[:ru]
Страна отмечает в этом году двадцатипятилетие своей Независимости. А между тем, в Казахстане появился еще один праздник, напрямую связанный с нашей Независимостью. Появился День благодарности.
С такой инициативой выступил президент Нурсултан Назарбаев на прошлогодней сессии Ассамблеи народа Казахстана (АНК) 23 апреля.
По словам главы государства, в начале XX века в нашу республику прибыло 1 млн. 150 тысяч человек из России, Украины и Беларуси, а в 30-е годы во время коллективизации сюда было сослано 250 тыс. раскулаченных крестьян. Но апогеем цинизма большевиков стала депортация целых народов. В республику депортировали 800 тысяч немцев, 102 тысячи поляков, 550 тысяч представителей народа северного Кавказа, и около 100 тысяч корейских семей из Дальнего востока.
Современная многонациональная семья Казахстана — это результат нескольких мощных миграционных волн, вызванных бесчеловечной политикой Советской власти. В то же время, это и подвиг человечности. Неизвестно как сложилась бы судьба депортированных семей, которых «разгружали» посреди степи из вагонов, если бы не помощь со стороны казахов.
— Мы выстояли, помогли всем невинным жертвам сталинизма, добились своей независимости мирным путем, объединив вокруг себя все этносы и конфессии, — отметил глава государства на сессии АНК.
То, что произошло в первой половине ХХ века, несомненно, является бесценным опытом дружбы народов. Она возникла в смутный период, но важно, что сохранилась на десятилетия.
— Было бы справедливо в день образования Ассамблеи народа Казахстана, у нас он 1 марта, можно и другое число, ежегодно отмечать как день благодарности всех этносов, друг к другу и казахам, проявившим милосердие, принявшим этих людей, как родных, — отметил глава государства.
Нет сомнения, что День благодарности сыграет позитивную роль в воспитании у подрастающего поколения граждан чувства толерантности и дружелюбия Он станет еще одним шагом к укреплению межэтнического согласия в Казахстане. Но сможет ли новый праздник прижиться в сердцах людей? Станет ли он в казахстанском обществе настоящим символом дружбы, сплоченности и созидания всех этносов, проживающих в нашей стране?
На первый взгляд идея об утверждении праздника Дня Благодарности может многим показаться немного странной и даже непонятной. На личном уровне мы все привыкли благодарить друг друга, но на уровне страны… Это не привычно. С другой стороны, 1 мая мы отмечаем День Единства народа Казахстана, который является схожим по смыслу праздником. Как говорят эксперты: опасения напрасны.
— Во-первых, есть такое понятие как историческая память народа, — говорит краевед Антон Земнухов. — Как раз тот случай, когда люди передают из поколения в поколения знания о тех или иных событиях в истории народа. К примеру, так было с джутом. Ведь о голоде официальная советская пропаганда замалчивала. Но люди знали и помнили.
По словам специалиста, эта народная память хранит воспоминания о людской доброте. О временах, когда в казахские степи были сосланы народы Кавказа и других регионов СССР. О том, кто помог им выжить. Поэтому, по словам эксперта, в народе живет чувство благодарности. Может быть, имеет смысл не воздерживаться и прямо говорить о том, что лежит на сердце?
Во-вторых, по словам Земнухова, схожие праздники есть и в других странах мира. Хоть таких государств не так много, но они есть! Самый яркий пример США, где отмечают День благодарения.
— В Америке праздник отмечается в ноябре и носит религиозный оттенок, — говорит краевед. — При этом он напоминает о первых переселенцах, которые прибыли из Старого света в Америку и выжили благодаря местным индейцам.
По словам специалиста, в Казахстане такой праздник мог бы сыграть свою роль в укреплении межнациональных уз, формировании среди граждан чувства толерантности, уважения друг друга. Без этого не может развиваться и существовать современное общество.
— Глобализация стирает границы, миллионы людей в мире числятся мигрантами. Количество моноэтничных государств мало, — рассуждает Антон Земнухов. — Поэтому в текущем столетии самым главным экзаменом для народов станет экзамен на толерантность. Мы видим в обществе сочетание разных культур, главное, чтобы это не спровоцировало конфликт между людьми.
С инициативой президента трудно не согласится, такой праздник необходим Казахстану. Но как сделать его всенародным?
По словам социолога Венеры Шамовой за годы независимости в Казахстане праздники претерпели метаморфозы. На смену старым, пришли новые красные дни в календаре.
— К примеру, 1 мая, День единства народа Казахстана, прижился в сознании людей. Все привыкли, что в этот день в парках собираются люди, звучит музыка. Можно даже сказать, что 1 мая стал частью образа жизни граждан, традицией. Таким же, как советский Первомай, когда люди ходи с транспарантами на площадь, — говорит эксперт.
Схожая картина наблюдается в начале июля, когда отмечают День Астаны. В тоже время, у нас есть праздники, не совсем понятные для населения. Например, День Конституции.
