АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Выжить любой ценой

91846bearlЭкс-боец британского спецподразделения SAS и звезда телевизионного шоу о выживании в диких условиях Беар Грилс (на фото) не смог бы продержаться в степях Северного и Центрального Казахстана и одни сутки.

– Выжить в степи в суровый мороз практически невозможно, – убежден охотник с 20-летним стажем Аксан Акулы. – Беар Грилс зарабатывает миллионы долларов, демонстрируя, как он умудряется выжить в тропическом лесу, поедая пауков и гусениц. По сравнению с условиями выживания в зимней степи – это просто курорт. Да что говорить, даже сибирская тайга идеальна, чтобы продержаться три-четыре дня. Но только не степи Северного Казахстана. Невозможно построить укрытие – нет снега, а если есть, то очень рыхлый. Вырыть нору в мерзлой земле тоже не получится. И нет веток, чтобы соорудить шалаш. В таких условиях и минус 20 градусов сулят для заблудившегося человека неминуемую смерть.

Как же все-таки выжить в степи, когда бушует буран? Аксан Акулы советует собрать снег в кучу и, сделав углубление, устроиться в импровизированной яме спиной к ветру. Накрывшись с головой, остается только ждать, когда буран сам заметет человека.

– Несколько лет назад я был в степи, когда начался буран, – рассказывает Аксан. – Пожалел, что пошел без собаки – с ней бы я переждал буран в степи легко: обнял бы животное и согрелся. Я сделал укрытие из снега и позволил бурану замести меня полностью. Внутри было сравнительно тепло – где-то минус пять градусов. Наутро буран стих, и я, сориентировавшись по солнцу, легко дошел до населенного пункта. Но все это время я не позволял себе заснуть. Экспертами по выживанию на зимних трассах являются водители фур. Опасаясь оставить без присмотра дорогостоящий груз, они зачастую сознательно отказываются от эвакуации, если грузовик неисправен. – Каждый водитель зимой возит с собой керосиновую горелку, коробку угля, а также животный жир в качестве стратегического питания, – говорит водитель фуры Александр Иванов. – Когда мороз крепчает, машина превращается в холодильник. И тогда единственное спасение – это костер из запасного колеса, возле которого можно смело засыпать. Если же есть уголь, то можно разбить палатку прямо на горячих углях. В ней можно спать до утра и не замерзнуть.

№ 14 (17853) от 28.01.2014
Рустем ОМАРОВ, Астана

http://express-k.kz