АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Рецензия на фильм Пола Верховена «Она».[:]

[:ru]

920x480Последний фильм конкурсной программы Каннского кинофестиваля, психологический триллер «Она» голландца Пола Верховена, поставил восклицательный знак в финале 69-го киносмотра. Изабель Юппер играет ироничную социопатку, подвергающуюся насилию, а Верховен превращает ее историю в наблюдение за последствиями детских травм.

Серый британский кот с зелеными  глазами смотрит, как его хозяйку насилует мужчина в черном. Насильник уходит, и Мишель (Изабель Юппер), с трудом поднимаясь с пола, уходит в ванную. Она не плачет, не рыдает, не звонит в полицию. У нее свои отношения с законом. Когда-то давно ее отец совершил ряд убийств, а потом привлек ее к сожжению мебели. Фотография десятилетней Мишель в нижнем белье и с разводами пепла на лице облетела все французские издания.

Сейчас Мишель возглавляет крупную компанию по разработке видеоигр, основанную ею вместе с подругой Анной . Живет Мишель в большом парижском доме совершенно одна: бывший муж Ришар перебирает новых женщин, а сын Венсан мыкается под каблуком беременной подружки и клянчит деньги. Иногда Мишель встречается с мужем Анны, но после инцидента с насильником отказывает ему. Настоящая причина — симпатичный брокер Патрик  из дома напротив. Патрик женат на религиозной Ребекке  и не имеет ничего против легкой интрижки.

В своих мечтах Мишель избивает лицо насильника в кровь. В реальности она покупает топорик и газовый баллончик. Ей приходится иметь дело с миром мужчин — в компании масса разработчиков, многие из которых ее открыто ненавидят, и хотят сожрать. Кроме того, у Мишель эксцентричная мать, которая хочет выйти замуж за молодого жиголо, а во Франции снова вспомнили ее отца — у 76-летнего убийцы настало время очередной попытки апелляции. Возможно, кто-то из родственников убитых хочет отомстить? Или же насильника надо искать ближе? Да и вообще, почему Мишель так подозрительно спокойна?

Кадр из фильма «Она»

Голландский постановщик Пол Верховен  спустя десять лет  триумфально возвращается после долгого перерыва с первым фильмом на французском языке, который имеет все шансы стать хитом европейского проката.

«Она» — экранизация романа Филиппа Дижана «О…», который Верховену прислал продюсер Саид Бен Саид. Изначально планировалось снимать картину в США, перенеся действие из Парижа в Чикаго или Бостон. Но продюсер столкнулся с трудностями, причем не только финансовыми, но и творческими. Вот что говорит Пол Верховен: «Мы поняли, что ни одна американская актриса не снимется в столь жутком, аморальном фильме. Даже те актрисы, с которыми я хорошо знаком, отказывались. А Изабель Юппер, которую я встретил однажды, изъявила желание сыграть главную роль. Через полгода наших мытарств Саид сказал мне: „Почему мы так хотим снимать в Штатах? Это французская книга, Изабель Юппер подписалась на главную роль — мы придурки!“ И я понял, что в Штатах невозможно снять фильм с таким уровнем аутентичности».

Юппер говорит, что роман Дижана читала: «Я с ним встретилась, и он сказал, что хоть и не написал „О…“ для меня, но при написании некоторых сцен думал обо мне. Когда книга вышла, многие говорили, что она читается как сценарий. Невозможно было не экранизировать ее. Потом Саид купил права на роман и заинтересовал им Пола Верховена».

Кадр из фильма «Она»

Мишель — женщина, которая никогда не сдается и никогда не проигрывает. Она циничная, щедрая с теми, с кем нужно, независимая, отстраненная — в ней сочетается несочетаемое. Точно так и с фильмом Верховена: ждешь драмы о жертве насилия, а получаешь комедийный психологический триллер. Абсолютно несочетаемые, казалось бы, вещи.

И тем не менее, юмор в картине включен на полную мощность. Безусловно, это черный юмор, но кто сказал, что это плохо? Режиссер не устает напоминать, что Мишель — плод воображения писателя, и ее реакция на насилие не равна реакции всех женщин мира. Вообще Верховену пришлось кое-что изменить. «Например, Мишель и Анна в книге работают в сценарном бизнесе, но мне показалось, что для кино это скучная работенка. Визуально не представить! Я как-то был в Лос-Анджелесе с семьей, и моя дочь-художница предложила, чтобы они работали в компании по разработки видеоигр».

Для кадров с игрой, над которой трудятся парни в компании Мишель и Анны, пришлось задействовать уже имеющиеся наработки французских игроделов и слегка приспосабливать их к истории. Видеоигры создают дополнительную атмосферу насилия в фильме Верховена, а окружающие Мишель программисты становятся первыми подозреваемыми в нападении на нее.

Кадр из фильма «Она»

Верховен шутит, что работа во Франции пошла ему на пользу: «Я страдал от сильнейшей головной боли, и депрессии, которую не могли объяснить ни голландские ни американские доктора. Но когда я переехал в Париж и начал работу над фильмом, боль прошла! Сейчас мне кажется, что она была от страха перед неизведанным, то есть я очень боялся работать с новой для меня культурой и с другим языком. Примерно так же я чувствовал себя, когда снимал „Робокопа“ в Штатах, приехав из Голландии».

Америке досталось от Верховена дополнительно: «Не могу найти интересных для себя американских сценариев, — пожаловался режиссер. — А у Филиппа получилась очень любопытная книга, в которой может и есть знакомые мне элементы, но в целом это нечто совершенно новое». Деньги, которые режиссер теряет, не работая в США, Пола Верховена не волнуют: «По-моему, это скучно. Если ты хорошо делаешь свою работу, деньги к тебе все равно придут рано или поздно».

«Я не верю, как американцы, в развитие персонажа, — продолжает постановщик. — Мне кажется, мы не меняемся на протяжении жизни, мы просто адаптируемся. Я все тот же человек, что и в шесть лет. Мои поступки по-прежнему раздражают моих друзей. Нет никакого развития, просто есть течение времени».

Героиня Верховена в фильме обнаруживает в себе скрытую страсть, которая дремала в ней с десяти лет. То есть, ее персонаж как раз получает развитие — и какое! Правда, для многих зрителей скандальная тема картины наверняка может стать проблемой.

https://plus.kinopoisk.ru/festival/cannes2016/lyubi-menya-zhestko-ona-pola-verkhovena/

[:]