АЛТЫНОРДА
Блог Назиры НуртазинойБлогиНовости Казахстана

[:ru]О концепции Наурыза и новом формате его празднования[:]

[:ru]

Президент РК К.К. Токаев не так давно высказался о Наурызе, заметив, что «мы должны разработать концепцию празднования Наурыза». Глава государства абсолютно прав в том смысле, что государству и интеллигенции  нужно правильно преподносить обществу праздник Наурыз (Навруз), нужны более современные способы подачи и построения данного общенационального мероприятия, современный формат и эффективные методы проведения праздничных мероприятий, одновременно поиск более экономных, также визуально выигрышных приемов и технологий.

И все это для того, чтобы Наурыз  существовал в государстве не  просто «для галочки», а служил могучим инструментом интеграции народа, катализатором духовности, объединения людей на почве универсальных духовных ценностей, стал настоящим маркером казахстанской идентичности. Поэтому новый формат праздника, безусловно, необходим.

 Но у нас находятся и такие, кто в соответствии со своим уровнем восприятия и мышления поняли слова Президента так, что нам будто бы надо менять концепцию Наурыза.  Как бы  некоторые ретивые чинуши в духе «одобрямс» уже не поскакали в свои кабинеты, чтобы с глубокомысленным видом начать кромсать сам Наурыз,   урезать что-то, пришпандорить другое – дабы угодить высшему начальству и громко рапортовать  об «успехе».

 Великому Наурызу, признанному во всем мире и включенному в список нематериального наследия ЮНЕСКО, не нужна жалкая услуга по «обновлению» со стороны современных казахстанских методистов, чиновников-модернизаторов. Когда-то великий йог и мыслитель  Вивекананда произнес смелые слова на весь мир: «не Истина должна преклоняться перед обществом, древним или новым, а общество должно преклониться перед Истиной, или умереть». 

Не  Наурыз должен подстраиваться к этому обществу и государству, а казахстанское общество должно сделать реальные усилия (в том числе и прежде всего умственные), чтобы постичь истинный духовный смысл Наурыза, его Этику, его живую связь с историей предков-казахов, и начать учиться наконец-то по-настоящему уважать, любить, чтить вечный Наурыз!

 Наурыз (Новруз) – древний традиционный праздник Центральной Азии, самодостаточный и духовно богатый, и он в своей сущности не нуждается ни в какой корректировке извне.  Проблема состоит лишь в более полной реконструкции самого Наурыза, показа истинной культуры казахов (а не  псевдоказахской) и всей Центральной Азии, также в очищении его от некоторых не свойственных празднику, «прилипших» к нему в позднее время вредных привычек, как, например, культ дастархана  и изобилия еды,  беспричинного смеха и патологической радости дорвавшихся до еды плебеев, вообще «пира среди чумы»…  

Это был вообще весенний праздник, а не летний, и в это время казахи-кочевники ели мало, вели себя скромно, сидели еще на зимовках, всячески экономили еду, не резали ослабевший скот и молодняк. Но в дни праздника они с радостью варили остатки  зимних припасов, старого вяленого мяса (сүр ет), угощали друг друга и молились, молились, молились… (конечно Всевышнему, Аллаху, за то, что благополучно перезимовали). Народ в основной массе довольствовался вегетарианским супом/похлебкой из злаков «наурызкоже», которая стала считаться ритуальной.

