Перспективы вступления Казахстана в ВТО
В настоящее время процесс вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию идет полным ходом. Достижение результатов, ожидаемых от членства Казахстана в ВТО, будут во многом зависеть от условий, на которых состоится вступление Казахстана в эту организацию.
Отличительной особенностью ВТО является создание международных правил торговли и дисциплинарных мер для обеспечения условий свободной торговли, основанной на взаимовыгодных условиях, открытости и равноправия всех стран — членов данной организации.
Борьба за свободу торговли — одна из главных тенденций мировой экономики второй половины уходящего века. Это движение за свободу торговли в последние годы получило название глобализация. Глобализация подразумевает мировую свободу передвижения не только товаров, но и капитала, а, в конечном счете, даже квалифицированной рабочей силы.
Глобализация не обошла стороной и Казахстан. С февраля 1996 г. республика имеет статус наблюдателя во Всемирной Торговой Организации (ВТО), которая пришла на смену Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле (ГАТТ).
На данном этапе переговоры по вступлению Казахстана в ВТО проводятся в многостороннем формате — по системным вопросам, сельскому хозяйству и в двустороннем — по доступу на рынок товаров и услуг.
«Переговорный процесс по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию идет полным ходом», — отметил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая с ежегодным посланием народу страны. «Значительная часть законов республики, которая регулирует внешний торговый режим, уже приведена в соответствие с нормами ВТО или находится на обсуждении парламента», — пояснил Н.А. Назарбаев.[1]
Главный положительный фактор вступления в ВТО — открытие новых возможностей по доступу на мировые рынки. Членство в ВТО существенно повышает инвестиционную привлекательность страны, т.к. одним из основных принципов этой организации является принцип «транспарентности», т.е. полной открытости страны, прозрачности законодательной базы. Естественно, что иностранцы, уверенные в защищенности своих инвестиций, более охотно будут вкладывать свои деньги в экономику данной страны. «Мы должны снять неоправданные экономические ограничения на уровне учредительного участия иностранных инвесторов в тех секторах, где это еще не сделано», — сказал Президент.[1]
Вступление в ВТО обеспечит нам режим наибольшего благоприятствования со 149 странами-участницами и даст ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства. Присоединение к ВТО является неотъемлемым шагом на пути интеграции в мировое сообщество в качестве полноправного участника многосторонней торговой системы и вывода законодательства республики на современный международный уровень.
«Убежден, что вступление страны в эту международную экономическую организацию открывает широкие возможности для Казахстана на международных рынках», — подчеркнул Президент. Однако «эти возможности нужно умело и выгодно использовать», — сказал Н.А. Назарбаев.[1]
При проведении переговоров по вступлению в ВТО наше государство настаивает на предоставлении переходного периода. Это необходимо для плавной переориентации сельхозпроизводителя для работы в условиях открытого рынка. Многосторонние переговоры по сельскому хозяйству проводятся со странами-членами Рабочей Группы по обеспечению достаточного уровня тарифной защиты, объемов внутренней поддержки сельского хозяйства и размеров экспортных субсидий. [2]
Также переговоры ведутся и по другим направлениям.
Это, во-первых, переговоры по доступу на рынок товаров, которые включают определение и согласование со странами — членами ВТО максимальных уровней связывания импортных таможенных пошлин, по которым Казахстан получит право их применения после присоединения к ВТО. Из 36 стран-членов ВТО, входящих в состав Рабочей Группы по вступлению Казахстана в ВТО, 15 стран, наиболее важными из которых являются США, ЕС, Япония, Канада, Австралия и Швейцария проводят детальные двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров. Тарифные предложения Казахстана строятся с учетом следующих принципов: 1) необходимость обеспечения эффективной степени защиты национальной экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, на основе приоритетов, определенных Государственной программой индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 — 2015 годы; 2) в максимальной степени учитывать условия членства Казахстана в ЕврАзЭС. Основу тарифных предложений Казахстана составляют уровни связывания ставок импортных таможенных пошлин, которые разрабатываются с учетом предложений отраслевых министерств и мнений отечественных товаропроизводителей.
