Сердечно-сосудистые заболевания в течение многих лет остаются ведущими причинами смерти в мире. В Казахстане эта проблема также актуальна – последнюю четверть века мы лидируем в Центрально-Азиатского регионе по количеству смертей, связанных с болезнями системы кровообращения.

Корреспондент Informburo.kz сходил на IX Конгресс кардиологов Казахстана поговорил с пятью специалистами, чтобы узнать, сколько стоят сложные операции на сердце в разных странах, как генетика позволяет предсказывать болезни, какие новые технологии в лечении сердечно-сосудистых заболеваний внедряются в Казахстане и почему дешевле всего просто вести здоровый образ жизни.

С годами надо внимательнее прислушиваться к своему организму

Гульнара Джунусбекова, доктор медицинских наук, заместитель директора по стратегическому развитию и науке НИИ кардиологии и внутренних болезней Республики Казахстан

– На конгрессе много говорят о том, что необходимо развивать внутреннее производство препаратов. Расскажите, в Казахстане производят необходимые в лечении сердечных заболеваний статины? И вообще, что такое статины и как их применяют в своей практике казахстанские кардиологи?

– Статины – это класс лекарственных средств, которые часто используется для снижения уровня холестерина в крови. Три доказанных на сегодняшний день статина имеют роль не только в нормализации холестерина, но и прежде всего в предотвращении смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, инфарктов, инсультов. Статин первого поколения – симвастатин, остальные два – розувастатин и аторвастатин синтезированы искусственно. Очень важно, что есть наш, отечественный фармацевтический завод SANTO, который входит в Группу Polpharma и имеет в своём арсенале все три доказанных статина, эти препараты называются – симвастерол, полвастерол, аторвастерол.

Эти статины мы можем применять в отдельных ситуациях. Например, если пациент имеет ишемическую болезнь сердца, перенёс инфаркт миокарда, и высок риск смерти, то в этом случае мы предпочтём аторвастерол. Если высок риск сердечно-сосудистого заболевания, повышен холестерин – например, в норме он пять, а у пациента он восемь, то в этом случае мы используем полвастерол. Если человек молодой и в общем здоровый, но семейный анамнез показывает высокий риск болезней сердца, то в этом случае мы можем использовать симвастерол, его эффекта будет достаточно.

– Существует ли какая-то лекарственная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний?

– Стоит знать, что сердечная недостаточность является осложнением артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, – это те заболевания, которые в современном мире достаточно распространены. Если в целом говорить о распространённости артериальной гипертонии в Казахстане, то это не меньше 35% среди взрослого населения. Ишемической болезни сердца подвержены 19%. Это данные НИИ кардиологии и внутренних болезней. При этом процент осложнений этих заболеваний очень высок. Самое тяжёлое осложнение ведёт к трансплантации сердца, поэтому лучше до этого не доводить.

Профилактика важна и в сердечной недостаточности. Прежде всего это лечение, вплоть до стентирования, базовых заболеваний. Стоит помнить, что болезни сердца – это в основном возрастные болезни, и с годами надо внимательнее прислушиваться к своему организму. Профилактика проводится также медикаментозно, и последние два года появилось множество препаратов. К примеру, совсем недавно появился эплеренон, который при большей эффективности обладает меньшими побочными эффектами, чем старые аналоги.

Ну, и самая главная профилактика вообще всех болезней – это здоровый образ жизни. Отказ от курения, диета, умеренная физическая нагрузка. Необходимо следить за уровнем холестерина, регулярно измерять артериальное давление.

Чтобы снизить стоимость операций, надо налаживать отечественное производство

Игорь Фомин, доктор медицинских наук, председатель правления Общества специалистов по сердечной недостаточности, профессор кафедры внутренних болезней Нижегородской государственной медицинской академии

– Как вы думаете, в каком направлении нужно работать, чтобы снизились цены на медуслуги?

– Сейчас активно во всех странах мира обсуждают тему, чтобы весь инструментарий, который используется в операциях, был отечественного производства. Это значительно удешевляет лечение. При этом, несомненно, необходима классическая конкуренция. Как только появляется конкуренция, цены начинают падать. Почему сегодня в наших странах – в Республике Казахстан и Российской Федерации – к сожалению, стенты и другой инструментарий дорогие? Всё очень просто: у нас нет конкуренции, нет отечественного производства. Как только появляется отечественное производство, моментально цены начинают снижаться.

