АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Жить своей жизнью: 5 важных фильмов Анны Карина[:]

[:ru]

В ПАРИЖЕ НА ВОСЬМИДЕСЯТОМ ГОДУ ЖИЗНИ умерла Анна Карина. Её не стало 14 декабря — в тот день министр культуры Франции Франк Ристер заявил, что «французское кино осиротело», и это притом что сама актриса даже не родилась во Франции. Ханна Карин Байер, как говорят критики, родилась «под счастливой звездой» — в семнадцать лет она отправилась в Париж автостопом из родной Дании, грезя о карьере актрисы. Байер почти не говорила по-французски (зато хорошо изъяснялась по-английски), но это не помешало ей сделать первые шаги в модельном бизнесе и познакомиться с Коко Шанель, подарившей ей псевдоним Анна Карина. «Я пришла в редакцию Elle с тестовыми снимками. Там меня встретила дама в огромной шляпе, курящая сигару. Она внимательно на меня посмотрела, а затем спросила по-английски: „Как тебя зовут, милая?“ Я назвала ей своё имя, на что она ответила: „Я слышала, что ты хочешь сниматься в кино“. „Да…“ „Тогда отныне ты больше не Ханна Карин Байер. Ты — Анна Карина“. Потом она ушла, и я спросила визажистку, кто была эта невероятная женщина. Она ответила: „Ты что, это же Коко Шанель!“» — вспоминала Анна. Французский язык Анна Карина впоследствии выучила в кино, целыми днями просматривая фильмы, пока не начала понимать реплики.

ТЕКСТ: Анна Аристова

 

Спустя некоторое время в рекламе мыла Palmolive Карина заметил Жан-Люк Годар, кинокритик Cahiers du Cinema, готовившийся снять свой дебютный полнометражный фильм «На последнем дыхании». Он предложил Анне эпизодическую роль. Увидев, что по сценарию нужно было раздеваться, Карина ответила, что делать этого не намерена — а потом развернулась и ушла. Спустя несколько месяцев Годар вернулся к ней с новым предложением — на этот раз речь шла о главной роли в политическом кино. Контракт за Карина приехала подписывать её мать, так как актрисе на тот момент было меньше двадцати одного года. Это был впоследствии запрещённый к показу из-за чересчур реалистичных сцен насилия «Маленький солдат», рассказывающий об Алжирской войне.

Анну Карина чаще всего называют легендой французской новой волны и музой Жан-Люка Годара, но, к сожалению, забывают, что она снималась у Аньес Варда, Жака Риветта, Лукино Висконти и Райнера Вернера Фассбиндера, снимала собственное кино и написала четыре романа — в том числе вышедший в 1998 году в издательстве Grasset «Jusqu’au bout du hasard» («До конца судьбы»), в котором подняла темы сексуального насилия, наркотиков и психической травмы. Послесловие к нему написал Патрик Модиано.

Мы решили выбрать пять важных фильмов Анны Карина, с которых стоит начать (или продолжить) знакомство с её творчеством.

5 важных фильмов Анны Карина

 
 

Женщина есть женщина

UNE FEMME EST UNE FEMME, 1961

«Женщина есть женщина» — второй фильм Годара после «Маленького солдата» с участием Анны Карина. В комедии рассказывается о жизни Анжелы, зарабатывающей на жизнь стриптизом, и её бойфренда Эмиля. Анжела загорается идеей завести ребёнка, Эмиль отнекивается и в шутку предлагает ей обратиться к приятелю Альфреду. Некоторые моменты в фильме могут показаться старомодными, и всё же это идеальный фильм для начала знакомства с творчеством Карина. Это лёгкое, остроумное и красочное кино, и его стоит посмотреть хотя бы ради прекрасных диалогов Анжелы и Эмиля, неустаревающей истины, что эмоции и слёзы — это никакая не слабость, а также молодых и прекрасных Анны Карина, Жан-Клода Бриали и Жан-Поля Бельмондо.«Женщина есть женщина» принесла актрисе «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль, а Годару — специальный приз жюри.

