[:ru]
Президент Трамп не присутствовал на Мюнхенской конференции, но разговоры о нем не утихали. Для ЕС настал час самостоятельно определять свою внешнюю политику, считает Дагмар Энгель.
Очень давно, да, пожалуй, никогда еще интерес к Мюнхенской конференции по безопасности не был так велик, как в этом году. Перед выступлением вице-президента США Майка Пэнса все надеялись, что станет, наконец, ясно, какой же будет внешняя политика Соединенных Штатов при президенте Дональде Трампе. Но надежды оказались напрасными.
Правда, для сторонников классического трансатлантического сотрудничества, которые каждый год встречаются в Мюнхене, все же была одна успокаивающая новость, касающаяся НАТО.
Президент Трамп поручил своему заместителю сообщить о том, что США не отказываются от своих обязательств по отношению к Североатлантическому альянсу.
Ничего нового
Кроме этих слов, ничего другого, более существенного, не последовало. То, что Соединенные Штаты значительно увеличат военные расходы и требуют того же от других стран-членов НАТО, было известно еще до выступления вице-президента США Майка Пэнса, как и то, что Штаты больше не поддерживают соглашение об иранской ядерной программе и что ожидают от России соблюдения минских договоренностей для урегулирования конфликта на востоке Украины.
Ни глава Пентагона Джеймс Меттис, ни госсекретарь Рекс Тиллерсон во время своего пребывания в Германии больше ничего нового не сообщили. Официально это означает, они хотели сначала послушать других. Неофициально — они знают лишь одно, каковы их собственные позиции, но не знают, какой будет внешняя политика при Трампе. Другими словами, им неизвестно, кто в США ныне принимает решение.
Вместо ощущения беспомощности
По крайней мере теперь, после Мюнхенской конференции, стало понятно — пришло время решать. И это время настало не только для президента США, и прежде всего, не для него. Для европейцев пришло время принимать решение о том, каким они хотят видеть мир, как желают вести себя в нем.
Хотят ли они, как США, укреплять безопасность, усиливая военную мощь или намерены пойти европейским путем, выбирая кооперацию вместо протекционизма и изоляции, укрепляя международные связи, улучшая структуры и институты, а не объявляя их устаревшими, предотвращая конфликты, но не решая их военным путем.
Этих задач более чем достаточно для Евросоюза, который сейчас не выглядит особенно сплоченным. Но решить эти вопросы могут сами европейцы. Инвестировать в данном случае имеет смысл — это поможет создать поле для взаимодействия и избавиться от ощущения беспомощности. Хотя при этом и не стоит ожидать, что Евросоюз возьмет на себя решение всех проблем, как это делает его старший брат — Америка. Ни сейчас, ни в ближайшем будущем.
Автор: Дагмар Энгель, обозреватель DW
http://www.dw.com/ru
[:]