Да, сейчас они стоят 3-4 тысячи евро. Некоторые суперсовременные – семь тысяч евро. Но если мы будем участвовать в активной разработке отечественного производства, то это будет стоить 200-300 евро, то есть в 10 раз меньше. Это уже будет недорого для государства. Почему я так говорю: недорого для государства? Потому что любая бескровная хирургическая операция быстрее возвращает человека к труду.

– В чём преимущество эндоваскулярных (бескровных) методов оперативного вмешательства?

– Хирургические инструменты вводятся через вену, в этом случае пациент вообще не теряет кровь. Конечно, есть пациенты, которым необходима трансплантация сердца, которую без разреза невозможно сделать. Или надо поставить протез крупного сосуда – аорты. Там придётся открыть грудную клетку и делать эту операцию. Но если это можно сделать без вскрытия грудной клетки, несомненно, это приоритетно. Сегодняшняя идеология именно такова.

Да, бескровные методы дороже. Но мы сегодня понимаем, что это эффективнее. Потому что быстрее происходит реабилитация, быстрее человек восстанавливается в отношении физической активности, он быстрее возвращается к труду, – и поэтому это становится дешевле.

В Российской Федерации, как и в Казахстане, очень активно продвигается идея создания кардиологических центров, ориентированных на проведение бескровных операций. Это очень правильно. Потому что если мы не будем продвигаться в этом направлении, то, несомненно, огромное количество людей не получит этой помощи или погибнет, или запустят болезнь и пойдут на кровную операцию, после которой будет множество осложнений.

Благодаря ОСМС любому казахстанцу станут доступны дорогостоящие операции

Нурлан Абдигалиев, научный секретарь НИИ кардиологии и внутренних болезней

– Сколько в Казахстане стоит операция на сердце, при которой не разрезается грудная клетка, одна из самых дорогих медицинских услуг в мире?

– Операции на сердце – одни из самых дорогостоящих. Но в Казахстане государство обеспечивает гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, на которую ежегодно выделяется около триллиона бюджетных тенге. Поэтому у нас такие дорогостоящие операции покрываются государством.

Чтобы вы понимали, чтобы провести одну эндоваскулярную операцию, необходимы колоссальные финансы – один только стент стоит около трёхсот тысяч тенге (стент — специальный каркас, который помещается в просвет полых органов человека, например, коронарных сосудов сердца, и обеспечивает расширение участка, суженного патологическим процессом – Авт.), окклюдер – от полутора до трёх миллионов.

Госзаказ Минздрава мы выполняем, но этого явно недостаточно – например, по стентированию только треть больных оперируем за счёт государства. Но уже в этом году любому нуждающемуся в помощи гражданину, прикреплённому к медучреждению, такие операции начнёт оплачивать Фонд социального медицинского страхования.

– Есть ли разница в заболеваниях и лечении мужчин и женщин?

– Мужчины и женщины – разные. У нас разный уровень гормонов, а от этого уровня зависит возникновение различных заболеваний. К примеру, в предпаузальный период у женщины падает уровень гормонов, и это может привести к атеросклерозу или ишемической болезни сердца. Или ещё пример: диабету больше подвержены женщины. Естественно, наши врачи знают, что характерно для мужчин, а что – для женщин, поэтому к диагностике и лечению подходят избирательно.

Казахстан демонстрирует великолепные результаты

Профессор Вернер Хабербош, руководитель отделения внутренних болезней Центральной клиники Фонда реабилитации Гейдельберг (Германия)

– Сколько стоит эндоваскулярная операция на сердце в Германии?

– В Германии около трёхсот пятидесяти частных страховых компаний, и всё, что мы делаем в больницах, покрывается страховкой. Каждый гражданин отчисляет полтора процента своего заработка страховой компании, ещё полтора процента отчисляет работодатель. Поэтому любая медицинская услуга покрывается страховкой, а государство ничего не оплачивает. А для иностранцев у каждой клиники есть свой прайс-лист. От четырёх до восьми тысяч евро стоит эндоваскулярная операция, не больше.

– С чем вы приехали в Казахстан, что вы представили в своём докладе на конгрессе?