Во-вторых, переговоры по доступу на рынок услуг, целью которых является согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на казахстанский рынок. Основой переговоров является обсуждение предложений Казахстана по доступу на рынок услуг. В настоящее время переговоры по условиям доступа на казахстанский рынок услуг ведутся с 8-ю странами-членами Рабочей Группы: — Австралией, ЕС, Канадой, Латвией, Польшей, США, Швейцарией, Японией. Наиболее чувствительными для казахстанской экономики секторами услуг, требующими разумного уровня защиты, являются финансовые, правовые, строительные, туристические, коммерческие, транспортные, телекоммуникационные.
В-третьих, переговоры по системным вопросам, проводятся с целью определения мер, которые Казахстан должен будет предпринять в области законодательства и его применения для выполнения своих обязательств, как участника ВТО. На указанных переговорах проходит согласование со странами-членами ВТО системных вопросов экономической политики: система валютного обмена и платежей, инвестиционный режим, государственная собственность и приватизация, политика в области ценообразования, конкуренции. Также рассматриваются и проходят согласование вопросы по механизму выработки и осуществления политики, влияющей на торговлю товарами и услугами.[3]
Казахстанские специалисты и их зарубежные советники пытаются найти компромиссный вариант вхождения, при котором были бы учтены основные положения по доступу на внутренние рынки и при этом имелся бы механизм защиты и поддержки отечественных производителей товаров и услуг. Как отметил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев: «Правительством должны быть приняты конкретные программы поддержки конкурентоспособности национальных товаров и услуг. Надо иметь специализированные структуры поддержки частного бизнеса и продвижения его товаров и услуг на мировые рынки, изучить мировой опыт работы таких организаций и адаптировать его к условиям нашей страны».[1]
В целях выработки согласованной и сбалансированной переговорной позиции Республики Казахстан в вопросе вступления в ВТО, ориентированной на защиту национальных экономических интересов, Правительство Казахстана привлекает к участию в разработке предложений все заинтересованные круги общества — представителей законодательной и исполнительной власти, регионов, общественности, науки и предпринимательства.
Одним из важных элементов переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО является координация вступительного процесса с партнерами по региональным интеграционным инициативам. В условиях перехода в наиболее активную фазу переговоров по вступлению в ВТО Беларуси, Казахстана и России возникла необходимость выработки консолидированной позиции государств-членов Евразийского экономического сообщества по присоединению к ВТО. Стороны осуществляют координацию хода переговоров о присоединении к ВТО в рамках специально созданного при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС института — Консультаций руководителей правительственных делегаций, а также рабочих групп экспертов Сторон, которые проводятся на регулярной основе.
Интеграция стала необратимым процессом, и желание многих стран вступить в ВТО объективно соответствует мировой тенденции глобализации. Основная цель ВТО — либерализация мировой торговли путем ее регулирования тарифными методами с последовательным снижением уровня импортных пошлин, устранением различных нетарифных и иных препятствий в международном обмене товарами и услугами. Безусловно, вступление Казахстана в ВТО имеет свои плюсы и минусы. Сторонники вхождения утверждают, что в этом случае у казахстанских предприятий появятся стимулы для повышения эффективности производства, возможности защиты от антидемпинговых исков. К примеру, пакет соглашений этой организации включает в себя такие положения как генеральное соглашение по тарифам и торговле, соглашения по сельскому хозяйству, текстильным изделиям и одежде, антидемпинговым процедурам, защитным мерам, договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров и т.д. Эти соглашения и открытость экономики будут способствовать развитию внутреннего рынка новых технологий, что, в свою очередь, позволит отечественному производству стать конкурентоспособным на мировом рынке. [4]
Сам процесс вступления в эту организацию должен сыграть важную роль в поддержке экономической либерализации, а решительное начало должно убедить иностранных инвесторов в казахстанской приверженности реформам. Усилия по вступлению в ВТО и меры, связанные с ними, пойдут в одном направлении с казахстанскими экономическими реформами, нацеленными на построение свободного рынка, открытость и конкуренцию. Все это подведет реформы вплотную к благоприятному международному уровню и, по завершении процесса вступления, вознаградит совокупностью новых возможностей торговли, недоступных за пределами системы ВТО. Здесь надо отметить, что правилами ВТО регулируется почти 95 процентов стоимостного объема мировой торговли.
