АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Страна победившего феминизма[:]

[:ru]

Британия, для меня во всяком случае, определенно является страной победившего феминизма и даже не по количеству постов, занимаемых женщинами в правительстве или в управленческой верхушке делового Сити, а в тех ежедневных проявлениях, посылаемых тебе противоположным полом, которые призваны показать, что ты — прежде всего человек, а уж потом женщина.

Здесь дамам не открывают дверь, не подают пальто, не подносят сумки, а если в метро какой-нибудь мужчина срывается с места и уступает его вошедшей в вагон женщине, то сразу становится ясно, что это гость британской столицы, незнакомый с местными обычаями. У песочниц здесь полно папаш, ревностно взирающих на куличики, которые лепят их чада, и я не раз самолично слышала слово househusband (ведущий домашнее хозяйство муж), сказанное в ответ на вопрос о роде занятий.

Трудно поверить, что все эти безусловные завоевания феминизма достались английским женщинам немалым трудом и борьбой за свои права и, прежде всего, за право избирать и быть избранными, о чем говорит и само название «суфражистки», образовавшееся от английского слова sufrage, то есть «избирательное право».

Эмелина Панкхёрст
Image captionЭмелина Панкхёрст и ее дочь Кристабель Харриет у здания суда на Боу Стрит, 1908 год.

Помимо права избирать и быть избранными те передовые образованные представительницы среднего класса боролись за то, чтобы у замужних женщин было право владеть недвижимостью, а у вдов законное право продолжать воспитывать своих детей после потери мужа. Одной из основательниц движения суфражисток была Эмелина Панкхёрст, основавшая в 1903 году Женский социальный и политический союз.

Все средства хороши

Когда изучаешь материалы той далекой эпохи, только диву даешься, насколько жестоко боролось правительство (то есть обладавшие всеми правами мужчины) со своими же дочерьми, женами, соратницами, и насколько упорными были в своей борьбе первые правдоискательницы.

Чтобы донести праведную идею до широкой публики, суфражистки использовали разные средства и даже коммерческие — выпускали, к примеру, настольную игру, предназначенную для всей семьи, Pank-A-Squith (где Панк — это сокращенное от Панкхерст, а Скуит — от фамилии премьер-министра той поры Аскуита), все доходы от продажи которой, разумеется, шли в поддержку движения суфражисток.

Державший в руках эту старинную, выпущенную в 1909 году, игру, искусствовед аукционного дома Bonham Люк Хани поясняет, что принцип игры внешне простой: бросаешь кости и двигаешь фишку, но за каждым движением фишки стоят реальные политические события, связанные с суфражистками. Ты можешь приковать себя цепями к ограде, можешь оказаться в тюрьме Холлоуэй за акт общественного неповиновения, можешь начать голодовку. Именно такими — порой радикальными — методами отстаивали первые суфражистки свои идеи.

Арест Эмелины Панкхёрст
Image captionРодоначальнице движения суфражисток приходилось иметь дело с полицией. Фото 1910 года.

Мне удалось разыскать архивную запись Би-би-си, на которой баронесса Этель Смайт, кстати, являющаяся автором суфражистского гимна «Марш женщин», вспоминает те исторические эпизоды, в которых она принимала непосредственное участие:»Одним незабываемым вечером 1912 года ровно в пять часов тридцать минут целая бригада женщин вынула из своих муфт и сумочек молотки и начала методично разбивать витрины магазинов на всех крупных лондонских улицах — на Пикадилли, Риджентс-стрит и так далее. Их вдохновляло осознание того, что именно в этот момент Эмелина Панкхерст открывала все это действо броском камня в окно Даунинг-стрит, 10. На самом деле, конечно, Эмелина Панкхерст не была крикетершей, ей даже не помогли долгие часы практики у меня в саду, так что ее камень упал на дорожку, не причинив никакого ущерба, но зато мы, ее компаньонки, «потрудились» на славу».

