АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Валихан Тулешев. По поводу провокационных заявлений отдельных российских экспертов (Миронов и другие)…[:]

[:ru]

Я думаю, что эти провокационные заявления не будут прекращаться еще какое то время… Однако, если раньше они исходили из уст более значимых представителей политической элиты России (Жириновский, Лимонов и т.д.), то теперь они идут из уст представителей неких малозначимых с точки зрения формирования российской политики кругов и отдельных неискушенных в мировых делах региональных элит. Это конечно не значит, что имперская идиома перестала занимать умы российских политиков, но она однозначно значительно потеряла почву, базовую основу и силу в мейнстриме российской политики. Это значит, что власти Казахстана своей гибридной внутренней и внешней политикой сумели нейтрализовать основные имперские поползновения топ-лидеров политической жизни России. Наши власти, как мы знаем, не только сумели построить оптимальный необходимый диалог и достаточное для мирного сосуществования с Россией сотрудничество вокруг ЕАЭС, который в сущности есть лишь формальная и далеко не реальная интеграция. Они не только осуществили роль международного посредника примирения России с Турцией, поддержки внутрисирийского переговорного процесса и выступают в качестве третейского судьи в разрешении текущих противоречий между постсоветскими странами. Но, они обосновали и свою особую международную позицию. И такое понимание особости Казахстана стало устоявшимся международным трендом для большинства представителей российского политического класса.
Более того, и нашему гражданскому обществу, я считаю, в целом удалось объяснить суть языковой политики и межнациональных отношений в Казахстане русской и другим диаспорам.
Формальная сторона межгосударственных отношений Казахстана и России оказалась так наполнена многочисленными частными, второстепенными, с точки зрения «вставания с колен», и разнообразными проектами и событиями, что это оказалось важным и для самой России. Такие межгосударственные программы и проекты, как приграничное сотрудничество, сопряжение Нурлы Жол с китайским проектом «Великого шелкового пути», сопряжение ЕАЭС и «Экономический коридор Шелкового пути», расширение ШОС и т.д. и т.п., стали активно смещать, рассредоточивать и разжижать имперский губительный кислотный концентрат, превращая его в напиток терпимой ядовитости.
Содержательная же сторона казахско-российских отношений во многом стала диктоваться реальным положением России и Казахстана на международной арене. Здесь мы стали выступать как похожие друг на друга страны, но со своей спецификой.
Продолжающаяся война на востоке Украины, приход Трампа к власти в США и новых политиков в Европе ознаменовали новые разделительные полосы в наших отношениях. Санкции, которые стали неотъемлемой частью жизни России, но напрямую не затрагивающие Казахстан, показали сколь важным становится «разделение труда» на постсоветском пространстве. Оказывается, что без целостного и независимого Казахстана, не затронутого санкциями и имеющего статус партнера ЕС, США, НАТО и т.д., невозможно какое-либо функционирование России как региональной державы и мультиэтнической целостности, невозможно развитие и ЕАЭС, и ШОС, невозможно развитие и мало-мальски значимого диалога с другими государствами Евразии и мира. Ведь именно благодаря Казахстану и Беларуси мультиэтнический мир в России ощущает себя еще достаточно целостным.
В условиях практического международного бойкота российского спорта, культурных, исторических и научных проектов со стороны Запада, кому как не Казахстану и оставшимся рядом с Россией государствам обеспечивать ее скукоживающуюся международную легитимность по данным проектам и другим мероприятиям.
Более того, Казахстан, например, если постараться, может не только помочь России в формировании ее политики в отношении той же ядерной программы Пхеньяна, но и сыграть более важную посредническую роль (как союзник России) в организации диалога Северной Кореи с Западом.
Поэтому, я считаю, что в текущей и в перспективной ситуации значение Казахстана как нового независимого государства, строящего свои отношения с соседями на рациональной и прагматичной основе, для России будет только возрастать. А отдельные популистские заявления малоизвестных российских политиков, хотя и не прекратятся сразу, но будут терять свое значение.
Конечно, на них необходимо реагировать и дальше, но не путем окрика типа «сам дурак» или путем предъявления таких же зеркально схожих претензий, а путем серьезной работы над повышением роли Казахстана в международных делах в целом. Мы должны быть признаны не только Россией как ее союзник, пусть даже во многом формальный, но и другими, и прежде всего развитыми демократиями и государствами мира.
Конечно, необходимо наверное еще тысячу раз объяснять, что угрозы Казахстану, если они начнут претворяться, могут привести к полному краху самой России. Необходимо четко понимать, что в случае аннексии северных областей Казахстана, Россия получит еще одну смертельно кровоточащую рану, что не позволит ей уже сохраниться самой. Во-первых, потерпит крах проект ЕАЭС, а с ним и все интеграционные проекты России, во-вторых, получив «второй фронт» с Казахстаном, она навсегда перестанет быть региональной державой, поскольку лишится связи с Центральной и Южной Азией и далее по цепочке (с Китаем и т.д.). С мусульманским миром. В-третьих, наступит полная изоляция России на международной арене и тогда она начнет быстро экономически и политически разваливаться сама , поскольку этносы, проживающие в России, начнут искать свою государствообразующую идею.
Экономически и социально наступит коллапс с последующим распадом страны, остатками которой поживятся все окружающие государства и Казахстан в том числе.
Вывод один: всякие подобные советы и угрозы — это не от силы, а от слабости российского политического класса.

[:]