Жить своей жизнью

VIVRE SA VIE: FILM EN DOUZE TABLEAUX, 1962

Роль в картине «Жить своей жизнью» — пожалуй, одна из самых сильных работ Анны Карина. Фильм снят в двенадцати зарисовках и открывается сценой в кафе: молодая женщина Нана решает оставить своего мужа Пьера и их общего ребёнка, чтобы жить независимой жизнью и осуществить мечту стать актрисой. Правда, вскоре оказывается, что новоприобретённая свобода была лишь иллюзией, а зарплаты в магазине виниловых дисков едва ли хватает на то, чтобы свести концы с концами — в итоге хозяйка выгоняет Нану из комнаты за неуплату и девушка остаётся на улице. Не найдя лучшего выхода, Нана начинает заниматься секс-работой. «Фильм сторонится любой психологичности — здесь нет никакого исследования эмоциональных состояний, внутренней тоски», — писала в своём эссе Сьюзен Зонтаг, называвшая «Жить своей жизнью» «одним из самых впечатляющих, красивых и интересных произведений искусства».

Безумный Пьеро

PIERROT LE FOU, 1965

«Безумный Пьеро» снят по мотивам романа Лайонела Уайта «Одержимость». В основу сюжета легла история Фердинанда, утомлённого от поверхностных разговоров и жизни в скучном буржуазном браке, и его знакомой Марианны, подрабатывающей няней. Фердинанд предлагает довезти засидевшуюся у него Марианну до дома — они берут машину и больше не возвращаются, отправившись навстречу приключениям. «Безумный Пьеро» — это кино, полное красок, моря, песка и красивых пейзажей со всеми атрибутами криминального роуд-муви: стрельбой, погоней и угоном машин (недаром оно числится среди любимых картин Тарантино). Однако гораздо ценнее в нём диалоги — как и во многих напичканных литературными отсылками фильмах Годара. Он «разговаривает с ней словами», она «смотрит на него чувствами». Съёмки совпали с разводом Анны Карина и Годара: устав от вечного отсутствия и нервотрёпки режиссёра, актриса решилась от него уйти. Так некоторые моменты фильма можно считать автобиографичными.

Анна

ANNA, 1967

Экспериментальный мюзикл «Анна» при анализе фильмографии Анны Карина часто обходят стороной, а зря — это искренняя ода любви к Анне Карина, представленная спустя год после её развода с Годаром. Картину снял Пьер Коральник по заказу французского телевидения, музыку написал Серж Генсбур. Фильм рассказывает о главе рекламного агентства Серже, влюбившемся в загадочную девушку, случайно попавшую на снимок одной из его кампаний. Серж бросает всё, чтобы разыскать незнакомку, не подозревая, что на самом деле она давно работает в его же агентстве и сама уже не первый день по нему вздыхает. С выходом картины Анна Карина окончательно утвердила свой статус певицы, исполнив вошедшие в историю французской музыки хиты «Sous le soleil exactement» и «Roller girl». Помимо главных героев, на экране также появляется Марианна Фейтфулл.

Жить вместе

VIVRE ENSEMBLE, 1973

«Жить вместе» — режиссёрский дебют Анны Карина. Продюсеры не воспринимали молодую актрису как серьёзного режиссёра, и чтобы завоевать их расположение, ей пришлось выбрать мужской псевдоним. «Безусловно, все знали Аньес Варда, но прежде чем стать режиссёром она не была актрисой», — вспоминает она. Личность таинственного «постановщика» всё-таки была раскрыта, и продюсеры отказывались работать до тех пор, пока Анна Карина не найдёт режиссёра-мужчину. Карина не растерялась и взяла производство в свои руки, основав продюсерскую компанию и завершив съёмки между Парижем и Нью-Йорком за четыре недели — полностью на свои деньги. Результатом стала отчасти автобиографичная история молодой и свободной актрисы Жюли и её женатого любовника Алана, преподавателя истории, готового бросить всё, чтобы быть с ней, — всё это на фоне прекрасного Парижа и Нью-Йорка 70-х годов. Картину впоследствии показали в рамках программы «Неделя критиков» в Каннах в 1973 году.

 

ФОТОГРАФИИ: Euro International Film (EIA), Rome Paris Films, Les Films de la Pléiade, Pathé Consortium Cinéma, Malavida, Raska Productions, Société Nouvelle de Cinématographie (SNC), criterion, cinapse

https://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/movies/247753-anna-karina

[:]