АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему:

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3-го курса

____________________________

Проверил(а) преподаватель

____________________________

 

 

Алматы 2007.

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ

  1. Теоретические основы маркетинговых исследований.

1.1 Содержания и направления маркетинговых исследований

 

  1. Маркетинговые исследования рынка лекарственных препаратов.

2.1 Общая характеристика рынка лекарственных препаратов.

2.2 Анализ рынка лекарственных препаратов

2.3 Исследования потребителей и их предпочтений.

 

  1. Рекомендации по направлению развития рынка лекарственных препаратов.

 

 

Введение.

Республика Казахстан  — третья по численности населения страна, входящая в состав Содружества Независимых государств. По данным статистического комитета стран СНГ, Валовой Внутренний продукт (ВВП) Республики Казахстан в 2005 году составил 163% к уровню 2000 года. Этот показатель один из самых высоких в СНГ, что говорит о высоких темпах экономического роста. Бурный рост экономики влечет за собой не менее активный подъем ключевых отраслей страны. Фармацевтический рынок Республики Казахстан – явное тому подтверждение.

 

 

  1. Теоретические основы маркетинговых исследований.

1.1 Содержания и направления маркетинговых исследований

Разнообразие функций маркетинга отражает разносторонность маркетинговой деятельности, направленной, в конечном счете, на доведение товара до сферы потребления и на удовлетворение потребностей покупателей.

Функционально маркетинг представляет собой иерархически организованную систему управления деятельностью на рынке, регулирования рыночных процессов и изучения рынка.

Одним из базовых требований маркетинга является обеспечение «прозрачности» рынка и «предсказуемости» его развития.

Без сбора достоверной информации и последующего его анализа маркетинга не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении потребностей покупателей. Сбор информации, ее интерпретацию, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства фирмы по их заказу, принято называть маркетинговым исследованием.

Ряд специалистов подходит к понятию «маркетинговое исследование» путем перечисления основных его функций, не выявляя его сущности. К ним относится и Ф. Котлер, который трактует маркетинговое исследование как систематическое определение круга данных, необходимых в вязи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ, отчет о результатах. Российские авторы Е.П. Голубков, А.И. Ковалев повторяют подобную формулировку. А.П. Дурович перечисляет элементы маркетингового исследования и высказывает мнение, что они имеют целью уменьшение неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Ученый И.К. Белявский считает, что маркетинговое исследование – любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга. Таким образом, предметом маркетингового исследования следует считать, маркетинговую деятельность на фарморынке РК, а также рыночные процессы и явления, каким-либо образом связанные с данной деятельностью.

Серьезную проблему представляет выбор объекта маркетингового исследования. Им может быть само предприятие и силы, входящие в микросреду его маркетинга, в частности конкуренты, поставщики и предприятия – конкуренты, потребители/покупатели – клиенты; национальный или региональный рынок, включая его сегменты, а также население или отдельная его группа, как носитель демографических и социально-экономических факторов макросреды маркетинга.                            

 

 

 

 

 

 

 

  1. Маркетинговые исследования рынка лекарственных препаратов.

2.1 Общая характеристика рынка лекарственных препаратов.

Обеспечение населения и учреждений здравоохранения Республики Казахстан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения относится к числу проблем, имеющих важнейшее социальное значение. Вследствие общего высокого уровня заболеваемости населения характерно увеличение потребления медикаментов, что и определяет спрос лекарственных средств. В настоящее время в Республике Казахстан действуют 6,5 тысяч объектов фармацевтической деятельности. Из них 2% промышленные производства, 8% — аптечные склады, 90% — разветвленная сеть аптечных организаций. В РК  — 97% аптечных организаций находится в частной собственности, 3% — в государственной.

Фармацевтическая промышленность РК имеет стабильную тенденцию к развитию. Если в 1977 году было выпущено лекарственных средств на сумму 9 млн. долларов, в 1998 году  — 10 млн. долларов, то в 1999 году  — 11,5 млн. долларов США. В 1997 году производилось 132 наименований лекарственных препаратов, то к 2003 году этот показатель вырос на 30-40% и составил – 700 наименований.

Отечественное производство представлено более 90 предприятиями, производящих галеновые препараты, лекарственное растительное сырье, антибиотики, вакцины, сыворотки, рентгено-оборудование, перевязочные материалы. Из них в городе Алматы функционируют – 51. Только на шести из этих предприятий выпускается 64 наименований лекарственных средств из списка жизненно важных.