Тем не менее, существует ряд отрицательных моментов вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Известно, что Казахстан имеет конкурентоспособный сектор только в области выработки первичных продуктов переработки и добычи природных ресурсов. Другие отрасли экономики неконкурентоспособны, в особенности это касается сельского хозяйства и легкой промышленности. Так же существует мнение, что несвоевременное вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию нанесет непоправимый ущерб развивающимся отраслям экономики республики и, скорее всего, раздавит предприятия малого и среднего бизнеса.
ВТО дает нам только правила торговли и благоприятную среду, т.е. даются возможности, а как отдельная страна будет развивать свой экспорт, зависит от нее самой. Казахстан обладает всем необходимым для того, чтобы стать в XXI веке в числе лидеров мирового развития. Гигантские природные ресурсы, научный потенциал, квалифицированная рабочая сила — все это может сделать нас вполне конкурентоспособными в глобальной экономике.
Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на Пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан состоявшегося 25 ноября 2005 года выделил ряд важных факторов, обуславливающих необходимость вступления Казахстана в ВТО:
Во-первых, сегодня более 50% общего товарооборота Казахстана приходится на страны-члены ВТО. При вступлении в данную организацию России и Украины их доля в товарообороте Казахстана возрастет до 90%. Поэтому для Республики Казахстан очень важно торговать с крупными торговыми партнерами в рамках общего правового пространства.
Во-вторых, приведение казахстанского законодательства в соответствие с ключевыми соглашениями ВТО должно в перспективе привести к улучшению конкурентоспособности отечественных производителей.
В-третьих, после вступления Казахстана в ВТО будут также отменены существующие и не будут вводиться новые торговые барьеры в отношении казахстанской продукции со стороны стран-членов ВТО.
В-четвертых, обязательства, принимаемые Казахстаном по доступу на рынок услуг, предполагают дальнейшую либерализацию таких ключевых секторов экономики, как финансовый, телекоммуникационный и транспортный секторы, что также способствует углублению рыночных реформ. Развитие конкуренции в вышеуказанных секторах должно привести к улучшению качества и снижению стоимости данных услуг для потребителей в целом, что призвано увеличить эффективность производства казахстанских товаров и услуг и улучшить их конкурентоспособность.
Еще один аспект, на котором акцентировал внимание Глава государства — это важность диверсификации экономики путем развития конкурентоспособных производств в недобывающих секторах экономики и снижение зависимости экономического роста от экспорта сырья, что составляет основу Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана.[5]
Следует отметить, что система ВТО создавалась десятилетиями. Сейчас это огромная, разветвленная структура, к которой отдельные страны приспосабливались последовательно и постепенно. Перед Казахстаном же стоит задача внедрения всей совокупности системы ВТО в течение короткого промежутка времени.
_______________________________
- Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана // Казахстанская правда. — 2006. – 2 марта.
- Кононович Е. От конкуренции – к высоким стандартам жизни // Казахстанская правда. — 2006. — 3 марта.
- Казахстан и Всемирная торговая организация: http://www.wto.kz.
- Жихорь Ю. Весенний призыв // Новое поколение. — 2006. – 3 марта.
- Четырнадцатое заседание Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. www.fic.kz. 2005.- 25 ноября.