— В конце концов, речь идет о наших правах и свободах, как граждан Казахстана. Это праздник должен укреплять правовую культуру граждан, т.е. то о чем говорят с высоких трибун. Однако у этого праздника не появились свои обычаи празднования. Вспомните, как в один год на День конституции провели военный парад, — отмечает социолог.
По ее словам, каждый праздник имеет свою некую церемонию. В общем и целом люди знают, как отмечают торжественную дату, начинают привыкать к новым обычаям. Так в советское время 1 мая праздновался в добровольно-принудительном порядке, людей заставляли идти на площадь. А после развала СССР, граждане даже с ностальгией вспоминали об этом.
Не менее интересная метаморфоза происходит с другим советским праздником — Днем победы.
— Раньше 9 мая был семейным праздником. В домах фронтовиков накрывали стол, заводили музыку, приглашали соседей. Сегодня ветеранов ВОВ осталось мало. В результате 9 мая перестает персонифицироваться, приобретает официальный характер, — говорит Шамова.
По ее словам, сегодня редко дома накрывают праздничный стол на 9 мая. Люди в основном идут в парк, смотрят военные фильмы. А вот другой праздник — 23 февраля, день советской армии, долго сохранял магическую силу. Его отмечали в коллективах даже после развала Союза.
— Во-первых, мужчины не перевелись! Но главное, у 23 февраля была своя традиция празднования, которая складывалась годами. Иными словами, должна быть культура празднования. Здесь, как и в бизнесе, где продают не товар, а культуру его потребления, — рассуждает Венера Шамова.
Праздник не достаточно декларировать! Как говорит социолог, нужно создавать обычаи празднования, которые будут формировать ауру праздника. Ощущение торжества. Правда, следует учитывать смысловую нагрузку. Все-таки мы говорим о трудном периоде истории Казахстана. Поэтому речь идет о сакральном празднике. Его задача передать драматизм событий и подвиг граждан.
— На 9 мая есть традиция — минута молчания, и в то же время, в этот день дают салюты. Мы видим и дань памяти людям, и радость за победу. На мой взгляд, нечто подобное должно быть в День благодарения, — говорит Шамова.
Как и Земнухов, Венера Шамова вспоминает американский праздник. Однако почерпнуть из него что-то полезное не получится. Слишком разные торжества. В США праздник носит религиозный характер. В нашем случае речь идет о трансляции знаний, опыта старшего поколения, ценностей дружбы и взаимовыручки. Отсюда и специфика праздника.
Рассказов о том, как люди помогали в большой степи друг другу, много. В то время исторических музеев, где были бы собраны документы, артефакты, мало. Здесь можно было бы взять на вооружение опыт других стран, народов. Например, музеи холокоста, которых много в мире.
— Наши исторические учреждения не всегда поспевают за переменами. В одном из казахстанских городов я была в местном краеведческом музее. И что? Я увидела, что его экспонаты несут отпечаток советской историографии, т.е. все в ажурном свете, — говорит эксперт.
Естественно, факты взаимопомощи следует включать в школьные учебники истории. Будущее поколение казахстанцев должно знать не только причину, по которой республика стала многонациональной, но и опыт взаимовыручки разных этносов. Тем более, что представители разных наций в Казахстане помогали не только в годы сталинских репрессий. Но в другие трудные периоды в истории республики. Этот как раз говорит об общности нашей судьбы.
— Есть такое понятие доверие. Это не только заверение в том, что люди верны друг другу и делятся своими переживаниями. Это еще и их готовность разделить невзгоды друг друга. В крепкой семье поступают точно так, помогают и заступаются друг за друга — говорит Шамова.
Казахстанцы на протяжении ХХ века жили точно так. У нас есть основания говорить, что мы являемся членами одной многонациональной семьи. Праздники — это еще и элемент социализации (процесс усвоения индивидом социального опыта). Хотя бы потому, что не бывает «праздников в одиночестве». Торжественные мероприятия предполагают участия большого количества людей.
— Праздники не просто сближают. Они формируют социальную общность людей, которых объединяет общий праздник. Каждый из них разделяет не только радость, но и смысл и ценность самого праздника, — говорит социолог.
В этом смысле, можно в школах перед 1 марта проводить классные часы, где детям можно было бы рассказать о реальных историях, когда люди помогали друг другу. О депортации народов, о сталинском режиме.
По словам социолога, это нужно делать для того, чтобы укрепить не только политическую культуру, но и правовую. Ведь в 30-е годы ХХ века были нарушены права целых народов. Важно, чтобы этот трагический опыт больше не повторился.
Эксперт считает, что День благодарения это полезный праздник, который несет в себе большую смысловую нагрузку. А самое главное, он сплачивает казахстанцев. Ценности дружбы, взаимовыручки являются непреходящими, и их разделяет население страны. Однако чтобы День благодарения стал общенациональным событием, надо развивать его традиции, обычаи, которые передавали содержание праздника. В конце концов, говорит Шамова, речь идет не о еще одном выходном дне, а состоянии души.
Алтынорда
[:]