[:ru]
У казахов своеобразное понимание исламской религии и вера, в корне отличающаяся от ее арабской трактовки. Казахи не считали, что вера в бога должна обрекать их на рабство и истязание себя, но и не были идолопоклонниками. Кочевники не воспринимали веру как давление.
Религия для них была тесно взаимосвязана с понятием духовности, честности. Народ своеобразно воспринимал взаимосвязь между Всевышним и человеком.
Известный просветитель Ыбырай Алтынсарин в свое время отметил, что самое главное в мусульманстве – это вера, честь, порядочность и совесть. А великий писатель Магжан Жумабаев говорил, что ураза для казаха не признак рабства, а традиция. Габит Мусрепов сказал в свое время: «Человек не может жить без веры во что-то. Таким образом и зарождается религия. Религиозный взгляд лежит в основе очень многих вещей. В том числе и политических позиций».
Наши предки оставили для нас ценное наследие. Казахи в поисках Всевышнего на первое место ставили доброту и порядочность, а не подчинение. Совесть и вовсе имела особую значимость в казахской культуре. Совесть – очень распространенное явление в казахской мировоззренческой структуре духовных ценностей, это понятие многогранное, описывающее человека духовного, способного верить. Наши предки считали, что истина – самое главное в вере. А достичь ее можно лишь посредством совести. Самой главной опорой нации считался иман, то есть совесть. Одновременно совесть считалась зеркалом души человека.
Совесть включает в себя такие понятия, как честь, стыд, благодарность, удовлетворенность, умеренность. Если казахи встречали на свое пути хорошего, порядочного человека, они его называли человеком с иманом в сердце. Даже любовь считалась чем-то производным от совести. Великий Абай называл любовь «имани гул». Что означает «цветок благочестия». В народе говорится: «Не верь богатому – верь честному. Честный человек – тот, кто накопил внутреннее богатство. Бесчестный человек не заслуживает уважения».
«Мыло очищает тело, душу очищает порядочность», «Порядочность – самое главное достоинство человека», «Порядочность – зеркало благонравной личности», «Порядочность – показатель величия», – так говорили казахи.
К величайшему сожалению, тоталитарный советский режим огнем и мечом прошелся по национальным особенностям и традициям. Казахи почти растеряли свою культуру и ментальность. От того в обществе очень сильно влияние не соответствующих нашей ментальности религиозных течений. Забыли мы и о слове иман. Иман же является показателем света, духовности. Порядочность – это особое качество человека, близкого к Аллаху. Пророки же должны обучить людей в первую очередь порядочности.
Порядочность и совестливость – это проявление высшей степени любви к миру, это проявление себя как подлинного патриота Отечества. Для казахской ментальности порядочность – важное смысловое понятие. Наши предки считали, что опора на порядочность (иман) является основой для всего народа. Это основа нашей веры, и мы не можем от нее избавиться.
(Статья дана в сокращении)
Колдабай КАБРЫЗАКУЛЫ
Перевод Айгкрим Малеевой
Литер
[:]