Крупнейшими предприятиями фармацевтической и медицинской промышленности РК, являются:

  1. ОАО «Химфарм» (г. Шымкент) специализируется на разработке и внедрении лекарственных средств, производстве ампульных, таблетированных форм, рассыпке антибиотиков. Это единственный в республике производитель наркотических препаратов (промедол, морфин, эфедрин) и больших объемов этилового спирта.
  2. АО «Алматинская фармацевтическая фабрика» (г. Алматы) — крупнейший производитель настоек, эликсиров, капель, экстрактов, мазей, линиментов, спиртов, масел, растираний, в том числе из растительного сырья.
  3. АО «Береке» — (г. Уральск) производитель стерильных растворов во флаконах.
  4. АООТ «Актоберентген» — единственное отечественное предприятие по производству медицинских и промышленных рентгеных аппаратов. Данную продукцию экспортирует в страны СНГ ТОО фармацевтическая компания «РОМАТ»

Предприятия с иностранным участием (СП) по изготовлению лекарственных средств:

  1. ТОО «Казах Аджанта фарма ЛТД» (казахстанско-индийское предприятие).
  2. ТОО СП «Аксу-Дзен» (казахстанско-корейское предприятие).
  3. ТОО СП «Глобал фарм» (казахстанско-корейское предприятие).
  4. ТОО СП «Экофарм» (казахстанско-бельгийское предприятие).

Рынок нашей республики сегодня насыщен лекарственными средствами. Зачастую одно международное непатентованное наименование препарата представлено десятками торговых наименований. Например, в РК действует 77 регистрационных удостоверений на препараты диклофенака 46 производителей из 22 стран.

Насыщенность лекарственного рынка нашей республики по количеству зарегистрированных позиций намного выше чем в России и Украине и близка к насыщенности германского рынка.

С 2002 года в республике издается электронный справочник «Государственный реестр лекарственных средств», в котором имеется немало «пробелов». Уже много лет в нем недостает многих жизненно важных лекарственных средств. В тоже время на рынке присутствуют препараты которые во многих странах давно не применяются. Даже во Вьетнаме в 2002 году был наложен запрет на производство и реализацию метамизола (анальгина). В Казахстане в обращении находятся 26 позиций метамилола из 8 стран.

Емкость казахстанского фармацевтического рынка по данным разных источников 150-300 млн. долларов США. На сегодняшний день в РК зарегистрировано свыше 7000 лекарственных средств, которые составляют 84%.

Надлежащее решение вопроса лекарственной независимости – приоритет государственной лекарственной политики – возможно лишь при государственной поддержке отечественных разработок и производстве качественных конкурентоспособных лекарственных средств.

 

2.2 Анализ рынка лекарственных препаратов

В Казахстане зарегистрировано около 100 предприятий обозначивших свою деятельность как производство лекарственных препаратов. В 2003 году было произведено медицинских препаратов на общую сумму 3,16 миллионов тенге, что на 110% больше чем в 2002. В 2003 году экспорт медицинских препаратов в стоимостном выражении составил 305,8 миллионов тенге.

На основе изучения прайс-листов 9 крупнейших дистрибьюторов содержат от 1500-2000 наименований. Их оборот сегодня достигает 75-80 млн. долларов США (около 50% от общего объема импорта лекарственных средств в Республике Казахстан). По данным Агентства РК по статистике в 1998-2002 гг. на территорию РК, лекарственных средств импортировались из 71 страны в 15 регионов.    

Основные поставщики медицинских препаратов представлены в таблице № 1, в порядке убывания объемов поставляемых препаратов. 

 

Таблица 1. Основные поставщики медицинских препаратов в РК.

В стоимостном выражении

В количественном выражении

1. Россия

1. Россия

2. Германия

2. Индия

3. Индия

3. Беларусь

4. Венгрия

4. Литва

5. Словения

5. Германия

6. Франция

6. Польша

7. Польша

7. Франция

8. Литва

8. Венгрия

9. Болгария

9. Швейцария

Динамика импорта лекарственных препаратов из СНГ свидетельствует, что наибольшая доля поставок от общего объема импорта из региона за 5 лет – 63,6%, где наибольшая часть поставок приходится на европейскую часть СНГ 

В 2005 году рост фармацевтического рынка Казахстана был одним из самых высоких среди фармрынков республик СНГ и составил 27% по сравнению с уровнем 2004 года.

В ценах производителя объем рынка превысил уровень в 400 миллионов долларов США. Быстрый рост фармрынка республики объясняется высокими показателями роста всей экономики страны, а также неослабевающему вниманию государства к системе здравоохранения в целом. На фармрынке республики сложилась стандартная цепочка товародвижения: производитель, дистрибутор, розничная сеть (аптеки и больницы). Из ключевых инфраструктурных показателей следует выделить некоторые, которые свидетельствуют о том, что потенциал для роста не исчерпан. Главным фактором, обуславливающим привлекательность рынка является количество фармкомпаний, присутствующих на нем.

Главной движущей силой рынка можно с уверенностью назвать иностранных производителей. Общее число производственных компаний, оперирующих в сегменте – 615. Ежегодно на рынке появляется около 40 новых фармкомпаний.

