Министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев – не единственная публичная персона, осмелившаяся облачиться в «казахстанское содержание». Многие казахстанцы уже протоптали дорогу к бутикам, где продают одежду отечественного пошива. Заместитель председателя НПП РК «Атамекен» Нуржан Альтаев рассказал Forbes.kz, почему он решил одеться во всё казахстанское.
Еще 14 апреля известный казахстанский блогер Думан Капасов не без гордости разместил в соцсетях свое фото в костюме казахстанской марки Glasman. И призвал соотечественников выкладывать аналогичные снимки под хештегом #ношуказахстанское.
Фото: time.kz
Асет Исекешев произвел фурор, когда на этой неделе появился в мажилисе в костюме казахстанского производства.
После чего выяснилось, что многие мамочки давно и с удовольствием покупают не самую дешевую детскую одежду Mimioriki, некоторые мужчины по полгода не вылезают из костюмов фабрики Gold Nomad, а иные красавицы предпочитают вечерние наряды от бренда Salta. Всё это – made in Kazakhstan.
Заместитель председателя Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Нуржан Альтаев тоже уже не первый месяц убеждает своих коллег и чиновников: главное, чтобы казахстанский костюмчик сидел.
— Вместо пустой болтовни о поддержке казсодержания мы должны реальными действиями поддержать отечественного производителя, — дает комментарий Forbes.kz Нуржан Альтаев. — Я сам решил одеться во все казахстанское и призываю к этому чиновников и бизнесменов. К сожалению, у казахстанцев очень мало информации о том, какие вещи у нас производятся. Я по долгу службы знаю немного больше. Например, еще пару месяцев назад я купил несколько костюмов под брендом «Алтын адам» — их шьет фабрика из Сайрамского района ЮКО. И не пожалел. Костюмы очень хорошего качества, ничем не уступают известным мировым брендам. Но если некоторые костюмы Brioni стоят по 1,5 млн тенге, то казахстанские костюмы — от 35 тыс. до 65 тыс. тенге. Также в городе Талгар Алматинской области компания Glasman шьет костюмы — я купил их пиджак за 15 тыс. тенге.
Нуржан Альтаев уже привык одеваться в казахстанские бренды.
F: Есть мнение, что одежду у нас только шьют, но ткань привозят из-за рубежа.
— В основном это так. Но в той же ЮКО, где развита текстильная промышленность, например, работает компания «Ютекс», которая производит ткань. А фирма South Textiline вообще поставляет казахстанский текстиль в Европу, в том числе известной фирме Benetton. Почему-то наши швейные фабрики не покупают ткань отечественных производителей, а берут материал в Турции или Германии. Думаю, надо поработать над тем, чтобы «поженить» эти производства друг с другом.
Правда, в ЮКО есть проблемы у отечественных производителей. В регионе очень много контрабандной одежды из Узбекистана. Поскольку за нее не оплачены таможенные сборы, узбекская одежда выходит дешевле, чем казахстанская продукция.
F: Где можно купить наши костюмы?
— Шымкетский производитель только начал шить, и у него пока нет магазинов в столицах, только в Шымкенте. А вот талгарская фабрика имеет бутики в Алматы и в Астане.
F: А обувь у вас тоже казахстанская?
— У нас ее шьют. Буквально сегодня (23 апреля. — F) я заказал две пары кожаных туфель Карагандинской обувной фабрики. Говорят, качество у них хорошее. Каждая пара стоит 5 тыс. тенге.
F: Кто в вашем окружении носит отечественное?
— Председатель правления палаты Аблай Мырзахметов покупает казахстанские костюмы. А член правления Рахим Ошакбаев носит часы казахстанского производства – говорит, в бутиках Астаны продаются.
Знаете, многие говорят: зачем нам покупать одежду отечественного производителя только из чувства патриотизма? Но надо понимать: наша легкая промышленность как ребенок, который только-только встает на ноги. Да, его нельзя сравнивать со «взрослыми мужчинами» — европейскими брендами, которым по 100 лет — условия не совсем равные. Но вот вам простой пример. Если вы покупаете зубную пасту, то, как правило, раскрученный бренд, который часто показывают по телевизору. А если увидите пасту казахстанского производства, у вас будут сомнения. Хотя ее качество может быть абсолютно одинаковым, или даже наша паста будет лучше. Просто она еще не так раскручена. Я несколько лет прожил в Южной Корее и видел, как там патриотичны граждане. Покупка свои товаров – это стержень их экономики.
Кстати
В Национальной палате предпринимателей по просьбе Forbes.kz предоставили информацию о том, что еще производят в Казахстане предприятия текстильной промышленности. Вот далеко не все примеры.
ТОО «СП «Алматинский кожевенный завод» выпускает полуфабрикаты для галантерейных изделий, одежды, обуви, мебели и автосалонов.
ТОО «Фабрика ПОШ-Тараз» – единственное предприятие в Казахстане, специализирующееся на производстве полушерстяной трикотажной пряжи.
ТОО «Куат ЛТД» специализируется на первичной переработке шерсти и валяльно-войлочном производстве.
ТОО «КазСпо-N» — предприятие, выпускающее одежду для сноуборда, горнолыжную и детскую одежду под брендом Zibroo.
ТОО «Казлегпром-Алматы» производит обмундирование для военных и силовых структур.
ТОО «Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат» — одно из старейших предприятий Казахстана, занимающихся изготовлением шубно-меховых и кожевенных изделий.
ТОО «INSPIRATION» является заводом-изготовителем колготок.
ТОО «Учебно-производственное предприятие Кызылординского общества слепых» производит матрасы, одеяла, постельные принадлежности, полотенца и принадлежности для новорожденных.
ТОО «Швейно-трикотажная фабрика «Сауле» производит специальную, военную и форменную одежду, а также трикотажные изделия и униформу для силовых структур.
ТОО «Endeavour» производит одежду для детей под брендом Caramel, трикотажную продукцию для мужчин и женщин под брендом Iron bear, а также рабочую одежду.
Об авторе
Виктор Бурдин
обозреватель Forbes.kz