Если вспомнить актуальные вопросы возрождения и демонстрации с высокой сцены и на народных гуляньях подлинного национального костюма казахов, в том числе ханской эпохи, звучания позабытых музыкальных инструментов ханско-батырской эпохи, как барабан, сырнай (не саз-сырнай, а именно зурна, большая флейта), керней (древний тюркский духовой инструмент, обязательный элемент великих праздников в древности), аристократических казахских танцев-джигитовок (с саблями, кинжалами; также хороводного танца «Алка» по типу турецкого «халая»), то станет ясно, что мы стоим перед необходимостью включения в арсенал Наурыза  новых, более действенных аудиовизуальных средств, которые  реально и эффективно поднимут имидж казахской национальной культуры – как культуры государствообразующего, титульного этноса страны. В этом нет никакого сомнения. А то, что мы видим сейчас в дни Наурыза, что уж греха таить, мало кого вдохновляет…

Итак, обновление Наурыза  может и должно касаться двух моментов. Как уже сказано, необходим новый формат празднования, более современный, более приемлемый и эффективный. К примеру, зачем буквально тащить на городские и даже сельские улицы  деревянно-войлочные юрты? Это и дорого (аренда юрты, транспорт, сбор и разборка конструкции, да и в закрытых помещениях с войлочными коврами  и обилием аксессуаров, всяких веревок из шерсти есть большой риск распространения коронавируса), еще и погода часто может не позволять.

Вместо буквальной демонстрации древних жилищ можно раздавать миллионам людей красивые флажки, открытки с изображением этой самой юрты или верблюда, коня, любой другой эмблемы казахского Наурыза. Или вешать на стены панно с изображением юрты, рисовать муралы и т.п. В то же время никто не против того, чтобы в центре столицы и больших городов торжественно красовалась одна Ханская Юрта – наподобие главной Рождественской Елки страны.

Современные казахи страдают склонностью к буквализму, натурализму, фетишизму, «понтам» и материальному изобилию, и мало используют символизм, также метод минимализма. У нас тащат на улицы, городские площади, на республиканские и международные фестивали, на сцены дворцов культуры, на телевидение буквально всякий хлам и все, что мало-мальски было когда-то связано с казахским бытом или ритуалами, и все это выдают за «Наурыз».

Мать честная, валят все в одну кучу, называемую «Наурыз»! Это и ревущая скотина, всякая живность (живые лошади, бараны, быки, могут и куры откуда-то закудахтать), особенно мясо и туши их, горы и казаны вареного мяса, баурсаки (жареные колобки), лепешки, казаны с пловом, катки с наурызкоже,  бурдюки айранов и кумыса, дастарханы с национальными блюдами, самовары, юрты большие и малые, богатые и бедные; и домбра и музыкальные инструменты, и чучела зверей, и живые беркуты, и охотничьи собаки, и  «цыганские»  платья, и отпадные «елочные» чапаны, от которых рябит в глазах и даже может закружиться голова…

Выносит будто ошалевший  народ наружу все: и «уршык»(ручное веретено), и копья, и доспехи батыров, и разные шкуры животных, лисьи хвосты и пушнину (самый излюбленный атрибут «казахскости», только вот непонятно – какая охота в весенние дни Наурыза?), и камчи, и стрелы, и дубинки, и клыки волков, и когти коршунов и беркутов, и пыльные войлочные кошмы, и детские колыбели, и ювелирные украшения, и глиняные кувшины, и посуду деревянную и кожаную…

А где же смыслообразующий идейный образ, где главный символ или эмблема Наурыза (Навруза)? И что это вообще? Тюльпан, или солнце, или изображение древнего кожаного сосуда «торсык»? Баурсак? Или человек в тюбетейке, или юрта? Именно эмблема и главный символ должен визуально и идейно  доминировать, рекламировать Наурыз.

По поводу минимализма и цветовой палитры.  Одной из причин, по которой до сих пор страдает имидж традиционной казахской культуры в визуальном плане является общая цветовая безграмотность вкупе с отходом от определенных самой казахской традицией цветовых границ. Имеется в виду чрезмерная и утомительная пестрота, аляпистость, вычурность, безвкусный разноцветный образ, в данном случае Наурыза.

