ТЕМА: «УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО»
ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ:
- Периодизация истории уголовно-исполнительного права. Причины реформирования исправительно-трудового права в уголовно-испонительное право.
- Проблемы гуманизации лишения свободы в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве.
- Общая характеристика законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний в зарубежных государствах.
- Задача.
Использованная литература:
- Учебник: Уголовно-исполнительное право – Алматы 1997г.
- Учебник: Уголовное Право — М., 1994г.
Периодизация истории уголовно-исполнительного права. Причины реформирования исправительно-трудового права в уголовно-испонительное право.
Ныне действующее исправительно-трудовое законодательство формировалось в течение трех десятилетий. За это время периодически вносились изменения и дополнения в Основы исправительно-трудового законодательства и Исправительно-трудовой кодекс, принимались отдельные законодательные акты, регулирующие надлежащее исполнение иных наказаний. Действующее уголовно-испонительное законодательство сложилось в результате последней кодификации юридических норм в области исполнения наказания, проведенной в 1971 г. В настоящее время оно состоит из исправительно-трудового кодекса. Из системы законодательства исключены основы исправительно-трудового законодательства и ряд других законов, имевших общесоюзное значение и после распада СССР утративших силу; казахстанское законодательство образовало самостоятельную систему, регулирующую исполнение (отбывание) уголовных наказаний. В 1984 году было принято Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Таким образом, предмет правового регулирования исправительно-трудового права существенно изменился. В настоящее время происходит трансформация исправительно-трудового права в уголовно-испонительное. Традиционно считалось, что предметом рассматриваемой отрасли права является регулирование исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. Однако за последние годы из уголовного законодательства были исключены такие виды наказаний как ссылка, высылка, направление на воспитательно-трудовой профилакторий, условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду. Новая социально-политическая обстановка, сложившаяся после распада СССР, качественные изменения в экономике, идеологии, динамике и структуре преступности, рассогласование и конкуренция норм Кодекса, вызванные внесенными многочисленными изменениями и дополнениями, обусловили необходимость реформирования отраслей законодательства, регламентирующих деятельность правоохранительных органов государства в области борьбы с преступностью, в том числе исправительно-трудового законодательства. Впервые сформулированная в1989 году концепция, а затем доктринальная модель основ уголовно-испонительного законодательства, где широко использовался опыт мирового сообщества означала зарождение нового этапа истории исправительно-трудового права – его преобразования в право уголовно-испонительное. В проекте нашли отражение принципы, принятые ООН и положенные в основу Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и других международных документов. После распада СССР государства СНГ, имеющие единое уголовное и исправительно-трудового законодательство, общие проблемы, присущие для уголовно-испонительных систем всех государств нуждались в создании нового уголовно-испонительного кодекса, который стал бы моделью для создания собственных уголовно-испонительных законов стран СНГ. На базе модели УИК для стран СНГ был разработан проект нового уголовно-испонительного кодекса Республики Казахстан. Проблемы гуманизации лишения свободы в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве. Одним из основных принципов Уголовного и Уголовно-исполнительного права является гуманизм. Например, проект уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан в ст. 7 определяет, что данное законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, Демократизма и гласности. Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен не только в законодательстве стран, но и во многих международных актах о правах человека и обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». Гуманное отношение к осужденным не означает вседозволенности, отсутствия дисциплины и порядка на местах отбывания наказания, гуманизм должен проявляться в вежливом обращении, во внимательном отношении к нуждам осужденных, своевременной медицинской, социальной помощи, помощи в трудовом и бытовом устройстве после отбытия наказания и т.д. следовательно гуманизм не следует понимать однозначно. С одной стороны, суть его состоит в применении мягких, гуманных мер в отношении лиц, которые впервые совершили не представляющие повышенной опасности преступления; от уголовного осуждения и отсрочки исполнения приговора до полного освобождения от уголовной ответственности с заменой ее мерами административного воздействия либо воспитательного характера. Вторая не менее важная сторона гуманизма – это зашита общества и его членов от преступлений, проявление заботы и гуманности в отношении всех честных граждан, об их правовой защищенности, безопасности их жизни, здоровья, имущественных интересов. В этом смысле гуманизм по отношению к личности и обществу состоит в суровой и неотвратимой ответственности лиц, совершающих тяжкие преступления или неоднократно нарушающих уголовно-правовые запреты, и прежде всего рецидивистов, тех, кто упорно не желает встать на путь исправления, честно жить и трудится, организаторов, руководителей и активных участников организованных преступных формирований, мафиозных структур, профессиональных преступников и т. п. Гуманизм по отношению к абсолютному большинству членов общества должен проявляться в том, что уголовное право обеспечивает в полной мере защиту их жизни, быта, отдыха и покоя посредством быстрого и справедливого применения уголовного закона к преступникам, причиняющим тяжкий вред любым сферам жизни общества и его членам – гражданам. Общая характеристика законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний в зарубежных государствах. Законодательство зарубежных государств устанавливает достаточно разнообразные виды наказаний. Рассмотрим, как решаются эти вопросы на примере отдельных государств. Особенности действующей законодательной системы США (федеральные законы в сочетаний с различными вариантами законодательства каждого штата) оказали влияние на построение уголовного и пенитециарного законодательства этой страны. