Юная австралийская модель Эссена О’Нил стала одной из самых обсуждаемых девушек недели, разместив видео, в котором со слезами на глазах открестилась от своего образа, созданного в соцсетях. 19-летняя звезда «Инстаграма» жаждет «настоящей жизни». Но всё ли так просто?
По словам девушки, она поняла, насколько бессмысленной была её предыдущая жизнь модели и необходимость вечно соответствовать образу модели.
«Меня подписало одно из крупнейших модельных агентств Австралии. Меня звали и в Штаты. У меня было всё. Я была окружена богатством, славой и влиянием. Но иметь все в соцсетях — значит не иметь ничего в реальной жизни», — рассказывает Эссена.
Помимо прочего, девушка удалила ряд фото в «Инстаграме» и полностью перелицевала свой аккаунт в «Тумблере» под сайт с жизнеутверждающим названием Let’s be Game Changers («Давайте будем менять мир»).
Одной из рубрик сайта стала « За кулисами«, где модель показывает, как она пыталась показать «лучшую себя» с помощью удачных ракурсов, втягиваний живота и разученных улыбок.
Теперь Эссена О’Нил всячески демонстрирует приверженность реализму и борется за «демонстрацию настоящей жизни без прикрас».
«Не путай цель и средство»
Многие комментаторы с юмором отметили, что австралийка-тинейджер объявила о «разрыве с соцсетями» в самих социальных ресурсах. К тому же, девушка не покинула свои аккаунты полностью.
«Ну вот пожалуйста: «Инстаграм» Эссены О’Нил уже под замком. Это [отречение] не продлилось долго», — саркастически замечает пользователь Гийом Поке в «Твиттере».
Влиятельная итальянка-блогер Эрика Бальди, известная блогом о красоте и здоровье BlueisinFashionthisYear.com, подвергла критике СМИ и пользователей интернета за героизацию юной австралийки.
«Соцсети сами по себе — не фейк. Самый главный урок, который я вынесла из своего курса «социология общения» — это то, что средство передачи информации не может быть хорошим или плохим само по себе. Поскольку это — средство«, — пишет Бальди.
По словам фэшн-блогера, юная модель однобоко воспринимает соцсети.
«Я не задаюсь вопросами о ее мотивации, она выглядит искренне в своих видео. Но ее призывы выключать смартфоны, выходить из дома, чтобы поговорить с людьми, прогуляться по парку, чтобы встретить кого-то нового, потому лишь, что «настоящая жизнь — там», звучат для меня слегка наивно и слишком очевидно», — добавляет итальянка, подчеркивая, что найти как «гламуризирующих» свою жизнь, так и искренних пользователей соцсетей в интернете не составляет никакого труда.
Американская видеоблогер-тысячница Меган Маккарти также сконцентрировалась на позитивной стороне социальных сетей, удивившись тому, что в конце своего послания О’Нил просит зрителей поддержать ее финансово.
«Благодаря соцсетям я познакомилась с рядом друзей. Нет ничего плохого в том, что люди зарабатывают на контенте в соцсетях: монтаж и вёрстка видео занимают кучу времени. Ты сама могла бы не просить подбросить тебе на жизнь, а продолжить работу», — заочно обращается Маккарти к австралийке.
Другая популярная девушка-влогер — Саванна Браун — смогла соотнести себя с Эссеной, отметив, что также испытывала сомнения в себе и терзалась из-за контраста между своей «онлайн-жизнью» и «реальным» миром, однако подчеркнула, что ее приводит в ярость «демонизация современных технологий».
«При правильном использовании соцсети — это прекрасно и крайне раскрепощающе», — говорит юная властительница умов.
«Ногу сломала? Так даже лучше»
Практикующий психолог Алексей Зайчиков в беседе с Русской службой Би-би-си проанализировал словесные излияния австралийской модели на примерах от столпов психоанализа Зигмунда Фрейда и Жака Лакана.
«Есть такой императив — нужно смотреть, нужно читать. Но 99% информации которую нужно смотреть, читать — например, клёвая картинка с котами — не несет никакого смысла. Единственное назначение этих вещей — доставлять удовольствие. Это напоминает такой опыт — крысе встроили электрод в мозг, и у неё была возможность нажимать лапкой на кнопку и получать разряд, доставлявший удовольствие. И вот она не смогла оторваться от этой кнопки и умерла от истощения. Иногда ты не можешь написать статью, тебе нужно уйти из дома. У меня знакомый не мог написать диссертацию, и он просто отключил себе интернет. Он лимитировал этот процесс [просмотра соцсетей], и у него всё получилось», — говорит психоаналитик.
«Фрейд говорил о такой вещи, как влечение, и это не то, что основывается на смысле — в частности, можно вспомнить оральное влечение. У многих это смешивается с пищей. Ты выбираешь что-то, что соотносится с твоими вкусовыми предпочтениями. Ещё пример — вопрос голода уже давным-давно решён, но что-то заставляет тебя ещё и ещё поглощать. Но, как в случае с этой крысой, тебе это может помешать удовлетворить потребности. Анорексия-булимия тоже имеет непосредственное отношение к влечению. Жак Лакан предложил так рассматривать, что они [жертвы болезни] поглощают пустоту. Важно не то, что ты ешь, а что-то другое, как и в соцсетях. То, что она [Эссена О’Нил] делает — это как подростки, погруженные в [онлайн-игры World of Warcraft и Lineage]: там они эльфы 80-го уровня, а в школе у них ничего не получается», — отмечает Зайчиков.
