АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Культурология

 

 

 

        

 

                                               План:

             

  1. Возникновение и развитие понятия

                                  «культура»

              2.Функций культуры

              3.Культура и цивилизация

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Культурология — наука о культуре, но мыслителей издавна занимал вопрос определение самой культуры. И особенно это важно сегодня , когда понятие «культура» стало фундоментальным, понятием современного обществоведения. Существует множество его определений, и число их постоянно возрастает. Западные культурологи подсчитали, что, если с1871 г. по 1919 г. было дано всего семь определений культуры, то уже с 1920 по 1950 гг. — 157, а с 1950 по 1990 гг.  — свыше 400.

                  Слово «культура»  —  не только фундаментальное понятия современного обществознание, но и обязательная составляющая повседневного языка и обыденного сознания. Когда говорят о культуре, то имеют в виду все, что связано с упорядочностью повседневной жизни, красоту и чистоту человеческой речи, господство в обществе нравственных и юридических норм, наличие и посещение театров, музеев, библиотек и многое тому подобное.

                  Обыденное сознание не выробатывает определений культуры понятийного уровня, а ограничивается только представлениями эмпирического характера. Практический все они мало содержательны и идентичны. Научные же понятия культуры многообразны, поскольку вырабатываются разными науками.

                 Это филосовские, социологические, культурно-антропологические определения. Российский культуролог А.С.Кармин в работе «Основы культорологии. Морфология культуры» , отметив, что в 1996 г. было уже 1500 определений культуры, предпринял попытку их классификации, выделив следующие виды определений культуры: описательные, исторические, функциональные, антропологические, ценностные, нормативные, адаптивные, семиотичные, символические, герменевтические, идеационные, психологические, дидактические, социологические.

                 Американский культуролог А.Л.Крёбер (1876-1960) рассматривал культуру как особую реальность, имеющую свою собственную природу и подчиненному собственному детерменизму. Такой подход предпологает несводимость культурных феноменов низших порядков — биологических, психологических, социальных и нашел отражение в концепции «сверхорганического»  Крёбера.

                Свои понятия в закономерности  Крёбер  формулировал, исследуя огромное количество артефактов различных континетов и стран, пристально рассматривал и изучая уже существовавшие концепции. Крёбер считал, кульминационные периоды в экономике и политике  не совпадают по времени с периодом расцвета культурной жизни. Упадок культурной жизни, по мнению Крёбера, начинается, когда оказываются исчерпанными возможности паттерна.  Однако, по его мнению, пережившая период расцвета культура вовсе не обречена на умирание, как считал немецкий филосов О.Шпенглер (1880-1936) . По концепции Крёбера культура  —  явление гибкое  и подвижное, способность впитывать  элементы других культур, способное возрождать  после неминуемого упадка, создавать новые культурные паттерны.

              Другое современное определение культуры дал американский культуролог  Л.Уайт, которое он связывает со способностю человека видеть во всем символы и воспринимать их. Культура для Уайта — это совокупностьь символов, к которым он относит идеи, чувства, действия, верование, отношение,образцы поведения, законы, институты,  произведение искусства, его формы, язык, орудия труда, орнаменты, фетиши и др. Культура у Уайта — это организованная, интегрированная, система, подсистемами которой являются технологическая, социальная и идеологическая. В своей книге «Наука о культуре», ставшей поворотным пунктом в истории гуманитарного знания, Уайт анализирует культуру как предмет новой науки — культурологи, определяет предметное поле новой науки, обосновывает ее название и применимость к ней системного метода.

 

 

                   Функции культуры

 

                Если мы определяем в конечном итоге культуру как совокупную, постоянно развивающуюся, постоянно возрастающую и накапливаюмую в виде ценностей, символов, знаков и знаковых систем информацию, то на основе этого определения мы можем указать на ее основные функции (роли, значения, которое имеет культура в обществе).

               Любая культура вырабатывает нормы поведения и деятельности, указывающие, какие средства достижения целей допустимы, а какие нет, т.е. осуществляется регулятивная функция культуры.

               Культурные нормы регламентируют всю человеческую жизнь: труд, развличения, отношение между полами, этикет и многое другое. В условиях нормального, не кризесного развития, общество охроняет выработанные его культурой нормы и осуждает девиативное поведение своих граждан.Так, в ряде американских штатов, несмотря на разрешение разводов, супруги штрафуются за измену, а в некоторых штатах даже приговариваются к различным срокам тюремного  заключения.  В большенсте современных обществ осуждается жестокое обращение с животными. Различные культуры обладают разной степенью нормативности. Например, в настоящее время пишут о «нармотивной недостаточности»  русской культуры по сравнению с многими  другими, а это путь к росту преступности и падению нравственности.

               Человек живет в обществе, живет вместе и рядом  с другими люьдми и потому, хочет он этого или нет, ему с этими люьдми приходитья общаться. Осуществляется коммуникативная функция культуры. Культура, вырабатывая формы такого общения, выступает в качестве его средства. Средствами общения между люьдми  являются языки, звуковые системы. Культура связывает людей , объединяет их, служит полем их общения.

                  Важнейшей функцией культуры  является интегративная (объединяющая). Давая определение нации, мы в первую очередь указываем такие признаки, как общность культуры, общность языка как одного из ее элементов.  «Културная общность» ,»культурная связь» , «культурное единство» — это не просто слова, они могут иметь вполне материлизованные  проявления.  Человек ищет общение прежде всего с людьми одной культурной общности, называя себя и близких по культуре «мы», а остальных «они».