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, регламентируется в основном предписаниями уголовного и уголовно-процессуального характера, а лишение свободы – пенитециарными нормами. Наиболее часто за совершение преступлений американские суды применяют пробацию, штраф и тюремное заключение. Институт пробации по существу близок известным нам уголовно-правовым институтам уголовного осуждения и отсрочки исполнения приговора и представляет собой уголовную санкцию, при исполнении которой лицо, совершившее преступное деяние, остается на свободе под наблюдением соответствующей службы с возложением на него определенных обязанностей, устанавливаемых судом. Штраф является самым распространенным наказанием в США. По законодательству США штраф пременяеться как основное и как дополнительное наказание. Лишение свободы в общей структуре наказаний в США занимает значительное место. Смертная казнь сохраняется в 38 штатах из 50. В 25 штатах возможно вынесение смертного приговора в отношении лица, совершившего преступление в возрасте до 18 лет. В настоящее время исполнение различных видов наказаний в Великобритании регламентируется сложным сочетанием прецендентов, норм уголовного, уголовно-процессуального и пенитециарного права. Основными мерами воздействия, не связанными с лишением свободы, остаются условная отсрочка исполнения наказания, штраф, институт пробации, поручительство. Одной из разновидностей наказания без лишения свободы является предоставление бесплатных услуг обществу. В отличие от Великобритании, во Франции историческим источником уголовных, уголовно-процессуальных и пенитециарных норм служит не судебный прецендент, а кодифецированный закон и подзаконные нормативные акты. Новый уголовный Кодекс Франции, введенный в действие в 1994 году, уголовно-процессуальный Кодекс 1958 года с последующими изменениями и дополнениями, а также представляющий по своему содержанию и пенитециарный кодекс правительственный декрет от 23 февраля 1959 года составляют правовую базу, регламентирующую применение уголовных наказаний во Франции. Правовое регулирование исполнения уголовных наказаний в ФРГ осуществляется Уголовным Кодексом от 15 мая 1971 г. в редакции от 2 января 1975 г. и принятым в марте 1976 года Законом «Об исполнении наказания в виде лишения свободы и выражающихся в лишении свободы мерах исправления и безопасности», положения которого вводились в действие поэтапно до января 1986 года. Уголовное законодательство ФРГ предусматривает возможность назначения штрафа в качестве основного и дополнительного наказания, а также используется как альтернатива кратким срокам лишения свободы. Сроки лишения свободы в ФРГ составляют от одного месяца до пятнадцати лет либо оно может быть пожизненным. уголовный Кодекс Японии, принятый 24 апреля 1907 года, с последующими изменениями и дополнениями, Закон о тюрьмах 1908 года, Положения уголовно-процессуального кодекса, Закон о предупреждении преступлений и реабилитации преступников 1949 года, Закон о постпенитециарной опеке над освободившимися заключенными 1950 года, а также ведомственные акты «Об основных принципах реализации закона о тюрьмах» и «Краткое руководство по классификации заключенных» 1946 года образовали ту правовую базу, которая регламентирует применение уголовных наказаний. В систему уголовных наказаний Японии входят малый штраф, штраф, уголовный арест, лишение свободы без принудительного труда, лишение свободы с принудительным трудом, смертная казнь.
- Задача.
Условие: Осужденный Степкин, содержащийся в колонии строгого режима, за употребление алкоголя дважды в течение года подвергался взысканию в виде перевода в ПКТ общим сроком на 6 месяцев. По выходу из ПКТ Степкин вновь нарушил режим содержания – отказался участвовать в работах по благоустройству колонии, за что был выдворен в ШИЗО на 10 суток. По представлению администрации определением суда он был переведен для дальнейшего отбывания в тюрьму сроком на 2 года. Степкин обратился к прокурору с жалобой на неправомерность действий администрации и суда, т. к. за каждое нарушение режима он понес уже взыскание и перевод в тюрьму – это 4-е взыскание. Вопрос: Законно ли были применены меры взыскания к осужденному Степкину.
Решение задачи
Рассмотрим правомерность наложенных взысканий на осужденного. Для решения данного случая обратимся к соответствующим статьям Уголовно-исполнительного Кодекса Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года N 208-1. Из условия задачи следует, что Степкин неоднократно нарушал установленный порядок в колонии строгого режима — дважды в течение года Степкин подвергался взысканию в виде перевода в ПКТ общим сроком на 6 месяцев за употребление алкоголя и один раз был водворен в ШИЗО на 10 суток. Данные виды нарушений каждый в отдельности могут быть квалифицированны как злостные– пункт 1 статьи 112:
«…Злостными нарушениями осужденных к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: необоснованный отказ осужденного от труда; употребление алкоголя, наркотиков, других одурманивающих веществ; мелкое хулиганство…».
Согласно этой же статьи пункта 3, за неоднократные злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы, осужденный Степкин может быть признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Что и было сделано администрацией колонии строгого режима. А в соответствии с пунктом 3 статьи 111 (Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы), к осужденным, являющимся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть применены также меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 73 Уголовно-исполнительного Кодекса Республики Казахстан:
«Статья 73. Изменение вида исправительного учреждения
…4. Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:
из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;
из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;
из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму».
Как видно, все действия по отношению к осужденному Степкину были применены законно. Отбывание в тюрьме есть наказание, которое Степкин несет как злостный нарушитель порядка отбывания наказания в колонии строгого режима, а ранее полученные взыскания он понес как нарушитель за конкретные злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания.