[:ru]
Очень важная статья увидела свет в газете «Казахстанская правда». Автор Дархан Кыдырали, президент «Тюркской академии»», рассуждает по поводу прошлой истории казахов, улуса Джучи, возрождения казахского руха, как и о многих других, очень важных для нашей нации вещах.
Улус Джучи через призму духовного возрождения
В центре внимания национального проекта «Ұлттық рухани жаңғыру», на днях утвержденного Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, находится сформированный веками национальный код народа Казахстана. Этот код должен быть сохранен и в то же время адаптирован к современной технологической эпохе. Результатом должно стать закрепление основы цивилизационного сознания нашего народа в будущем.
Очевидно, что одним из важнейших аспектов предстоящей работы является последовательное формирование адекватного взгляда на национальную историю Казахстана. Именно из своей истории каждый народ выносит бесценный и уникальный опыт, в горниле истории выковывается «стержень» национального духа, базовые ценности – одним словом, указанный выше национальный код.
Именно поэтому многие специалисты утверждают, что основу национального самосознания составляет историческая память народа. Следует отметить, что по этой причине вопросы истории неизменно оставались в центре внимания руководства нашей страны с первых лет независимости, обретенной в 1991 году.
Необходимо отметить, что историческое сознание народа Казахстана на протяжении последних трех столетий отмечено значительным травмирующим опытом – от «Ақтабан шұбырынды» в начале XVIII века до голода, репрессий и истребления интеллигенции в первой половине XX столетия. К этому следует добавить сознательные манипуляции над историческим сознанием всех народов СССР со стороны тоталитарного режима на протяжении большей части прошлого века.
Как известно, даже реабилитация одного человека после тяжелой болезни порой занимает годы. Что же говорить о реабилитации исторического сознания целого народа… В этом контексте необходимо признать, что за прошедшие 30 лет было сделано очень много.
В качестве классического примера в подтверждение сказанному следует назвать масштабный проект «Мәдени мұра», осуществленный по инициативе Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева, в рамках которого была проведена колоссальная работа с архивами ряда стран мира. Не меньшее значение имеют стратегически важные положения, высказанные в книге Елбасы «В потоке истории» и в его программной статье «Семь граней Великой степи». Целый ряд других начинаний различного масштаба в сфере национальной истории Казахстана был осуществлен за прошедшие 30 лет.
Одним из важнейших направлений этой работы стало возвращение народу Казахстана памяти о его историческом преемстве с Улусом Джучи – Золотой Ордой. Как мы сегодня хорошо знаем, тоталитарный режим в свое время сделал все возможное и невозможное, чтобы стереть из нашей коллективной памяти эту славную страницу истории, законная гордость за которую могла направить развитие национального сознания казахов в «нежелательную» для советского проекта сторону – как минимум развеять миф о казахах как о народе, якобы не имевшем письменности и государственности до 1917 года, а также помочь осознать общность исторических корней казахского и других тюркских народов. Казах-ордынец по определению не мог быть «младшим» братом.
Как известно, в 1944 году в СССР было фактически запрещено научное исследование Золотой Орды (удивительно, что нашли на это время в разгар мировой войны!). Тогда же был объявлен «реакционным» и запрещен золотоордынский историко-героический эпос «Едиге» – общее достояние казахов, ногайцев, казанских и крымских татар, каракалпаков и башкир. Ряд известных казахских историков впоследствии подверглись преследованиям – в том числе такие столпы казахстанской науки, как Алькей Маргулан и Каныш Сатпаев. Золотоордынский период был исключен из учебников истории для школ и вузов, активно насаждалась антинаучная концепция «татаро-монгольского ига», от которого якобы «совместно пострадали» предки всех народов СССР. К
счастью, от этого ложного концепта сегодня отказались в том числе в России.
Следует отметить, однако, что даже в советское время ростки правды пробивались – если не через науку, то через литературу. Знаменательным событием стала в свое время историческая трилогия Ильяса Есенберлина «Золотая Орда», пробудившая у общества интерес к этому пласту истории, хотя и в пределах разрешенных тогда рамок.
В независимом Казахстане ордынская тема также не сразу получила развитие. Отчасти можно считать даже естественным тот факт, что до освоения средневекового пласта отечественной истории мы дошли не сразу – на самом деле, накануне и непосредственно после распада СССР наиболее актуальной была переоценка более близких к современности периодов. И все же исторический момент настал в положенное время.
Роль Золотой Орды как исторического предшественника Казахского ханства и современного Казахстана впервые была четко обозначена в «Улытауском интервью» Елбасы (2014), а также в его выступлении на торжествах, посвященных 550-летию Казахского ханства в 2015 году, когда из уст национального лидера четко прозвучало, что мы является законными наследниками Золотой Орды.
В 2019 году в своем Послании народу Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев анонсировал празднование 750-летия Золотой Орды. Ранее, выступая на Международном туристическом форуме «Ұлытау-2019», Глава государства назвал Улытау «золотой колыбелью казахского народа, свидетелем почитаемой казахстанцами истории». При этом Касым-Жомарт Токаев отдельно упомянул историческую роль Джучи-хана, основателя Золотой Орды и ее правящей династии, власть которой сохранялась в казахской степи до середины XIX века.
Юбилей Золотой Орды был отмечен целым рядом мероприятий различного уровня, прошедших в 2019–2020 годах. Отдельно следует отметить вклад Правительства Казахстана и Администрации Президента РК в это важное дело.
Из числа научных структур особую роль сыграла Тюркская академия, где был издан целый ряд научных монографий по ордынской тематике. Помимо этого, Тюркская академия провела целый ряд международных научных мероприятий, крупнейшими из которых можно считать организованный совместно с ЮНЕСКО в Париже международный форум «Великая степь: культурное наследие и роль в мировой истории» (в его рамках ряд секций был посвящен культурному наследию Золотой Орды), международную экспедицию на Улытау в 2017 году, а также международную конференцию в Таразе в 2019 году, посвященную 750-летию Таласского курултая 1269 года.
Отдельной важной задачей Тюркская академия считает осуществление серии переводов на казахский язык – речь идет как об исторических памятниках, так и о научных трудах зарубежных (прежде всего российских) ученых. На сегодня в рамках проектов академии уже переведены такие литературные и историографические памятники, как «Сокровенное сказание монголов», «Джамиг-ат-таварих» Рашид-ад-Дина и «Зафар-наме» Шараф-ад-Дина Язди.
В настоящее время в Казахстане по решению Президента Касым-Жомарта Токаева открывается Научный институт изучения Улуса Джучи, задачей которого является комплексное изучение ключевых проблем политической, этнокультурной, социальной и военной истории Казахстана периода средневековья и нового времени включительно (под Улусом Джучи здесь подразумевается весь исторический период от Джучи-хана до Кенесары – последнего из джучидских правителей Казахстана).
Перед институтом стоят масштабные задачи – прежде всего это касается сфер источниковедения, археологии, нумизматики. Цель заключается в исследовании и, синхронно, популяризации наследия Великого Улуса, которое должно стать достоянием всего общества, а не только узкого круга интеллектуалов. Иначе говоря, существует острая потребность как в сугубо научной, так и научно-популярной продукции – как то, например, альбомы, документальные фильмы. Мы уверены, что новый институт справится с задачами, возложенными на него руководством страны.
В целом можно сказать, что сегодня в Казахстане уже начала формироваться собственная школа ордыноведения, наша страна постепенно становится одним из центров научного исследования Улуг Улуса в мировом масштабе. К слову сказать, крайне важно объединение усилий ученых разных стран, история государственности которых связана с Золотой Ордой, – общее наследие логичнее всего исследовать сообща.
Кроме того, по прямому поручению Президента Касым-Жомарта Токаева ведется подготовка к съемкам масштабного исторического кинофильма, посвященного эпохе Золотой Орды.