               В последнее время культурологи все чаще пишут об адаптивой функции культуры.  Адаптация в переводе с латинского языка означает приспособление.  Приспособление человека к среде происходит благодоря  культуре, поскольку биологическая эволюция не создала ему достаточных для этого средств.  И это приспособление происходит по мере развития культуры. Чтобы выжить,человек вынужден создавать  необходимые для выживания предметы, которых не произвела природа, словом, создовать искусственный мир, или «вторую природу». 

               Развитие интеллектуальных способностей обеспечило многообразие форм создоваемой культуры: в зависимости от географических и климатических условий человек освоил различные формы хозяйствования, научившись тем самым припосабливаться к различным природным условиям.

 

 

               Культура и цивилизация

 

              На протяжении многих десятилетий, с тех пор как слово «цивилизация» вошло в научный и культурный оборот, не утихают споры вокруг этого понятия. Как и слово «культура», оно было придумано древними римлянами для характеристики человека, но с самого начало  в их содержании существовали нюансы, делавшие их не тождественными, хотя зачастую и взаимозаменяемыми. Вот эта изначальная взаимозаменяемость и приводила впоследствии к отождествлению  двух этих понятий, даже в работах выдающихся мыслителей, как француз П.А.Гольбах (1723-1789) и англичанин А.Д.Тойнби (1889-1975). Однако это не вполне правомерно,  так как каждый термин имеет свое «поле» применимости. «Культура» всегда предпологола акцент на внутренний мир человека, на его «образованность», «воспитанность», на совершенствование его души как качества автономного индивида, отлчного от других, не сливавшегося с другими, тогда как «цивилизация» (как термин) обращала внимание на человека как члена  общины, как гражданина, живущего интересами этой общности и не сливающегося с ней. Из этого проистекают и следующие между культурой и цивилизацией различия, о которых много писал русский философ Н.А.Бердяев. Сам термин «культура», по его мнению, происходит от слова «культ», и по тому культура не есть осуществление новой жизни, нового бытия, она всегда есть осуществление новых ценностей, а потому, вспоминая значения понятия «ценность» , можно сказать, вслед за Бердяевым, что ее достижения в первую очередь символичны, а не реалистичны. Культура — это поиск истины в познании, в философских и научных книгах, это воплащение красоты в произведениях цивилизации, подчинившей себе природу, так как цивилизации, развивавщиеся в условиях дикой, опасной природы, сформировали менталитет зависимости от нее, ее обожествление  и полного ей подчинения. Французкий социолог, основоположник идеологии расизма Ж.А.Гобино (1816-1882) утверждал, что исторический процесс осуществляется  только за счет «чистой расы», но так как это недолговечно, «этнические смеси»  приводт к гибели цивилизаций.

                   Уже в ХХ в.  проблему отношения между культурой и цивилизацией  исследовали О.Шпенглер, А.Тойнби, С.Хантингтон, А.Вебер, И.Хайзинга.

                    В своей знаменитой работе «Закат Европы» О.Шпенглер (1880-1936) дал оригинальное решение проблемы отношения между культурой и цивилизацией. Он утверждал уникальность каждой культуры. Более того, он приписывал каждой культуре свою неповторимую судьбу. Подобно живому организму, культура рождается, живет, расцветает и умирает. Концом существовании каждой культуры , по мнению Шпенглера , и является цивилизация. По Шпенглеру, цивилизация есть результат культуры и ее появление означает конец культуры.

                     Важнейшая  составная часть культуры — знания, носящие разный характер: научные и ненаучные, истенные и неистенные. С развитием человека объем знаний неизмеримо  возрастет. Однако заблуждение предков не исчезают из культуры, им современный человек необязателно должен верить (например, в существование леших или Бабы Яги) , но без знания этих заблуждений многое в современной культуре , в культуре вообще современному человеку было бы не понятным (древнегреческие мифы или народные сказки).  Согласимся, что все это вымысел. Но этот вымысел нашел свое воплощение в литературе, искусства, был основательно осмыслен в философии, и без знания этого вымысла культура может оказаться просто недоступной для современного человека. В современном обществе главную роль играют научные знания,современная культура — это культура научного знания, а путем в мир научного знания служит образование. Возрастные роли науки , научного знания в современных условиях  сказывается на тех требованиях, которые сегодня предъявляются к каждому отдельному человеку, живущему в обществе, и к тем различным сферам жизни , совокупность которых образуют общество. Политологи, например, пишут о рационализации современной политической жизни , о связи политини с научной методологией. В личной жизни человека уходят в прошлое времена, когда люди жили по принципу «с милым рай и в шалаше». В личных взаимодействиях людей, в дружбе, любви, браке культурный уровень собеседника , партнера, супруга играет все более возрастающую роль.

                   Социологи отмечают изменения структуры бюджета семьи: все больше средств расходуются на воспитание, образование детей и формирование домашних библиотек.

                   И это все показатели возрастающей роли культуры, как в жизни общества в целом , так и в жизни отдельного человека. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурология Л.А.Никитич

 

   Библиографически список:

   Бердяев Н. Смысл истории. — Париж, 1969.

   Бердяев Н. Философия неравенства. — М., 1990.

   Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. — Париж, 1948.

   Блок М.  Апология истории. — М., 1986.