АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Ю.Чмеленко: Мусульманский центр в Нью-Йорке – оплот экстремистов или попытка поддержать верующих?

Согласно официальным данным, в Соединенных Штатах проживает около 10 млн. мусульман, однако после трагедии 11 сентября строительство любого центра, связанного с исламом, вызывает многочисленные дебаты и откладывается на неопределенный срок. Так, уже не первый год мусульмане пытаются построить свой центр в одном из престижных районов Нью-Йорка. Инициаторов строительства обвиняют как в нарушении законодательства по возведению построек такого рода, так и в более радикальных вещах, таких, как связи с экстремистскими группировками. Неожиданную поддержку обвинители получили в результате выборов нового сенатора штата Нью-Йорк, который едва успев занять свой пост, заострил внимание на проблеме строительства мусульманских центров в Нью-Йорке. Однако вызван ли повышенный интерес нового сенатора к данному вопросу лишь жалобами противников строящегося центра?

Стоит отметить, что сенатор штата Нью-Йорк от 27-го бруклинского избирательного округа Давид Сторобин, вступивший в свою должность несколько месяцев назад, с самого начала строительства нового мусульманского центра являлся активным противником данной идеи. Он неоднократно принимал участие в митингах организации против строительства «Bay People», выступая, как пишет в письме ее руководитель Виктор Бенари, «в защиту качества жизни населения района Шипсхед-Бей». Необходимо отметить, что в связи с этим члены организации весной выпустили письмо в поддержку тогда еще кандидата от республиканской партии в Сенат штата Нью-Йорк. «Давид Сторобин — единственный политик, который нашел время прийти на наши демонстрации выразить свое мнение и гражданскую позицию, — говорится в письме. – Давид Сторобин нас поддерживает — и мы знаем, за кого голосовать». Вступив в должность сенатора штата, Сторобин оправдал ожидания своих сторонников и сразу направил письмо мэру города Нью-Йорк Майклу Блумбергу с просьбой разобраться в нарушениях, связанных со строительством мечети в бруклинском районе Шипсхед-Бей.

Вокруг строительства мусульманского центра в районе Шипсхед-Бей уже несколько лет идет серьезная борьба. Инициаторам центра, сильное желание которых построить мечеть в немусульманском районе не совсем понятно, противостоят многочисленные жители района, сплотившись в организацию «Bay People», они борются за запрет этого строительства.

Жители района еще с февраля 2011 г. начали устраивать митинги с целью помешать строительству центра в Шипсхед Бей, когда письма в разные городские инстанции не приняли во внимание. Обратиться к данной проблеме власти города заставил влиятельный депутат городского совета Нью-Йорка от Бруклина Лу Фидлер. Он официально обратился в городское управление по строительству с требованием разобраться в ситуации и выяснить, не нарушены ли при строительстве какие-либо законы. В своем заявлении Лу Фидлер объяснил, что его письмо не против строительства мечети, оно против нарушений. «Закон существует для всех. И мы вправе требовать, чтобы все городские управления относились со всей серьезностью к жалобам на нарушения закона и существующих правил… Я, как еврей, не хотел бы, чтобы кто-то заявил мне, что не хочет видеть синагогу или не хочет видеть евреев в своем районе. Это незаконно и возмутительно. Любой религиозный центр, любой храм может быть построен в любом районе города, в соответствии с соблюдением всех пунктов закона и всех существующих правил. Это в равной степени относится к мечети, синагоге или церкви», — говорит он в письме. Данное заявление сразу заставило власти города отреагировать на затянувшееся противостояние. Управление строительства наложило запрет на работы по возведению мечети за целый ряд нарушений.

Самым весомым аргументом против строительства нового мусульманского центра стало подозрение связи его инициаторов с антиизраильскими и антисемитскими «Мусульманскими братьями» — террористическим сообществом, основанным в 1928 г., одним из крыльев которого является «Аль-Каида». Данная информация основана на сведениях Антидиффамационной лиги (Anti-Defamation League, ADL), убежденной, что застройщиком этой мечети выступает Американское мусульманское общество (Muslim American Society — MAS), которое «имеет тревожную историю сотрудничества с радикальными организациями и частными лицами, проповедующими терроризм, антисемитизм и отрицающими право Израиля на существование как государства». Более того, по данным сообщества, «интернет-сайты, связанные с MAS, публикуют статьи в поддержку джихада и института смертников-самоубийц». ADL также утверждает, что MAS представляет собой «лидирующую американскую мусульманскую организацию, организующую антиизраильскую деятельность в США». По мнению руководителей MAS, публикуемому ADL, «евреи представляют собой исключительный исторический и религиозный пример людей, вступивших на ошибочный путь». Таким образом, Авраам Фоксман (Abracham H.Foxman), национальный директор ADL, заявляет, что MAS является в США платформой для экстремистских взглядов, таких как ненависть к евреям, отказ Израилю в его праве на существование и пропаганде идеи о том, что США ведут войну с исламом.