Еще одним важным моментом в развитии рынка служит показатель роста числа учреждений здравоохранения, обслуживающих население. В 2005 году выросло число аптечных учреждений – 7800 предприятий, и больничных учреждений стационарного типа – 890 госпиталей и лечебно-профилактических учреждений амбулаторного типа  — 3463 поликлиники. Тем не менее, в настоящее время в Республике Казахстан имеется большой дефицит квалифицированных кадров в фармацевтической отрасли, особенности в сельских регионах. В количественном выражении растет число организаций, занимающихся оптовой деятельностью – 50 фармацевтических дистрибьюторов. Поставки препаратов от дистрибьюторов в розничный сектор увеличиваются в течение года поквартально. В первом квартале года за счет проведения крупных тендеров госпитальные закупки наибольшие по объему. Поставка дистрибьюторами по тендерам в больничные аптеки осуществляется равномерно в течение года. Растет число зарегистрированных лекарственных препаратов, причем значительно увеличивается количество новых зарегистрированных форм выпуска.

При входе на рынок производители стремятся занять сразу как можно более широкую нишу с несколькими формами выпуска одного лекарственного бренда. Закономерно возрастает объем импорта в республику Казахстан. Объемы импорта в 2003 году составили около 26 миллиардов тенге (186,6 миллионов долларов), что по сравнению с 2002 годом означает прирост в 26%.  По предварительным данным, внутренние мощности покрывают около 11% потребностей рынка (рис. 1). Но даже реальные объемы потребления лекарственных препаратов средним казахстанцем в несколько раз ниже (примерно в 10 раз) потребления медицинских препаратов в развитых странах (США, Западная Европа).

 

 

В 2005 году прирост импорта составил 34% к уровню предыдущего года. Рост импорта в денежном выражении превышает рост импорта в натуральном выражении, что говорит об увеличении в поставках более дорогих медикаментов. По оценкам аналитиков, такая ситуация свойственна сегодня всем фарморынкам стран СНГ. Относительно структурных показателей отдельных сегментов рынка следует отметить, что доля ОТС препаратов на розничном рынке республики Казахстан превышает долю рецептурных препаратов в натуральном выражении. Тем не менее, доля ОТС – препаратов в денежном выражении также достаточно велика – 44%. Это факт отражает возможность потребителей фармацевтической продукции покупать не только жизненно важные препараты, но и препараты «качества жизни». В последние три года доля ОТС средств на розничном рынке остается примерно постоянной, что свидетельствует о примерно равномерном внимании производителей фармацевтической продукции к этим двум секторам рынка. Как и в других странах СНГ, доля ОТС-препаратов в госпитальном секторе казахстанского фармрынка гораздо ниже – 11% в денежном выражении и 12% в натуральном выражении, что характерно для поставок лекарственных средств во все страны. Средняя стоимость упаковки на фармацевтическом рынке составляет 1 доллар США. Стоимость рецептурных препаратов в 2 раза больше средней стоимости за упаковку ОТС – лекарственных средств. За три последних года средняя стоимость одной упаковки лекарственных препаратов на розничном рынке выросла боле чем на 25%. При рассмотрении ценовой сегментации розничного фармацевтического рынка Казахстана отчетливо видна тенденция увеличения продаж более дорогостоящих препаратов, в том числе и лекарственных средств в ценовой категории свыше 20 долларов США за упаковку.          

 

2.3 Исследования потребителей и их предпочтений.

Фармацевтика – отрасль наукоемкая, чтобы ее поднять нужно для начала с медициной разобраться. На сегодняшний день речь может идти исключительно о развитии лекарственных препаратов, которые потребитель позиционирует как «натуральные» (вариант — «народные»), либо о покупке лицензий.   

По данным маркетинговых исследований наиболее скупаемые препараты являются классические лекарства: аспирин, парацетамол и содержащие их препараты, лекарственные препараты для лечения и профилактики ринита. Если коснуться темы фальсификации медицинских препаратов, то около 48% потребителей, судя по опросу более 2000 граждан РК, сталкивались с проблемой фальсификации медицинских препаратов на собственном опыте.

Количество аптек большинство потребителей оценивают как достаточное. В зависимости от увеличения уровня дохода потребителя наблюдается увеличений опасений приобрести фальсифицированное лекарство, что вполне логично объясняется принципом: выше доход – больше опасений за собственное здоровье. Однако количество покупателей, требующих предъявления сертификата, не зависит от уровня доходов и социального статуса. Состоятельные граждане предпочитают обращаться в центральные аптеки, либо ориентируются по ценам, руководствуясь принципом «дешевое – значит подделка».

Казахстанские потребители при выборе лекарственного средства руководствуются:

  1. Собственным опытом.

Основная масса потребителей при появлении незначительных с их точки зрения недомоганий пользуется проверенными лекарственными препаратами, не прописанных врачем. Это относится к средствам лечения ОРЗ и ОРВ.

  1. Совет врача.
  2. Советы знакомых.
  3. Реклама.

Большинство людей услышав рекламу чаще всего испытывают доверие к рекламируемому средству как более качественному.

  1. Советы фармацевта.

В количественном соотношении это представлено на рисунке 2.

 

 

 

 

Фармацевтический рынок РК отличается слабыми внутренними мощностями и шансов наладить выпуск принципиально нового лекарственного препарата, обеспечив ему конкурентоспособность очень мало.