– В своём докладе я представил новые, революционные устройства для кардиоваскулярной терапии. Раньше стенты были баллоны или лекарственные. А сейчас это скафолды – стенты, которые выполняют свою работу и растворяются. Первые скафолды, которые мы разработали, были полимерными. Но их было сложно установить, и часто они вызывали тромбоз.

На сегодняшний день в Казахстане мы имплантировали уже пять стентов, изготовленных из магниевого сплава, и я этим горжусь. Такие скафолды очень легко установить, они состоят из ионов воды, кальция, фосфата, – микроэлементов, которые усваиваются организмом человека. Они исчезают через год после операции, ни разу не возникало стент-тромбоза. Скафолды производятся в Германии, это инновационное устройство для будущего.

В Турции медицинские исследования – это бизнес

Омер Козан, доктор медицинских наук, профессор, президент ассоциации кардиологов тюркского мира

– Сколько стоит эндоваскулярная операция на сердце в Турции?

— Новые приборы, новые устройства, новые методы лечения очень дорогие в любой стране. Но несмотря ни на что, мы должны применять новую терапию для наших пациентов. Если мы требуем большую оплату такого рода лечения, мы обязаны за этот счёт производить лекарства и приборы в своей стране. Например, у нас есть технический институт, но технологии – это дорогостоящая вещь, в этом заключается проблема. Мы должны сначала производить, чтобы потом применять в практике.

У нас есть государственный научный исследовательский фонд, который действует уже четыре года. Если вы хотите провести мультицентровое исследование на 400-500 миллионов долларов, то есть риск, что проект провалится и вы потеряете эти [государственные] деньги. Но если всё получится, вы заработаете огромные деньги, так как сможете продавать свой [например] препарат по всему миру. Поэтому молодым учёным довольно сложно продвинуть свои исследования. Есть огромные фармацевтические корпорации с бюджетом по 700 миллиардов долларов, для них полмиллиарда – небольшая потеря.

– Есть ли в мире примеры стран, в которых медицина развивается стремительно, страны, глядя на которые можно многому научиться?

– Очень показательный пример – Индостан. В 1996 году молодой учёный окончил учёбу в США и вернулся в Индию… Благодаря его работе сейчас в Индии производят самые современные лекарственные препараты. Сейчас можно найти любой препарат, который производится непосредственно в Индии. Они не закупают препараты ни в США, ни в Европе – они сами всё производят. Я думаю, что страны тюркского мира должны объединиться, и совместными усилиями в сфере медицины мы продвинемся далеко вперёд.

Мы сможем прогнозировать заболевания ещё до рождения

Сергей Попов, академик РАН, директор НИИ кардиологии томского НИМЦ

– Сколько стоит эндоваскулярная операция на сердце в России?

– Ни в одной стране мира государство не обеспечивает компенсацию расходов на проведение той или иной операции любой сложности. Но определённая помощь из бюджета всегда оказывается. Есть так называемые госгарантии или госзадание. В рамках кардиохирургии мы получаем квоты на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, каждое учреждение получает деньги из федеральных и территориальных фондов. Например, наше учреждение получает госзадание на пять тысяч различных операций в год.

А сведения о ценах на операции есть на сайте каждого медучреждения. Разброс большой: эндоваскулярные операции стоят от 5 до 20 тысяч долларов. Большое значение имеет возможность, даже так скажу – необходимость сотрудничества с благотворительными фондами. От них мы получаем колоссальную помощь, потому что некоторых операций без них мы бы просто не смогли провести.

– Сибирь считается колыбелью российской медицины. Расскажите, над какими исследованиями сейчас трудятся сибирские учёные?

– Сибирской школе есть чем гордиться – наши учителя очень многое сделали для развития технологий в медицине Советского Союза. Мы продолжаем их дело и направление последних лет – уйти от старых методов оперативного вмешательства. Сейчас внедряются неинвазивные методы, то есть мы хотим совсем уйти от вмешательства внутрь сердца, от операций на открытом сердце. У нас потрясающее количество возможностей, мы можем внедрять разные технологии для разных заболеваний, использовать новейшее оборудование и препараты. К тому же, уже сейчас мы можем говорить о диагностике заболеваний на основе генетики. Мы сможем прогнозировать заболевания ещё до рождения и определить, как, какими препаратами и когда его лечить.

https://informburo.kz/interview/skolko-stoit-zdorovoe-serdce-kardiologi-rasskazyvayut-o-cene-dolgoletiya-.html