Например, Рождество и христианский Новый год узнаваем в мире своим бело-голубым цветом зимы, снежинок, сугробов.  А в дни Наурыза быть может следует при «новогоднем» оформлении и эмблемах акцент делать на зеленом и желтом цветах? Чтобы он реально преобладал в облике наших городов, зданий, подавлял другие, создавал единое настроение Наурыза. В национальном костюме же надо следовать традиционным канонам: у нас обычно темный чапан (камзол) и светлое платье (рубашка-косоворотка), есть своя мера и рекомендации в украшении, орнаментации костюма.

А у нас пока «беспредел» и безвкусица.  Потому что каждый по-своему шьет и разукрашивает свои чапаны, платья… Эти бедные оралманы из Китая и Монголии полностью лишены вкуса и тиражируют псевдоказахскую культуру, и никто их не контролирует. Наши артисты и певцы, даже «народные» и «заслуженные», в большинстве своем тоже лишены как знания истории и традиции, так и эстетического вкуса, и даже, если говорить в терминах психопатологии,  страдают эмоциональными расстройствами (есть связь между психикой и цветовыми предпочтениями).

Потому что в дни Наурыза, на праздники «айтыс» и др. они  облачаются в вычурные нелепые наряды, широченные кружевные платья, в «шлемы» с огромными «перьями» на макушке или меховые шапки (забыв и растоптав священную тюбетейку казахских мужчин и девушек — «кыз такия»). Нарушая вековые каноны и покрой одежды, прибегая к обильной «шизофренической» орнаментации, все эту халтуру они беззастенчиво выдают за национальное. Их подход таков: лишь бы в костюме было много дорогого меха и орнамента, лишь бы все блестело, как на новогодней елке….

Ужасно плохо смотрятся со стороны самопальные и даже фирменные чапаны и камзолы с неуместными узорами вместо позумента. То есть по канонам национальной одежды предков (ориентироваться надо на эпоху XV-нач.XX вв.) на парадной, праздничной одежде не должно быть никакого орнамента. Вместо этого края камзола и чапана обшиваются галунами  – шитыми золотом или серебром лентами! А набивший оскомину «кошкар муйиз» и другие узоры, были в древности только на напольных кошмах-коврах.

Но Министерство культуры РК вопреки модели «слышащего государства» считает ниже своего достоинства реагировать на аналитические критические материалы экспертов, и начать наводить порядок в области казахского национального костюма – конечно, не жестко унифицируя, но именно расставляя акценты, приоритеты, определяя границы, давая полезные рекомендации, рассылая циркуляры, руководствуясь главным принципом — защиты визуального образа нации, чести и имиджа страны.

Отталкивают развитых людей с тонким вкусом обилие на национальном костюме перьев, меха и меховых вставок  (как будто предки жили в тундре или Арктике), перебарщивание со всякими шаманскими атрибутами. Многие артисты также впадают в анахронизм, создавая кашу, т.е. путаницу в сознании детей и молодежи, иностранцев, когда выдают за национальный костюм казахского народа слишком древние «сакские» и пр.  одежды и аксессуары «а-ля Томирис» и пр.

…Короче, какой-то кошмар, болезненная калейдоскопическая пестрота красок,  фантасмагория. Вдобавок жирные бешбармаки (которого, как мы сказали, и в помине не было в содержании данного скромного, экологически сдержанного праздника), шум-гам и вульгарный смех всех этих «викингов» Наурыза, дежурные «бата» (т.е. благословения), порой звучащие из уст кощунственно переодетых в древнего святого Кыдыр-Ата  подвыпивших артистов,  речи, полные квасного патриотизма и т.д. От всего этого многим хочется просто убежать куда-то в горы или на озеро, чтобы молча и тихо лицезреть и слушать там звуки природы..  Президенту РК К.К. Токаеву как глубоко интеллигентному человеку, видимо, все это претит давно…  Где же выход? Кто виноват, и что делать?

 

(окончание следует)

 

 

Назира Нуртазина,

профессор КазНУ им. аль-Фараби

Новости Казахстана. Алтын Орда.

[:]