Праздник без надобности

Тем удивительнее тот факт, что Международный женский день 8 Марта в Великобритании практически неизвестен и, соответственно, не отмечается.

По мнению культуролога Фелисити Кейв, в нем просто не возникло потребности, в отличие от Советского Союза, где такой всенародный праздник существовал и широко отмечался, хотя на деле говорить о том, что советские женщины пользовались равными правами с мужчинами и повседневным уважением у обществе, не приходилось.

Кто же забудет вечный символ «достижений» советского феминизма — ярко-оранжевую куртку железнодорожной работницы, колотящей в мороз кувалдой по шпалам? Равней уж, кажется, не бывает.

«В России женский вопрос возник задолго до нас, фактически сразу после отмены крепостного права. Другое дело, что когда он докатился до Англии, то здесь женский вопрос сразу зазвучал очень остро и достиг своего апогея к Первой мировой войне», — говорит доктор исторических наук, профессор Джеффри Хоскинг.

Несмотря на отсутствие официального праздника, 8 марта в Лондоне на мосту Тысячелетия все же пройдет мирная демонстрация в честь Международного женского дня, а также марш против насилия над женщинами во всем мире, одним из устроителей которых является Национальная Федерация Женских организаций (NFWI).

Как говорит ее председатель Руфь Бонд, британская Женская федерация уже давно переключила внимание с дел сугубо «домашних» и многие годы старается привлечь внимание общественности к судьбе женщин во всем мире: «С 1921 года наша организация озабочена положением женщин по всему миру. Когда была образована Лига наций, мы также участвовали в том, чтобы женщины помогали сохранять мир на планете, и чтобы у женщин были равные права, чтобы к ним относились честно и по справедливости. Мы просто хотим быть вместе с нашими сестрами, где бы они ни находились».

Руфь подчеркнула, что Национальная женская федерация не является феминистской организацией, а представляет интересы женщин, которые хотят, чтобы общество оценивало их по справедливости.

В защиту хранительниц мироустройства

Как и во многих других странах мира, в Британии есть День матери. Это меняющаяся дата, которая отмечается ровно за три воскресенья до Пасхи, и в этом году выпавшая на 14 марта. Накануне в субботу еще одна женская организация — Всемирное женское действие (Global Women’s Strike) проведет демонстрацию и митинг на Трафальгарской площади в Лондоне.

Как рассказала мне координатор Селма Джеймс, их задача — привлечь внимание к тому будто бы невидимому труду, который ежедневно делают женщины у себя дома.

«Ты не перестаешь быть матерью, даже когда дети вырастают, но общество не признает этот труд, оно не уважает наш вклад, оно даже не видит самого этого факта — того, что мы ежедневно трудимся, — говорит Селма Джеймс. — Это очень важно, потому что мы приходим с работы домой, чтобы делать домашнюю работу; мы выполняем домашнюю работу до того, как идем на работу, зачастую для того, чтобы иметь возможность прокормить свою семью, и за свой труд мы получаем меньшую оплату. Мы испытываем постоянную дискриминацию, которая, прежде всего, заключается в том, что наша работа в качестве хранительниц общественного мироустройства не оценивается».

Смотря на то, чего добились британки в своей стране, и оценивая эти завоевания, я все-таки не перестаю думать, что сегодняшняя борьба женщин за равные права даже в стране победившего феминизма, какой, пусть условно, можно считать Британию, в чем-то сложнее, чем была у их предшественниц. Это связано с тем, что сегодня зачастую речь идет не об изменении законов, а об изменении отношения, восприятия, о «тонкой настройке» общественных отношений.

Но это, конечно, в благополучной в этом смысле Британии. Что же касается многих других уголков земного шара, то там, к сожалению, еще по-прежнему актуальны слова вечного феминиста и борца за справедливость Джона Леннона: «Женщина — это мировая рабыня и если ты мне не веришь, то посмотри на ту, что рядом с тобой».

https://www.bbc.com/russian/radio/radio_5etazh/2010/03/100307_5floor_8march_feminism

[:]