[:ru]
Уже несколько месяцев — с момента первых обвинений в сексуальных домогательствах в адрес голливудского киномагната Харви Вайнштейна — в США набирает силу общественная кампания в защиту женщин от сексуального насилия и домогательств. Множество голливудских звезд первой величины подверглись различным обвинениям сексуального характера
Ее отличает удивительное единодушие, особенно со стороны голливудских звезд. На церемонию награждения премией «Золотой глобус» на прошлой неделе многие известные актрисы и актеры пришли в черном в знак поддержки жертв сексуального насилия.
И только во Франции прозвучали голоса тех, кто был не согласен. Знаменем этого движения стала старейшая из французских кинозвезд Катрин Денёв. Она и еще 99 известных женщин Франции подписали открытое письмо с критикой движения #MeToo.
С их точки зрения, феминистки в США уже не просто ведут борьбу с отдельными нарушителями общественной морали, а развернули целую кампанию ненависти, направленную против мужчин и секса в целом.
Пуританизм вышел из берегов, утверждали они в своем письме, «как в старые добрые дни охоты на ведьм». В письме берется под защиту «право» мужчин приставать к женщинам, которое объявляется неотъемлемой частью сексуальной свободы в принципе.
Такая позиция французских либералов и феминисток вызвала негодование во всем мире, а особенно в США. Во Франции общественное мнение оказалось расколотым, однако в целом эта тема не привлекла слишком большого внимания и не вызвала особого ажиотажа ни в традиционных СМИ, ни в социальных сетях.
Это письмо и реакция на него в очередной раз подчеркнули существенные различия между американским и французским пониманием феминизма.
«Трудно вообразить американскую киноактрису, которая не подверглась бы разгромной критике за подпись под подобным письмом», — подчеркивает обозреватель журнала Atlantic Эмили Йоффе.
Актеру Мэтту Деймону, например, с лихвой досталось от коллег по цеху, журналистов и пользователей соцсетей и за куда более осторожную критику движения #MeToo.
Как считает известная американская романистка Лайонел Шривер, единодушие голливудских кинозвезд объясняется во многом давлением общественного мнения и боязнью оказаться вне общего тренда: «Учитывая природу современных общественных движений, если у тебя есть какие-то возражения по их поводу, тебе лучше помалкивать».
Сама Шривер, который полностью поддерживает позицию Катрин Денёв, полагает, что кампания #MeToo привела к размыванию различий между серьезными сексуальными преступлениями с применением насилия и другими формами проявления интереса к противоположному полу.
«Получается, что если кто-то выражает к вам интерес, хочет вас привлечь и завоевать, и находит привлекательной, то это следует воспринимать как оскорбление. Я с этим не согласна. Мне приятно, когда я оказываюсь для кого-то привлекательной, и кто-то ухаживает за мной. Тут только один вопрос — есть ли у меня возможность сказать «нет»?»
Но если даже мягкая критика в адрес движения #MeToo вызывает такую бурю возмущения в США, почему во Франции письмо Катрин Денёв почти не привлекло внимания?
Как считает политический комментатор Анастасия Колосимо, которая преподает в Политехническом институте в Париже, во Франции до сих пор сильно ощущается влияние феминизма, сформировавшегося в 1960-е годы и сохранившего свои либеральные корни.
«Важнейшим моментом этого движения в те годы было стремление избавиться от чувства вины, связанного с женской сексуальностью, — говорит она. — Женщины тогда открыто заявляли, что они имеют такое же право хотеть секса, что и мужчины».
Среди подписавших открытое письмо в газете Le Monde есть и писательница Катрин Милле, которой уже 69 лет и которая известна своими откровенными мемуарами, изданными в 2002 года, в которых она подробно описывает свои сексуальные похождения.
Среди подписантов можно найти и Катрин Роб-Грийе, автора садомазохистских сочинений, и Брижит Лаэ — порнозвезду 1970-х, ныне ведущую популярной телепрограммы.
Эти феминистки старой школы считают борьбу с сексуальными домогательствами, которая развернулась в Америке начиная с 1990-х годов, посягательством на сексуальную свободу, которой добилось их поколение.
Они согласны с необходимостью выступать против сексуального насилия, особенно в профессиональной среде. Но они весьма озабочены тем, что современный феминизм зачастую рисует женщин исключительно как жертв, беззащитных мужской похоти, а не как свободных в своем желании людей.
Особые возражения вызывают у них призывы законодательно урегулировать сложные отношения между полами. В прошлом году другая известная киноактриса, Фанни Ардан, родившаяся в 1949 году, даже заявила, что кампания против сексуальных домогательств напоминает ей проявления фашизма.
Разумеется, в США раздаются голоса и более старшего поколения феминисток. Однако в стране, где ведущую роль в культуре играет молодое поколение, голоса молодежи звучат куда громче. Для нее в центре стоит не вопрос сексуальной революции, которая, с их точки зрения, уже победила. Для этого поколения основная борьба ведется вокруг темы сексуального насилия, которому подвергаются женщины.
Впрочем, и во Франции не все согласны с авторами коллективного письма. Одна феминистская группа даже обвинила Денёв и других подписантов в том, что те пытаются замолчать дискуссию на тему сексуального насилия и высмеивают его жертв.
По словам Анастасии Колосимо, то сопротивление, которое встречает феминизм англо-саксонского типа во Франции, объясняется историческими факторами.
На протяжении столетий, утверждает она, отношения между полами определялись негласными правилами так называемой «французской галантности». В рамках этих понятий проявления мужского желания оказывались вполне терпимыми и даже считались полезными для женщин — при условии, что их права, в том числе и право сказать «нет» в ответ на проявление такого желания, не оспаривалось.
Во Франции возникла целая культура флирта между мужчинами и женщинами, которая представляет собой «счастливый баланс между средиземноморским мачизмом, когда любая женщина воспринимается как потенциальная добыча, и северным — в основном англо-саксонским — пуританством».
Подобные взгляды вызывают возражения у многих женщин, а современные феминистки отвергают обвинения в пуританстве как нелепость.
Но в стране, где, по мнению Анастасии Колосимо, соблазнение до сих пор считается вполне приемлемой формой поведения, новый феминизм не находит особой поддержки.
И именно поэтому открыто выступить против движения #MeToo, заключает она, «могли только во Франции».
http://www.bbc.com/russian/features-42681276
[:]