[:ru]
Что такое «гениальность», какова её природа и существует ли она вообще?
(Отрывок из книги «Троица. Будь больше самого себя!»)
Всякий серьёзный учёный должен ответить на эти вопросы отрицательно. Слишком уж субъективная это вещь – гений, гениальность… Как её объективизировать? Можно ли придумать какой-нибудь гений-мометр мозга? Вряд ли.
Гениальный художник – это не тот, кто «идеально» рисует, а гениальный пианист – не тот, кто «идеально» жмёт на клавиши. Есть здесь что-то ещё, кроме данного профессионального навыка, что словами не опишешь, но чего и зависит та самая «гениальность».
Нобелевские и Филдсовскую премии, Букеры, Оскары и прочие Пальмовые ветви выдают не за абстрактную гениальность, а за вполне конкретные достижения. Но разве гениальность – это какой-то конкретный результат? А сколько было гениев, которым не дали ни медальки, ни статуэтки?
А можем ли мы, например, считать гениальным учёного, который сделал великое открытие случайно? В науке такое случается сплошь и рядом…
Да и успех в бизнесе, как свидетельствуют нобелевские лауреаты по экономике, может быть просто «лихой удачей» (как бы красиво она ни была обставлена).
Конечно, и такой учёный, и такой бизнесмен скорее всего большие работяги и труженики – под лежачий камень вода не течёт. Но делает ли подобное гениальное достижение самого человека – гением? Вряд ли.
Иными словами, нельзя оценить гениальность человека (если мы всё-таки допускаем, что она вообще существует), рассматривая лишь формальное качество того продукта, который он произвёл.
Гениальность – это, скорее, какое-то особенное ви́дение
Классический пример гения – Леонардо да Винчи. Но неужели кто-то и вправду думает, что Мона Лиза – это самая красивая картина в истории человечества?
При этом, самолёты Леонардо не летали, пушки не стреляли, а спродюсированные им маскарады и фейерверки мы уже никогда не увидим. Так в чём же тут гений, и можем ли мы его как-то «подтвердить»?
В каком-то смысле – да. Леонардо впервые в истории живописи создал ощущение объемного пространства на художественном полотне. Он увидел и реализовал эту возможность. Это новое ви́дение.
Пабло Пикассо – тоже эталонный пример гения. Но потому ли он гений, что рисовал прекрасные картины? Точно нет. Скорее, его гений заставлял публику испытывать шок.
Меняя стили во множестве своих знаменитых «периодов» – «голубой», «розовой», «африканский», – Пикассо создаёт кубизм, оригинальный сюрреализм и другие направления в живописи.
Его гений в способности увидеть реальность каким-то особым образом – так, как её не видят другие.
Эта странная-странная реальность
Это сложно понять, но наше видение мира и мир как таковой – это две разные штуки. Теоретически мы, конечно, понимаем, что мир и наше восприятие мира – это не одно и то же. Но на деле мы этого не осознаём.
Мы, например, до сих пор считаем, что солнце встаёт на востоке и заходит на западе. А ведь правда в том, что это просто наш шарик крутится вокруг своей оси. Солнце не совершает в отношении него никаких телодвижений!
То есть, даже если необходимое знание у нас есть, мы всё равно живём в мире своих представлений, которые лишь отчасти согласуются с «объективными данными».
Вот, например, мир вокруг нас кишит микроорганизмами: одни угрожают нашей жизни, а без других она была бы невозможна. Но часто ли мы вспоминаем об этом? Нет. А ведь эта «движуха», извините, происходит нон-стоп.
Мы свято уверены в том, что «пища переваривается у нас в животе», но на самом деле её, во-первых, переваривают те самые бактерии, и во-вторых, они делают это не у нас внутри, а у нас снаружи!
Нам только кажется, что желудочно-кишечный трактат – это какая-то полость в нашем теле. В реальности это не так. Внутренняя среда нашего организма обтянута и выстлана эпителием – кожным, кишечным, бронхиальным, уретральным, вагинальным и т.д. И всё, что находится в просвете этих органов, на самом деле, располагается за действительными границами нашего тела.
Но мы, конечно, этого не осознаём, и при этом прекрасно себя чувствуем!
Мы не можем представить относительность времени, а оно относительно. Смущает это нас? Нет. Мы не видим искривлённости пространства, а оно искривлено. Волнительно? Да не особо…
При всём желании, мы не можем вообразить то, что происходит на квантовом уровне. А физикам только и остаётся, что рассказывать нам анекдоты про полумертвых котов, вибрирующие струны и квантовую запутанность.
Приходим ли мы от этих штук в ужас, как завещал великий Нильс Бор? Нет. Напротив, про шредингеровских котов, например, нам даже забавно.
Не лучшем образом обстоят дела, в этом смысле, и с нашей психикой. Благодаря нейрофизиологии и социальной психологии мы теперь знаем: всё, что мы думаем о самих себе – это лишь ворох глупых фантазий и пренаивнейших заблуждений.
