[:ru]
Земельная комиссия, в состав которой вошли представители общественных объединений, депутаты, отдельные чиновники и аграрии, приняла пакет рекомендаций для рассмотрения в парламенте, из которых я бы особо выделил четыре предложения, судьбоносные для страны.
Предложение 2: Установить предельные (максимальные) размеров сельхозземель, предоставляемых в аренду казахстанцам.
Что означает, если данную рекомендацию примет парламент страны, то практике построения помещичьих латифундий в нашей стране будет положен конец.
Что бы и кто бы не говорил, но мировой опыт доказывает, что мелкие и средние фермерские хозяйства намного более эффективны в условиях открытого рынка, если им соответствующую поддержку субсидиями и льготными кредитами оказывает государство.
Упор со стороны государства должен делаться на поддержку малых и средних фермерских хозяйств, а не крупных латифундистов, как это имеет место сейчас.
И тогда в наибольшей степени будет снято социальное напряжение, имеющее место в нашей стране.
Нам не надо в этом вопросе изобретать велосипед, достаточно обратиться к опыту развитых государств планеты. Сегодня в казахстанских городах именно малый и средний бизнес дает практически 70% ВВП страны. Но почему тогда малый и средний бизнес не может быть настолько же эффективным и на селе? И здесь есть над чем работать.
Разумным является и предложение четвертое.
Определить площади пастбищ и сенокосов вокруг населенных пунктов для удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья и установить запрет на их предоставление в землепользование физическим и юридическим лицам РК. Нужды населения в пастбищных и сенокосных угодьях отнести к государственным нуждам для возможности их принудительного изъятия.
Мы знаем, какими жесткими и острыми были дебаты по этому вопросу. Особенно в казахской прессе.
Действительно, если мы собираемся увеличивать поголовье скота, а реальных условий для этого не создаем, то что требовать от того же простого сельского жителя, живущего по принципу: до Бога высоко, до власти далеко? И не надеющегося, что кто-то его в кои-то веки услышит.
Предложение 5.
Принимая во внимание проблемные вопросы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства предлагается предоставить акиматам возможность выкупа предусмотренных для ИЖС земельных участков под государственные нужды, для чего отнести предоставление земель под ИЖС к государственным нуждам. Причиной тому служит острая нехватка земель в областных центрах и крупных городах, обеспеченных инфраструктурой, не говоря о том, что количество стоящих в очереди граждан за получением 10 соток земли превысило миллион человек. Также необходимость усиления работы в данном направлении обусловлена тем, что основная масса звонков, поступивших в call-центры, и предложений на сайт jerturaly.kz касаются земель под ИЖС.
Еще одна болевая точка и головная боль многих наших соотечественников. Население казахстанских городов с каждым годом увеличивается, а доступного жилья на всех не хватает. Даже с учетом тех домов, что строятся строительными корпорациями. О чем говорить, если в некоторых окраинных районах Алматы цена за земельный участок зашкаливает до ста тысяч долларов.
А с другой стороны – о каком кризисе мы говорим, если у нас порядка миллиона людей ютятся по квартирам? Если с умом подойти к этому вопросу – то вот вам и дополнительный шанс по выходу из кризиса.
Так почему бы нам, на основе накопленного опыта Комиссии по земельной реформе, не провести обсуждение и этой актуальной общественной проблемы, с привлечением всех заинтересованных сторон? Если мы говорим о строительстве светского и демократического Казахстана.
Полагаю, мыслей, дельных и умных в части строительства ИЖС на такой Комиссии будет высказано очень много, в чем даже сомневаться не приходиться.
Наконец, предложение за номером семь. Иностранцам землю в аренду сроком на двадцать пять лет решили не давать. Продлив на эту вредную идею мораторий еще сроком на пять лет. А там посмотрим.
И вместо заключения
Полагаю, опыт Комиссии по земельной реформе заслуживает отдельного рассмотрения. Мы у себя в стране создали очень хороший прецедент, когда вопросы, волнующие миллионы наших граждан решаются не в тиши министерских кабинетов, (а мы уже видели, как они, наши министры, могут их келейно решать), и не на уличных демонстрациях и баталиях, а в ходе широкого и открытого обсуждения, с привлечением всех заинтересованных сторон.
К сожалению, в парламентах многих стран, и наш парламент не исключение, депутатами избираются не самые бедные граждане. Издающие законы зачастую под себя, под интересы своих кланов и групп.
А следовательно, такой парламент не может представлять интересы всех граждан страны, в силу своих узко-секторальных интересов.
Поэтому, по основополагающим вопросам, затрагивающим интересы миллионов наших граждан, создание подобных Комиссий, с подключением к их деятельности общественности и экспертов, является, на мой взгляд, оптимальным, позволяющим сглаживать возникающие в социуме конфликтные ситуации.
[:kz]
[:en]
[:]