Однако опасения организации «Bay People», созданной для того, чтобы противостоять незаконному строительству мусульманского центра на Voorhies Avenue, вызваны гораздо более будничными вещами, такими как узкие дороги спального района, дефицит мест для парковки и близость государственной школы, расположенной в центре строительства. «Мы не против мечети, но для этого строения должно быть выбрано соответствующее место, иначе такое соседство непременно создаст неудобства и нарушит покой жителей микрорайона», — говорят представители организации «Bey People». Так, лидер движения Виктор Бенари пишет, что «жители вынуждены ходить по всем городским организациям и доказывать, что их права ущемляются, и что первая поправка к Конституции определяет право на свободу религии, но никак не право на вмешательство в чью-то жизнь и частную собственность».

С позицией жителей спального района не согласен инициатор проекта иммигрант из Йемена Элловей Ахмед. По его мнению, возросшее количество приверженцев ислама требует строительства новых молельных мест, и данный район не является исключением. Действительно, количество мусульман в США колеблется от 3 млн., по самым скромным оценкам, до 15 млн., по данным Исламского верховного совета Америки.

По данным крупнейшего американского специалиста в области религиозной статистики Дэвида Баррета, в 1900 г. в США жили 10 тыс. мусульман, в 1970 г. — 800 тыс. (из них 200 тыс. афроамериканцев), в 2000 г. — 4,1 млн. (в т.ч. 1,7 млн. афроамериканцев).

«К 2020 г. в каждом большом городе США будет больше мусульман, чем христиан» — эти статистические данные были обнародованы экспертом по исламу Карлом Эллисом во время национальной конференции по исламу, проходившей с 15 по 17 августа 2003 г. На сегодняшний день в Америке группа исповедующих ислам ежегодно растет на 6%. Самым быстрорастущим сегментом ислама в США являются белые американцы, и 80-85% всех мусульман США относят себя к бывшим христианам. «Если такая тенденция продолжится, то к 2020 г. каждый большой город США будет преимущественно мусульманским», — считает Эллис. По данным исследования, проведенного Pew Research Center for the People and the Press, только 10% американских мусульман имеет низкий уровень дохода. 52% относятся к среднему классу, 28% могут назвать себя богатыми людьми.

Стоит также сказать о стартовавшей в прошлом году по инициативе Совета по американо-исламским отношениям кампании, направленной на создание правильного образа ислама и мусульман в Соединенных Штатах Америки. В рамках этой кампании в библиотеки разных штатов было передано 16 тыс. книг по исламу. В настоящее время литература по исламу имеется в 7000 библиотеках, и распространение продолжается — на очереди библиотеки штатов Алабама, Делавэр, Миссисипи, Теннеси, Луизиана и Род-Айленд. Благодаря сравнительно высокой классовой принадлежности, мусульманская община в Америке имеет большое влияние на политическую и общественную ситуацию в таких штатах как Нью-Йорк, Калифорния, Нью-Джерси, Вашингтон, Иллинойс, Массачусетс и Огайо.

Таким образом, можно сказать, что повышенный интерес нового сенатора к проблеме строящегося мусульманского центра, безусловно, носит политический характер. Однако, несмотря на то, чтоДавид Сторобин занялся данным вопросом с целью набрать очки в первые месяцы пребывания на новом посту, эта проблема действительно требует к себе вмешательства на государственном уровне. Строительство мечети в спальном районе, где исповедующие ислам не являются большинством, вероятно, является ошибкой, какие бы силы ни стояли за данным проектом. Последствия, к которым может привести данная постройка, по всей видимости, не будут положительными в стране, где в связи с политическими событиями ежедневно растет настороженность ко всем приверженцам ислама. Кроме того, инициаторы данного строительства регулярно нарушают принятое законодательство. Только изначально при строительстве мечети было зафиксировано 25 нарушений, штрафы за которые составили в общей сложности $30,000. Поэтому наиболее правильным в стране с большим количеством мусульман является строительство исламских центров в районах с преобладающим числом мусульман и в рамках принятого Соединенными Штатами законодательства.

Юлия Чмеленко – обозреватель Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

20.10.2012

Источник — Новое Восточное Обозрение