На самом деле, мы не принимаем сознательных решений (это делает за нас наш собственный мозг). Никакой личности (или «я») у нас нет. Любые наши мысли – это лишь набор условных рефлексов, а наши действительные потребности сводятся к весьма примитивным вещам…
И ведь это картинка лишь в первом, так сказать, приближении, дальше – хуже. Умом как-то это всё, наверное, можно понять, но всё это неочевидно.
Должны были появиться гении – Коперники, Ньютоны, Левенгуки, Дарвины, Эйнштейны, Павловы, Лоренцы и Уотсены, – которые увидели бы то, что в упор не видели все остальные: неочевидную, спрятанную от наших глаз действительную реальность.
Реальность, с которой мы имеем дело, сложна и прячется под бесконечным количеством масок. Но большинство из нас видят мир согласно тем шаблонам, которые мы усвоили из культуры, и лишь единицы – по каким-то причинам – способны на оригинальный взгляд.
Как им это удаётся?.. Они какие-то особо «глазастые»? Нет, глаза в этом деле не помогут. Все неочевидные вещи были увидены их умом – внутренним взором. А чем обусловлен последний? Нашим мозгом.
Мозг человека – это устройство по созданию карт реальности. При этом, у каждого из нас своя голова на плечах, поэтому один строит одни карты реальности, а другой – другие.
Но можем ли мы как-то усовершенствовать свой мозг? Можно ли увидеть реальность как-то иначе, в большем объеме – более красивой и сложной, нежели учат в средней школе? Можно ли воспитать в себе это особое ви́дение?
Принято считать, что мир делится на тех самых «гениев» и всех остальных – «обычных людей». Мол, у «гениев» какие-то особенные мозги и бессмысленно с ними тягаться. Но так ли это?
На самом деле, наши мозги – лишь инструмент, который нуждается в правильной настройке. Даже скрипка Страдивари, не настроенная должным образом, будет звучать не лучше детской балалайки.
Думать же, что ваша голова – это лишь детская балалайка и рассчитывать на большее вам не стоит, по меньшей мере странно. И вот, что я расскажу вам, если вы всё-таки сильно сомневаетесь в возможностях собственного мозга…
Мозг других животных отличается от мозга человека, и реальность для них тоже выглядит иначе. Причем, речь идёт не только о физиологии восприятия [1], но и о куда более тонких отличиях.
Знаменитый американский приматолог Крис Мартин разработал технологию, каким образом люди и шимпанзе могли бы соревноваться друг с другом в игре наподобие «камень-ножницы-бумага» (основная цель этой игры, как вы помните, в том, чтобы предсказывать поведение противника).
Догадываетесь, к каким результатам привели последующие эксперименты?
Выяснилось, что шимпанзе – эти никчёмные, казалось бы, мартышки – разбивают человека в пух и прах! Они способны лучше предсказывать наши выборы, основываясь на наших предыдущих выборах, нежели мы предсказываем выбор шимпанзе, имея аналогичные данные на руках.
Получается, что в сравнении с людьми, шимпанзе самые настоящие гении предсказаний человеческого поведения! Как такое может быть?! С нейрофизиологической точки зрения обезьяньи мозги не так хороши как наши – и объем меньше и плотность нейронов ниже, а потому их эффективность в данном тесте нельзя объяснить качеством «железа».
Дело в «программном обеспечении»: шимпанзе как-то иначе картируют реальность на сервере меньшей мощности, чем наш мозг. Это «программное обеспечение» позволяет шимпанзе улавливать в реальности что-то такое, чего мы в ней не замечаем. Вот оно – другое ви́дение!
Дело не в каких-то «секретных» знаниях обезьян о человеческой природе, а в самом том способе, которым их мозг обрабатывает информацию.
Вдумайтесь в это: обезьяньи мозги могут быть эффективнее наших, хотя вроде бы это мы – «вершина эволюции». И всё дело в настройках мозга! Это они определяют наш индивидуальный способ ви́дения реальности.
Мозг – это живой организм, он постоянно меняется (к сожалению, правда, не всегда в лучшую сторону). Вопрос лишь в том, как взять эти изменения под контроль, как направить их туда, куда нам нужно?
Гениальность – это лишь особое ви́дение, и да, кому-то, по случайности, удалось его развить. А кому-то – по ещё большей случайности – удалось даже капитализировать результаты этой развитости своего мозга.
Но значит ли это, что другим людям уже не на что рассчитывать? Я так не думаю. Наука позволяет нам полгаться не на случайности, а на закономерности, и учит тому, как использовать их для достижения поставленных целей.
(Отрывок из книги «Троица. Будь больше самого себя!»)
1 Понятно, что наш мир непохож на мир, например, летучей мыши, пользующейся для его восприятия эхолокацией.
https://zen.yandex.ru/media/andreykurpatov/sekret-genialnosti-5d5fd4f72f4ad700ac2ec7c2
[:]