[:ru]
В Карагандинской области на Спасском мемориале прошёл митинг – реквием, где почтили память жертв политических репрессий и голода, в этот день на территории Спасска торжественно открыты памятные знаки, посвящённые жертвам Чехии и Ирана, передаёт корреспондент BNews.kz.
Участие в митинге-реквиеме принял аким области Ерлан Кошанов, а также главы дипломатических миссий ряда стран — Ирана, Чехии, Венгрии, Румынии, Финляндии, представители посольства Украины, Министерства иностранных дел РК. С вступительным словом к присутствующим обратился глава региона.
«Уважаемые гости, дорогие земляки, мы собрались здесь, чтоб отдать дань памяти людям, невинно осужденным и изгнанным с родной земли. Этот день — наша память о самых чёрных страницах нашей земли, эпоха репрессий ломала судьбы миллионов людей. Глава государства сказал, что память о них, попавших в жернова тоталитарной системы, невинно осужденных, погибших в гулаговских застенках и безжалостно изгнанных с родной земли для нас, граждан независимого Казахстан, всегда была и будет священна», — сказал Ерлан Кошанов.
Он напомнил, что в те тяжелые для всех времена в течение нескольких недель был уничтожен весь цвет казахской нации, в короткие сроки выселяли и насильно отправляли в Казахстан целые народы.
«Одним из первых Президент независимого Казахстана подписал закон о реабилитации репрессированных, по его поручению был создан музей Карлага, и сегодня продолжается работа по изучению и раскрытию архивных дел времён репрессий. Память об этом прошлом — наш нравственный долг перед жертвами репрессий, перед подрастающим поколением. Мы преклоняемся перед теми, кто сохранил верность себе, родной земле, своему народу, пройдя нечеловеческие испытания. Я благодарю представителей дипломатических миссий, которые разделяют с нами этот памятный день»,- подчеркнул глава региона.
На митинге выступил сын репрессированной семьи — Борис Макаров. Он рассказал о своих родителях, которые пережили годы невинного заключения в лагерях. Его отец, пережив все тяготы и лишения политзаключенного, был оправдан.
«Мой отец Макаров Николай Ильич был репрессирован в 1938 году, работая на должности начальника проектного института в Башкирии, он был осужден особым совещанием к 8-ми годам лагерей и был этапирован с частью сотрудников в Караганду, где в течение 10 лет работал, будучи заключённым, главным инженером ирригационного строительства КарЛага. В отделениях лагеря работало 75 тысяч заключённых. Многие объекты спроектированы и построенные ими в то время работают и сегодня», — сказал Борис Макаров.
Мать Бориса Макарова 10 лет провела в лагере Карабас, лишь в 1955 году её и супруга реабилитировали, судимость сняли из — за отсутствия состава преступления. Отец Бориса, Макаров Николай работал со своей командой над созданием канала «Иртыш-Караганда». Когда в посёлке Карсакпай случилась эпидемия тифа и дизентерии, старшего Макарова отправили локализовать очаг эпидемии, он в короткое время усмирил распространение инфекции, но сам заразился и через полгода скончался, это произошло в 1976 году.
«Это сложное время — история сотен тысяч жизней людей, расстрелянных без суда и следствия, погибших от голода и холода на непосильных работах. Сохранить память об этих жертвах наш долг. Помнить о тех, кто не жалея своих сил пройдя лагеря и ссылки, верил в добро и справедливость. Я благодарен Президенту Республики Казахстан Нурсултану Абишевичу Назарбаеву издавшему Указ «О памяти жертвам политических репрессий и голода», — подчеркнул в интервью Борис Макаров.
После общей поминальной службы с участием мусульманского, православного и католического духовенства состоялось открытие двух новых памятных знаков: иранцам и чехам — жертвам политических репрессий.
Директиву НКВД об «Иранской операции» 29 января 1938 года разослал по всем республикам нарком внутренних дел СССР Николай Ежов. Вслед за этим начались аресты всех подозреваемых иранцев в шпионской, вредительской, диверсионной и другой антисоветской деятельности. По подсчётам историков, всего в годы репрессий было осуждено 13 тыс 297 человек, из которых более двух тысяч иранцев были расстреляны.
Фото автора
«В Казахстан были сосланы иранцы со всего советского пространства и пограничных зон. Большинство из них оказались в таких городах как Шымкент, Тараз, Алматы, а также северных частях Казахстана. Сегодня в Республике Казахстан проживает около 10 тысяч иранцев. Ради сохранения памяти мы открываем этот знак. Дерево сарв символизирует стойкость, терпение и милосердие. Это символ уверенности и надежды, и не случайно оно изображено на памятном знаке. Смысл памятного знака прост, композиция обозначает, что несмотря на трудности, которые пришлось пережить иранцам, они не теряли надежду на то, что будут хорошо жить», — сказал Чрезвычайный и Полномочный посол Ирана Моджтаба Дамирчилу.
Открыли свой памятный знак и чехи, на торжественную церемонию приехала Чрезвычайный и Полномочный посол Чехии Элишка Жигова, отметив, что для их страны это очень важное событие.
«Сегодня мы исполняем долг перед чешскими гражданами, которые безвинно были изгнаны с родных мест. По нашим архивным данным, более 25 тысяч граждан бывшей Чехословакии были интернированы в советские репрессивные лагеря, среди них — чехи, словаки, евреи, венгры и немцы. Половина из них погибла», — сообщила Элишка Жигова.
Фото автора
Она подчеркнула, что открытие монумента посвящено памяти всех жертв политических репрессий и граждан, пострадавших во времена репрессий.
«Это первый памятник на всём пространстве бывшего Советского Союза чешским жертвам политических репрессий, мы посвящаем этот памятникам всем жертвам, пострадавшим от террора. Нам очень важно вспоминать всю историю и все эти жуткие моменты, которые стали общечеловеческой трагедией. И здесь важный момент – необходимо сделать все, чтобы жертвы Гулага не были забыты»,- подчеркнула она.
Как пояснила Элишка Жигова, композиция их памятного знака состоит из двух камней, символизирующих жесткий режим, и дерева надежды. Автор композиции — чешский скульптор Дагмар Шубертова.
«Этот памятник – символ надежды, он отличается от многих памятных знаков, установленных здесь. Между двумя камнями растёт дерево, оно как бы разрывает эту твердую историю и вселяет людям веру и надежду. Мне кажется, что этот памятник очень красивый», — поделилась своими эмоциями Элишка Жигова.
Глава дипломатической миссии поблагодарила Президента Казахстана и казахстанский народ за сохранение памяти о трагических судьбах разных народов. Спасский мемориальный комплекс образован на месте захоронений военнопленных. В посёлке Спасск в 1930-1950-е годы располагались отделения НКВД — МВД СССР, а также лагерь для военнопленных и интернированных иностранных граждан. По архивным данным, на Спасском кладбище было захоронено свыше 5 000 военнопленных более 50 национальностей. На Спасском мемориальном комплексе с 1987 года разные государства устанавливают памятные знаки. Сейчас их уже 28.
Фото автора
https://bnews.kz/ru/news/pamyatniki_posvyashchennie_zhertvam_politicheskih_repressii_chehii_i_irana_otkrili_v_karagande
[:]