими последствиями это обернется для Казахстана? Сейчас эта проблема горячо обсуждается в казахстанском обществе.
В свое время вступление Казахстана в ТС было одной из самых обсуждаемых новостей. Потому, что с самого начала было ясно, что этот союз, представляющий угрозу нашей экономической безопасности, служил больше интересам  России, нежели казахов. Большинство сторонников вступления Казахстана в Таможенный союз предполагали, что, хотя в начале экономики Казахстана будет трудно, но в перспективе от ТС будет огромная польза. Кто его знает, польза будет или нет, но первые последствия подобной перемены казахский рынок, похоже,  уже начал испытывать.
«ЕСЛИ НЕ БУДЕМ УЧИТЫВАТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ, МЫ ПРОИГРАЕМ», — УТВЕРЖДАЕТ ДЕПУТАТ М?РАТ ?БЕНОВ

В номере газеты «Караван» от 5 октября депутат Мажилиса Парламента РК М?рат ?бенов рассказал, что в Таможенном союзе (ТС) мы проигрываем России, и, что вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) раньше нас,  негативно скажется на казахской экономике.
– Только, если мы будем в достаточной степени учитывать свои интересы, нам будет выгодным вступление и в ВТО и в  ТС, — ответил он на вопрос корреспондента газеты: «Что мы выиграли от вступления России в ВТО?»
Известно, что до вступления в Таможенный союз Казахстан вел переговоры по вступлению в ВТО. Однако создав совместно с Россией и Беларусью Таможенный союз, Казахстан сознательно отказался вступать в ВТО раньше России. Главная цель – угодить северному соседу. Сейчас Россия, уже ставшая членом ВТО, может предъявить свои требования Казахстану, который стучится в двери этой организации.
– Вступая в ТС, мы по договоренности подняли таможенные пошлины на ввоз автомобилей с 10 до 30 процентов, с целью защиты отечественного производителя. В результате уменьшился завоз иномарок, возрос спрос на автомобили, произведенные внутри ТС. Но наш автопроизводитель еще слаб, в итоге мы защищаем интересы России на авторынке. Только за последний год Россия увеличила экспорт автомобилей в Казахстан в 3,5 раза, больше половины всех завезенных в нашу страну новых автомобилей – российского производства. Мы не можем тут быть конкурентами, так как производим в одном сегменте одинаковые по качеству и ценам автомобили. Вывозить из Казахстана в Россию автомобиль, собранный из комплектующих, завезенных оттуда же, невыгодно с точки зрения транспортных расходов. Ведь любой автомобильный гигант стремится найти рынок сбыта поближе. Российский потребитель нас просто не ждет. А теперь, когда Россия вступила в ВТО, для казахстанца цена на иномарку будет на 15 процентов дороже, чем для россиянина. А ведь помимо того, что иномарки казахстанцам обойдутся дороже, чем россиянам, еще и бюджет страны потеряет огромные деньги. 15 процентов от “утилизационных сборов” будут поступать напрямую в бюджет России. А вот при завозе иномарок в Казахстан 30-процентные таможенные пошлины, по ранее принятым соглашениям, будут попадать в “общий котел” и распределяться в казну трех государств. Казахстану достанется лишь 7 процентов, а России – более 88 процентов. Выходит, наш северный сосед выигрывает дважды. На вопрос: «Какой выход вы видите из данной ситуации?», — М?рат ?бенов заявляет, что Казахстану стоит более принципиально согласовывать тарифную политику.                                                                                                     — Необходимо добиться снижения таможенных пошлин на иностранные авто до российского уровня, — говорит народный избранник.

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО ПРОТИВОРЕЧИТ МНОГИМ ПРИНЦИПАМ

Российские эксперты считают, что вступление России в ВТО противоречит принципам Таможенного союза. Они утверждают, что если страны — члены Таможенного союза вступили бы в ВТО вместе с Россией, то требования ТС остались бы на прежнем уровне. Утверждая, что последствия такого шага могут погубить будущее Таможенного союза, они говорят, что в последние десять лет и ВТО не является эффективным инструментом. Так директор аналитического центра «ВТО-информ» Евгений Корчевой в интервью изданию «Регионы России» открыто признал: «вступление России в ВТО, и взятые им обязательства, ограничивают возможности формирования ТС.  Потому, что Казахстан и Беларусь не принимают на себя тарифные обязательства, которые приняла Россия. Согласно законодательным актам, сформированным внутри Таможенного союза, его члены не способны защитить общий рынок. И куда теперь России девать товары, поступившие по низким таможенным пошлинам? В России снизились таможенные пошлины на многие импортные товары, а в Казахстане и Белоруссии таможенные платежи остались на том же уровне. А унас единое таможенное пространство. Значит, ВТО нарушает идеологию ТС».
Украина, не вступая в ТС, имеет одинаковые условия на рынке России с Казахстаном и Белоруссией. «Казахстан намерен до конца текущего года вступить в ВТО на своих условиях. Его положение по сравнению с Россией значительно лучше. Значит, таможенные тарифы ТС должны быть вновь пересмотрены. Теперь они будут переделаны согласно обязательствам Казахстана. Если учесть, что интересы стран-членов ТС в промышленной и сельскохозяйственной продукции, имеют разную направленность, после их вступления в ВТО положение российских производителей усложнится», – считает еще один эксперт этого центра Вячеслав Пронин.

ЭТО МОЖЕТ СТАТЬ ХОРОШЕЙ НОВОСТЬЮ ДЛЯ КАЗАХСТАНА

Заместитель председателя национальной экономической палаты «Союз Атамекен» ?лихан М?мбеталин в интервью сайту www.zakon.kz сказал:
– Казахстан в следующем году вступит в ВТО. Используя этот механизм, тарифные и таможенные регуляторы, мы можем улучшить свои показатели в международной торговле. Наш выигрыш в том, что таможенные ценообразования ВТО четко определены в договорах.                                                                                                      Директор Департамента экономических экспертиз «Союза Атамекен» Еркін Са?иев в интервью газете «ЭкспрессК» утверждает, что вступление России в ВТО и изменение таможенных пошлин на импортные автомобили, не могут резко изменить ситуацию на нашем авторынке.
– Россия взяла на себя обязательства снизить пошлину на легковые, грузовые автомобили и сельскохозяйственную технику. Безусловно, это повлияет на единый таможенный тариф стран ТС. Однако следует помнить две вещи. Во-первых, Россия до 2019 года наметила переходный период. Значит, пошлина будет постепенно уменьшаться.  В первые три года цена не будет снижаться. Во-вторых, хотя цена снижется, она не уравняется с тарифом, который существовал до вступления Казахстана в единое таможенное пространство. Поэтому не следует ожидать особых изменений. Россия намерена удерживать три года пошлину на иностранные легковые автомобили на уровне 25 процентов, которые были на момент вступление в ВТО. В последующие три года пошлина снизится до 15 процентов. Значит, можно сказать, что эти изменения никак не повлияют на авторынок Казахстана.

Есенг?л К?п?ызы,                                                                                                                                  Перевод Кайрата Матрекова