Помимо этого, в настоящее время казахстанскими и зарубежными учеными-историками готовится 7-томная Академическая история Казахстана, 3-й том которой полностью посвящается Золотой Орде. В 2013 году все это еще могло казаться несбыточной мечтой, однако… времена меняются.
Отдельно следует отметить большую работу, проделанную акиматом Карагандинской области, где была создана правительственная комиссия по восстановлению мемориального комплекса на Улытау. Благодаря ее работе весь мир услышал о мавзолее Джучи-хана в самом сердце Казахстана, на Улытау – единственном в мире сохранившемся памятнике, связанном с историей чингизидов. Район Улытау превратился в туристический центр как минимум республиканского значения. Следующая задача заключается в том, чтобы внести его в список материального наследия ЮНЕСКО.
Благодаря всей этой работе казахстанских ученых и вниманию государства к проблематике национальной истории, уже сегодня достоянием всего общества стало знание многих важных фактов, в свое время скрытых за семью печатями от нескольких поколений.
Сегодня уже как само собой разумеющееся принимается глубина исторических корней казахстанской традиции толерантности между этносами и религиями, основы которой были заложены в ордынскую эпоху.
Уже никого не удивляет адекватное представление о казахах как о наследниках не только кочевой, но также и городской цивилизации тюрко-мусульманской Евразии.
Представление о Казахстане как о «сердце континента» – не просто географическом центре Евразии, но также средоточии торговых путей и центре обмена культурными ценностями, – сегодня также воспринимается через призму глубины истории Великой степи.
Достижениями современной генетики подтверждена правдивость древних родословных-шежире, возводящих историю многих казахских родов к славной эпохе Улуг Улуса.
По-новому зазвучала идея евразийства на фоне вновь открытой 800-летней совместной истории предков современных казахов, русских и других народов Евразии.
В итоге самое важное – это происходящий слом искусственно навязанных в прошлом стереотипов, и все большее осознание казахстанским обществом того принципиально важного факта, что история нашей культуры и государственности зиждется на мощном цивилизационном фундаменте.
Да, Золотая Орда – это не просто государство, но именно цивилизационная матрица, с которой тесно связана история почти всех народов того пространства, которое мы сегодня называем «евразийским» или «постсоветским».
В этом состоит принципиальное отличие Золотой Орды от «классических» империй, известных из истории
XVIII–XX столетий, политика которых основывалась на эксплуатации и разрушении национальных культур. Напротив, Улуг Улус сыграл в истории глубоко созидательную роль, дав «путевку в жизнь» целому ряду государств и народов огромного континента.
Это была мозаика культур, не уничтожавших, а дополнявших друг друга при направляющей роли отлаженного и эффективного государственного механизма, основанного на принципе меритократии и гармоничном сочетании стройной властной вертикали с уважением к человеческой личности. Также не будет большим преувеличением сказать, что в истории Золотой Орды можно увидеть прообраз современной глобализации, идей гуманизма, стандартов прав человека.
Далеко не случайно, что пассионарный толчок, породивший эту великую евразийскую цивилизацию, в свое время был дан именно кочевниками – в точном соответствии с теоретическими выкладками «отца социологии» Ибн Халдуна, согласно которым так называемая «асабийя» (которую мы сегодня чаще называем «пассионарностью») была изначально присущей именно кочевым сообществам, активность которых в итоге порождает развитые цивилизации с городской культурой.
Благодаря этим новым фактам общественного сознания эпоха Золотой Орды и ее наследие на наших глазах становятся фактором не только внутренней, но и внешней политики независимого Казахстана, которая неизменно придерживается пути равновесного баланса и миротворчества, в соответствии с заветами предков.
Говоря об истории как о факторе общественного сознания, следует отдельно сказать о немаловажном историческом вопросе, вокруг которого по сей день не прекращаются спекуляции. Речь идет о происхождении Джучи, сына Чингисхана и родоначальника нашей династии ханов.
