В Панфиловском районе Алматинской области полным ходом идет строительство первого пускового комплекса сухого порта СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота».
В последние годы казахстанско-китайское приграничье переживает строительный бум. Здесь проложена железная дорога Жетыген-Коргас, построен международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», создается специальная экономическая зона, на территории которой разместят логистическую и индустриальную площадки, а также сухой порт. Кроме того, в следующем году запланирован ввод в эксплуатацию автотрассы Алматы-Хоргос, расширяется инфраструктура поселка Нуркент. Все это придает мощный импульс развитию транзитно-транспортного потенциала страны, о чем шла речь на выездном совещании в районном центре Жаркенте с участием представителей акимата Алматинской области, нацкомпании КТЖ, отечественных и зарубежных строительных предприятий.
Как сообщил генеральный директор ТОО «KTZE-Khorgos Gateway» Карл Гейсен, работы по строительству сухого порта идут согласно графику. Уже готовы контейнерная площадка, железнодорожные подъездные пути, складские помещения. В международном центре приграничного сотрудничества «Хоргос» началась реализация 5 крупных проектов по контрактной логистике и экспортно-импортным торговым операциям. За 8 месяцев текущего года втрое увеличился грузооборот железнодорожной станции Алтынколь. И только за 2 последних месяца через СЭЗ переправлено 7 тыс. грузовых контейнеров.
Общий объем инвестиций составил 300 млн. долларов, в перспективе сухой порт сможет переправлять до 1 млн. контейнеров в год. Согласно меморандуму, заключенному между акиматом Алматинской области и ТОО «KTZE-Khorgos Gateway», не менее 80% персонала привлекается из числа местных жителей.
По словам президента АО «НК «КТЖ» Аскара Мамина, транзитный потенциал приграничной зоны достаточно высок. Развернувшаяся здесь грандиозная стройка вызывает большой интерес со стороны зарубежных инвесторов. Уже подписаны договоры по формированию контейнерных поездов с компаниями Hewlett Packard, DB Schenker, Toyota, FESCO, BRAVIS. Кроме того, заключены контракты с европейскими автопроизводителями, и совсем скоро по железной дороге из Европы в Китай и обратно будет поставляться продукция автопрома. Площадь СЭЗ составит 1267 га, сейчас полным ходом идет строительство инфраструктурных объектов.
В свою очередь аким Алматинской области Амандык Баталов напомнил, что возведение сухого порта осуществляется в рамках госпрограммы «Нұрлы жол». Важный транснациональный проект содействует формированию экономического пояса Нового Шелкового пути и позволит нашей республике стать крупным торговым и транзитным хабом Евразии. В частности, Жетысу уже становится эпицентром интересов все большего числа грузоотправителей из стран Азии, Европы, Персидского залива, Кавказа. Большинство работников СЭЗ – местные жители, часть из них прошли стажировку в ведущих транспортно-логистических центрах за рубежом.
Особый интерес участников встречи вызвал генеральный план нового города с населением 50 тыс. человек, который появится на базе поселка Нуркент. Как отметила директор проектной компании «Урбостиль» Любовь Нысанбаева, здесь планируется построить свыше 40 тыс. кв. метров жилья, а также создать Жаркент-Хоргосскую мини-агломерацию. На ее территории разместят новые школы, больницы, детские сады. На эти цели акимат области выделяет свыше 300 га земли.
По итогам совещания строительным компаниям поручено ускорить темп работ и в ближайшие месяцы завершить первый пусковой комплекс сухого порта. А к 2020 году, когда построят всю инфраструктуру общей стоимостью 3,5 млрд. долларов, приграничная зона станет одной из опорных точек нового Шелкового пути.