«Она стирала различные несовершенства. В нашем обществе есть идея наслаждения. В Советском Союзе многие дети хотели быть космонавтами. Для этого нужно было много работать и тренироваться. Сейчас нужно много путешествовать, выкладывать еду в «Инстаграм». Некоторым людям удаётся создать такой образ. И эта барышня такая. И вот она в своём образе идеальная: «Ну что, ногу сломала — так даже лучше, давно хотела поносить гипс», — приводит парадоксальный пример доктор.
«Общество само помещено в такое пространство, где заданы координаты успешности и идеалы удовольствия. Парадокс этой девушки в том, что от удовольствия она получила неудовольствие. Она цензурировала свой информационный поток. Фрейд как раз говорил про такой процесс, как вытеснение. Например, отчим до тебя домогался — и это вытесняется; то есть, это было у тебя в жизни, а ты о нём ничего не помнишь. У Фрейда есть такой пример — представьте, что вы читаете лекцию и у вас есть шумный студент, и вы выгоняете его с лекции, а он начинает долбить в дверь с той стороны. Да, вы выгнали его с лекции, но стало только хуже. И вот она начала говорить о том, что у неё раньше вытеснялось. И на психоанализе так же — приходит человек, говорит, что он успешный менеджер, а потом говорит: «Вот знаете, у меня есть внутренние фантазии», — и это победа для психоаналитика. Потому что он вряд ли об этих «дурацких» фантазиях кому-либо вообще рассказывал. Но у всех это очень индивидуально работает. Не будем же мы делать учебник по пользованию соцсетями», — резюмирует Зайчиков.
Зазор между картинкой и жизнью
Проблему, аналогичную крику души Эссены, поднял прошлогодний норвежский видеоролик « Что у тебя на уме?», который только на YouTube посмотрели более 14 млн пользователей.
Согласно сюжету видео, успешный менеджер среднего звена пытается сделать всё, чтобы собрать «лайки» на «Фейсбуке» — фотографирует себя на фоне гор, имитируя пробежку, пишет: «Наконец-то я свободен», поймав свою девушку на измене, утверждает, что бросил «беспросветную работу» и «последовал своей мечте», когда его выгнали из бюро.
По словам братьев Хигтонов, снявших этот ролик с пронзительной развязкой, они хотели провести мысленный эксперимент, увидев, какими «крутыми» и успешными все пользователи выставляют себя в соцсетях.
Впрочем, комментаторы к видео нашли ироничным, что ссылки в описании короткометражки также ведут на «Фейсбук».
Как заметил бывший и.о. главного редактора Village Милослав Чемоданов на примере постов некоторых россиян в день траура по упавшему в Египте А321, иногда выстраивание «хорошего» образа в соцсетях может базироваться на обличении «плохого», по мнению авторов поста, поведении.
«Соцсети вообще во многом работают на то, чтобы люди создавали там улучшенный портрет самих себя. Смотрите, вот я разместил умную ссылочку, вот удачную фоточку. Одно из ключевых правил — чтобы выглядеть лучше, совсем не обязательно сделать что-то хорошее, — куда проще найти, кто что сделал «плохого» и с благородным возмущением обличить. И негодяя покарал, и сам в глазах общественности вырос, и главное — можно с дивана не вставать. Идеальный рецепт!», — замечает журналист, объясняя, почему он не стал отменять празднование «Хэллоуина» в ночь на траурное воскресенье.
Неоднозначные влияния на психику?
В научной среде влияние соцсетей на сознание пользователей также вызывает дебаты.
Некоторые психиатры полагают, что у детей, активно пользующихся социальными сетями, может развиться «потенциально опасный» взгляд на окружающий мир.
Такое мнение было высказано на ежегодном собрании в британском Королевском колледже психиатров еще семь лет назад.
Эти медики отмечают, что увлечение социальными интернет-сайтами может увеличить риск совершения бесконтрольных поступков и даже самоубийств.
На собрании в Королевском колледже была высказана мысль, что нынешнее поколение психиатров, возможно, не вполне способно помочь молодым людям в решении психологических проблем, связанных с интернетом.
Однако другая часть психиатров считает, что каждое новое поколение сталкивается с новыми вызовами, и не стоит преувеличивать опасность интернета.
Как утверждал в своей статье для научного журнала Biologist этолог Арик Сигман, замена соцсетями живого общения может негативно влиять на работу иммунной системы организма, гормональный баланс, работу артерий и процессы мышления.
При этом у соцсетей может быть и очевидное преимущество: согласно исследованиям, они способны, среди прочего, объединить носителей редких и исчезающих языков и дать им новый импульс к общению.
http://www.bbc.com/russian/society/2015/11/151104_tr_social_networks_artificiality_debate