Грязная сплетня, в свое время корыстно запущенная братом Джучи Джагатаем (который еще при жизни был известен своими коварством и жестокостью), с тех пор была неоднократно опровергнута такими общепризнанными авторитетами, как Мирза Улугбек и ряд других историков средневековья, однако и по сей день порой безответственно повторяется отдельными историками и публицистами. Сегодня, когда наследие Улуса Джучи осознается как фундамент нашей исторической государственности, этот вопрос перестает быть сугубо академическим и потому требует своей точки над «і».
В связи с этим мы считаем необходимым еще и, надеемся, в последний раз во всеуслышание заявить о непреложном историческом факте: великий Джучи был законным наследником своего великого отца, его родным и любимым сыном. Очевидно, что в противном случае он никак не мог бы стать соправителем огромной империи – вторым человеком после самого Чингисхана – и впоследствии получить в свое владение Дешт-и-Кипчак – самый большой и богатый из улусов, ставший для него новой Родиной и ядром великого евразийского государства.
Предстоит еще немалая работа в том, что касается изучения исторической личности Джучи и его политического наследия.
Так, в 2025 году исполняется 800 лет со дня восшествия Джучи на престол. Уже сейчас необходимо начинать работу по подготовке к знаменательной дате, которая должна быть отмечена академическим сообществом Казахстана, а также на государственном уровне.
Знание о Джучи и его Улусе должно войти в учебники, каждый казахстанский школьник должен с детства знать о Золотой Орде, Таласском курултае, об исторических фигурах самого Джучи, Бату, Берке и Хайду, об Узбек-хане и Азь-Жанибеке (не путать с Жанибеком, соратником Керея, еще одной ключевой фигурой в казахской истории).
В целом давно уже пора уделить большее внимание научным исследованиям и популяризации наследия исторических личностей, чья биография имеет прямое отношение к истории Казахстана – прежде всего это Джучи, Берке и Хайду. Следует отметить, что Тюркской академией уже выпущены две научные монографии, посвященные, соответственно, Джучи и Берке.
Настала пора избавиться от «детской болезни» мифотворчества, которое было отчасти простительно в 1990-е годы, на заре нашей независимости, однако спустя 30 лет – возраст зрелости – мы должны поставить сами себе более высокую планку, выработать серьезный, справедливый и беспристрастный взгляд на историю.
Как уже отмечалось выше, в равной степени необходимы как глубокое и беспристрастное научное исследование золотоордынской тематики, так и грамотная популяризация наследия Великого Улуса.
В наших городах должны быть улицы и проспекты с именами выдающихся личностей ордынской истории, начиная с перечисленных выше.
Как минимум в нашей столице должен появиться музей Золотой Орды, где любой желающий сможет увидеть ордынские документы, старинные монеты, оружие, услышать рассказ о славной странице общественной истории. И каждый школьник должен там обязательно побывать.
Как уже говорилось выше, общество ждет качественной кинопродукции на основе сюжетов истории Золотой Орды. Всем хорошо известно, что любой исторический фильм в Казахстане собирает полные кинозалы, при этом на сеансы приходят и старики, и подростки – столь велик общественный спрос на национальную историю. Надеемся скоро увидеть на экране историю Великого Улуса, которая поможет зрителям ощутить прилив законной гордости за свое прошлое, а также заставит задуматься о своей ответственности за будущее.
Да, именно так: чувство ответственности за будущее всегда основано на гордости за прошлое. В том числе и поэтому мы говорим, что основу национального сознания составляет именно История.
Наше осознание своей истории, вынесенных из нее ценностей и идеалов на самом деле имеет прямое отношение к тому, куда мы идем и кем хотим стать. Именно потому столь велика ответственность, возлагаемая нашим непростым временем на ученых-историков, людей искусства и государственных мужей, определяющих политику государства в сфере национальной истории.
И в этом свете утвержденный Главой государства проект «Ұлттық рухани жаңғыру» будет способствовать формированию исторического сознания, выработке объективного подхода в изучении нашего прошлого, а также актуализирует достижения академической науки в этой сфере. Мы уверены, что казахстанские ученые и творческая интеллигенция приложат все усилия для реализации национального проекта стратегического значения.
Дархан Кыдырали, академик НАН РК
[:]