АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]«Я в порядке!» Почему мы скрываем боль[:]

[:ru]

Тот, кто страдает хроническими заболеваниями, часто вынужден скрывать боль и проблемы за маской благополучия. Она может служить защитой от нежелательного любопытства, а может и навредить — все зависит от того, как именно ее носить, считает психотерапевт Кэти Вайрант.

Кэти Вайрант, психотерапевт и социальный работник, живет в Америке — а значит, как и многие соотечественники, готовится к празднованию Хэллоуина. Дома украшены, дети готовят костюмы супергероев, скелетов и привидений. Вот-вот начнется выпрашивание сладостей — trick-or-treat: вечером 31 октября разряженные компании стучатся в дома и, как правило, получают конфеты от изображающих испуг хозяев. Праздник стал популярным и в России — впрочем, у нас есть и свои традиции маскарадных переодеваний.

Наблюдая за тем, как старательно маленькие соседи примеряют разные образы, Кэти обращается к серьезной теме, сравнивая ношение костюмов с масками, которые приняты в обществе. «Многие люди, страдающие от хронических заболеваний, и в будни, и в праздники, не снимая, носят свой «костюм благополучия».

Его основные атрибуты — грим и маска, скрывающие болезнь. Хронические больные могут всем своим поведением демонстрировать, что все в порядке, отрицая тяготы болезни или умалчивая о боли, стараться ни в чем не отставать от окружающих вопреки своему состоянию и ограниченным возможностям.

Иногда такой костюм носят потому, что он помогает держаться на плаву и верить, что все на самом деле в порядке. Иногда — потому что человек не готов открываться и делиться слишком личной информацией, касающейся здоровья. А иногда — потому что так диктуют нормы общества, и у больных нет иного выбора, кроме как соответствовать им.

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДАВЛЕНИЕ 

«Многие мои хронически больные клиенты боятся напрягать друзей и близких. В них прочно сидит идея о том, что они потеряют отношения, показавшись без «костюма благополучия» другим людям», — делится Кэти Вайрант.

Психоаналитик Джудит Альперт считает, что в западной культуре укоренился страх перед смертью, болезнью и ранимостью: «Мы всеми силами стремимся избегать напоминаний о хрупкости человека и неизбежной кончине. Людям с хроническими заболеваниями приходится контролировать себя, чтобы ничем не выдать свое состояние».

Иногда больной вынужден наблюдать, как значимые люди исчезают из его жизни, потому что не готовы переносить собственные сложные чувства, возникающие при виде его страданий. Глубокое разочарование приносит больному и попытка открыться, в ответ на которую он слышит просьбу не говорить о своих проблемах со здоровьем. Так жизнь может научить человека тому, что маску «я в порядке» лучше вообще не снимать.

«СПРАВЛЯЙСЯ, БУДЬ МОЛОДЦОМ!» 

Неизбежны ситуации, когда скрывать свое состояние невозможно, — например, когда человек оказывается в больнице или явно, заметно для других теряет физические возможности. Вроде бы тогда общество уже не ждет, что «костюм благополучия» будет по-прежнему скрывать правду. Однако от больного ждут, что он тут же наденет маску «героического страдальца».

Героический страдалец никогда не жалуется, стоически переносит все трудности, шутит, когда боль невыносима, и поражает окружающих позитивным настроем. Такой образ горячо поддерживается социумом. По словам Альперт, «в чести тот, кто переносит страдания с улыбкой».

Героиня книги «Маленькие женщины» Бет — яркий пример образа героического страдальца. Обладая ангельским видом и характером, она смиренно принимает болезнь и неизбежность смерти, демонстрирует храбрость и чувство юмора. В этих выхолощенных декорациях нет места страху, горечи, некрасивости и физиологии. Нет места для того, чтобы быть человеком. Для того, чтобы на самом деле быть больной.

СКОНСТРУИРОВАННЫЙ ОБРАЗ 

Бывает так, что люди сознательно делают выбор — выглядеть здоровее, чем на самом деле. Возможно, изображая подъем сил, они на самом деле чувствуют себя бодрее. И определенно не стоит открываться и показывать свою уязвимость и боль тем, кто может отнестись к этому недостаточно бережно. Выбор того, как и что показывать и рассказывать, всегда остается за больным.

Однако Кэти Вайрант напоминает о том, как важно всегда оставаться осознанным и отдавать себе отчет в истинной мотивации своего выбора. Продиктовано ли желание скрыть болезнь под маской позитива стремлением сохранить приватность или все же страхом перед общественным неприятием? Велика ли боязнь быть покинутым или отвергнутым, показав свое истинное состояние? Появится ли в глазах близких осуждение, станут ли они дистанцироваться, если у больного закончатся силы изображать идеально счастливого человека?

«Костюм благополучия» может оказать негативное действие на настроение того, кто его носит. Исследования выявили: если человек понимает, что окружающие готовы видеть его только жизнерадостным, он начинает чувствовать себя подавленным.

КАК НОСИТЬ КОСТЮМ 

«Каждый год я с нетерпением жду, когда ряженые девочки и мальчики прибегут к моей двери за сладостями. Они с таким удовольствием играют свои роли! — делится Кэти Вайрант. — Пятилетний супермен почти верит, что может летать. Семилетняя кинозвезда готова пройти по красной дорожке. Я включаюсь в игру и делаю вид, что верю их маскам и образам, восхищаюсь малышом Халком и испуганно шарахаюсь от привидения. Мы добровольно и осознанно вовлечены в праздничное действо, в рамках которого дети играют выбранные ими роли».

Если взрослый скажет что-то вроде: «Ты не принцесса, ты просто девочка из соседнего дома», — малышка бесконечно расстроится. Вместе с тем, если дети будут настаивать, что их роли реальны и под костюмом скелета нет маленького живого мальчика, вот это будет по-настоящему пугающим. И действительно, во время этой игры дети иногда снимают маски, словно напоминая самим себе: «Я не настоящий монстр, я — это просто я!»

«Могут ли люди относиться к «костюму благополучия» так же, как дети — к своим нарядам на Хэллоуин?» — спрашивает Кэти Вайрант. Если носить его время от времени, он помогает быть более сильным, веселым и устойчивым. Но если срастись с образом, окружающие больше не смогут видеть за ним живого человека… И даже сам он может забыть, какой же он — настоящий.

Об эксперте: Кэти Виллард Вайрант — психотерапевт и социальный работник.

[:]