Вопросы подбора, подготовки и расстановки кадров являются важными во внутренней политике любого государства. И обсуждаться они должны на самых высоких уровнях.
Что бы там ни говорили возбудившиеся в последнее время диванные политологи, сегодня в добровольно-принудительном порядке уходят с работы далеко не все. То ли экономический кризис влияет, то ли дошла до точки полная безысходность, но многие казахстанские граждане сейчас меняют рабочие места как перчатки, задерживаясь у одного «хозяина» не больше года. Эксперты говорят: эра работодателя закончилась, и соискатели, пусть робко и неуверенно, но начинают диктовать свои правила. И если раньше рекрутинговые агентства давали советы кандидатам, то сейчас рекомендации хедхантеров носят иной характер: как удержать работника на месте.
Так, например, на рубеже 2014-2015 годов один алматинский кадровый холдинг произвел опрос среди работников национальных и иностранных компаний в Казахстане. Целью исследования было изучение мотивационных факторов, которые влияют на успешное трудоустройство кандидатов, а также соответствие требований работодателей и ожиданий соискателей. В ходе масштабного исследования, которое проходило одновременно в более чем 30 городах Казахстана, эксперты-кадровики попытались выяснить, что именно заставило соискателя покинуть последнее место работы, и какие причины мотивировали его на смену работы.
Большинство респондентов составили специалисты и менеджеры среднего звена. (40 и 34 процентов). При этом наиболее значительной долей принявших участие в опросе были сотрудники отделов продаж (хотя «продажники» вот уже третий год входят в ТОП-5 самых востребованных специалистов на отечественном рынке труда) и финансово-бухгалтерского отдела – 19 и 13 процентов соответственно. А также маркетологи, рекламщики и пиарщики (несмотря на то, что в прошлом году именно этим специалистам прочили восстановление зарплат, бонусных пакетов и прочих мотиваций) – 9 процентов опрошенных.
Проще говоря, уходят те, кого лучше кормят. На первый взгляд, многие имеют право сказать: бесятся с жиру. Однако опрос показал, что существуют факторы, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации в экономике и на рынке труда в частности.
Во-первых, это несоответствие ожиданий в оплате труда (45 процентов) и отсутствие перспектив профессионального развития в компании (42 процента). Здесь все логично: если рекламщика брали на условиях в 150 – 200 тысяч тенге и дальнейшего карьерного роста, а он уже второй год принимает факсы за 100 тысяч в месяц, то просто грех не уйти. При этом опрошенные настаивают: решение о смене работы очень часто принималось кандидатами вынужденно, по причине того, что они попали под сокращение или их компания-работодатель и вовсе прекратила свое существование (доля таких работников в Казахстане составила 15 процентов). Хотя работников, которым поступило очень интересное предложение от другой компании и которые в результате этого сменили место работы, оказалось столько же. Так что здесь есть определенный баланс.
Также среди причин для смены работодателя лидируют такие, как выполнение неинтересных задач и функций, желание поменять сферу или отрасль, неблагоприятная атмосфера в коллективе, нестабильное положение компании на рынке и постоянные переработки. Причем интересно еще и то, что большая часть опрошенных ответили, что срок их пребывания на последнем месте работы составил 1-2 года. В то время как лояльны одной и той же компании более 5 лет – наименьшая часть респондентов. Стоит ли говорить о «глубоком и перманентном» кризисе при такой очевидной смелости кандидатов? Или смелость эта граничит с безрассудством?
Следует отметить, что в 2008-2009 году рынок труда оставался рынком работодателя. Именно он диктовал свои правила, выставлял свои требования и всегда мог указать сотруднику на дверь, мотивируя это тем, что за этой дверью стоит толпа безработных. Однако за последние два года наметилась тенденция, согласно которой именно кандидат выбирает из нескольких предложений работодателей. Об этом свидетельствует и то, что при поиске работы большинство соискателей в 2014 году получали от двух до трех предложений одновременно.
Кстати, по мнению экспертов-рекрутеров, весьма показательным примером является то, что среди работающих респондентов (около 80 процентов от всех опрошенных) 54 процента постоянно мониторят рынок, а 15 процентов находятся в активном поиске нового работодателя. То есть для заинтересованных в сохранении кадрового потенциала компании руководителей на первое место выходит вопрос: как и чем «закадрить» персонал, готовый сорваться на новое место с низкого старта? Что удержит сотрудника в компании на длительный срок, к примеру, более пяти лет?
Итак, согласно опросу, на первом месте у современного казахстанского работника, стоит материальный фактор в виде постоянного повышения оплаты труда (79 процентов), который незначительно оттеснил на второй план возможности карьерного роста (73 процента).
Интересный и весьма характерный для национальной действительности факт, что на третьем месте по важности для работника в Казахстане стоит возможность стажировки или работы в головном или зарубежном офисе компании. Это одно из свидетельств стремления казахстанских работников уехать из небольших в более крупные города и значительного желания сменить казахстанский офис на зарубежный.
Другой любопытный факт, который открылся во время исследования, – количество сотрудников, желающих стать партнером или совладельцем бизнеса, также довольно велико. Не стоит сбрасывать со счетов «вечное» стремление человека иметь собственное жилье: фактор предоставления квартиры может на длительный срок «задержать» в компании 17 процентов работников.
При этом немаловажным фактором является то, что большинство работодателей отдают предпочтение мужчинам. И лишь для 13 процентов руководителей гендерная принадлежность не имеет значения.
Работу женщинам Востока
А вот, по мнению первого вице-министра по инвестициям и развитию РК Жениса Касымбека, женщины менее склонны к коррупционным правонарушениям. А потому их нужно ставить на самые ответственные участки работы.
И вот на этом фоне вопросы подготовки кадров в рамках государственной программы «Нурлы жол» были рассмотрены на заседании Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК. Заседание прошло под председательством Государственного секретаря РК Гульшары Абдыкаликовой, подчеркнувшей во вступительном слове, что выдвинутая главой государства общенациональная патриотическая идея «Мәңгiлiк ел» направлена на достижение главной цели – вхождение в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.
«Необходимо повышать роль региональных комиссий по делам женщин и семейно-демографической политике в решении актуальных социальных проблем общества, касающихся вопросов защиты интересов семьи, женщин и детей», — сказала она.
А еще на этом заседании рассматривались вопросы подготовки именно высококвалифицированных кадров из числа женщин. И тоже в рамках реализации новой экономической политики «Нұрлы жол – Путь в будущее».
Согласно ей, в реализации проекта строительства международного транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай» работают около 1,5 тысяч женщин, что составляет всего лишь 10 процентов от всей численности работающих.
«В следующем году будут реализованы основные крупные автодорожные проекты: «Центр – Юг», «Центр – Запад», «Центр – Восток», в рамках которых будут построены 3 тысячи километров автомобильных дорог и создано порядка 200 тысяч рабочих мест. При этом участие женщин предполагается в пределах 10 процентах от общего числа привлекаемых», — сказал первый вице-министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек.
В заключение заседания Госсекретарь РК отметила важность обучения женщин техническим специальностям и их активного участия в госпрограмме «Нұрлы жол».